Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/780009705.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2002 года Дело N А78-1385/02-С1-1/56-Ф02-2814/02-С2


     [Дело о  взыскании неполученных доходов в связи с предоставлением льгот направлено на новое рассмотрение, так как суд не рассмотрел вопрос о привлечении надлежащего ответчика]
  

   
      Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:  председательствующего Рюмкиной М.Д.,  судей: Соколовой Л.М., Орлова А.В.,  при участии в судебном заседании представителей: Администрации города Читы Макаровой М.А. (доверенность от 04.02.2002 N176-13), открытого акционерного общества "Читаэнерго" Кулаковой Н.А. (доверенность от 23.05.2002 N647),  рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Читы на решение от 23 мая 2002 года и постановление от 16 июля 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу NА78-1385/02-С1-1/56 (суд первой инстанции - Стремецкая Т.Ф., суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Олейник В.Ф., Соловьев Б.П.),  установил:

     Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи Читинской области (далее ГУ УФПС Читинской области) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с иском к Администрации города Читы, открытому акционерному обществу (далее ОАО) "Читаэнерго" о взыскании 297 945 рублей 88 копеек - неполученных доходов в 2001 году в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

     До принятия решения по делу истец увеличил размер исковых требований до 318 047 рублей.

     Определением от 10 апреля 2002 года Арбитражного суда Читинской области к участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет по финансам Администрации города Читы.

     Определением от 23 апреля 2002 года Арбитражного суда Читинской области в связи с заявленным ГУ УФПС Читинской области отказом от иска прекращено производство по делу в отношении ответчика - ОАО "Читаэнерго"; последнее привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора.

     Определением от 13 мая 2002 года Арбитражным судом Читинской области к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного и коммунального хозяйства (далее МУП ЖКХ).

     Решением от 23 мая 2002 года Арбитражного суда Читинской области исковые требования ГУ УФПС Читинской области удовлетворены частично: с МУП ЖКХ взыскано 92 600 рублей и расходы по госпошлине в сумме 3378 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано. В иске к Администрации города Читы и Комитету по финансам Администрации города Читы отказано.

     Постановлением апелляционной инстанции от 16 июля 2002 года решение от 23 мая 2002 года оставлено без изменения.

     Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация города Читы обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 23 мая 2002 года и постановление от 16 июля 2002 года Арбитражного суда Читинской области и принять новое решение об отказе в иске.

     По мнению заявителя, МУП ЖКХ не несет ответственности за невыплату средств ГУ УФПС Читинской области, поскольку из федерального бюджета в 2001 году было профинансировано только 25% потребности городского бюджета на реализацию Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". МУП ЖКХ распределило полученные из бюджета средства в полном объеме. Образование задолженности перед ГУ УФПС Читинской области вызвано недостаточным размером бюджетных средств, предусмотренных на погашение соответствующих статей федерального бюджета.

     В отзыве на кассационную жалобу ГУ УФПС Читинской области указало, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.

     В судебном заседании лица, участвующие в деле поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

     Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     При разрешении спора Арбитражным судом Читинской области установлены следующие обстоятельства, имеющие значение при разрешении спора.

     ГУ УФПС Читинской области в 2001 году во исполнение Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляло льготы по оплате жилья, оплате за газ, теплоснабжение и горячую воду ветеранам и инвалидам, проживающим в жилом фонде истца.

     Согласно расчету ГУ УФПС Читинской области (т.1 л.д.24) в 2001 году было предоставлено льгот ветеранам и инвалидам на сумму 434 832 рублей, возмещено 116 785 рублей; сумма, подлежащая возмещению, составила 318 047 рублей. Спор о размере и стоимости оказанных услуг между сторонами отсутствует.

     Невозмещение затрат в указанной выше сумме явилось основанием для обращения ГУ УФПС Читинской области в суд с настоящим иском.

     Комитет по финансам Администрации города Читы, возражая против заявленных требований, указал, что возмещение понесенных расходов произведено истцу в сумме, выделенной Администрацией Читинской области.

     Удовлетворяя исковые требования в сумме 92 600 рублей за счет МУП ЖКХ, Арбитражный суд Читинской области исходил из того, что обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг ветераном войны и труда обусловлена выделением в его адрес денежных средств Администрацией Читинской области и непропорциональным их распределением среди получателей.

     По мнению Арбитражного суда Читинской области, в связи с отсутствием порядка распределения поступающих бюджетных средств в МУП ЖКХ распределение средств должно производится в процентном соотношении от фактического поступления на все предприятия и организации, которым надлежит возместить выпадающие доходы в связи с предоставлением населению льгот на основании Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

     В остальной части иска судом первой инстанции отказано, поскольку в полном объеме средства, необходимые для реализации Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2001 году, бюджету города Читы не выделялись.

     Выводы Арбитражного суда Читинской области относительно исковых требований к МУП ЖКХ (как в части отказа, так и в части взыскания) нельзя признать правомерными.

     Согласно статье 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.

     Порядок возмещения данных расходов утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

     В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.

     В соответствии с Порядком предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N536 распределение субсидий и субвенций, предоставленных Министерством финансов Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации, осуществляют финансовые органы субъектов Российской Федерации.

     Таким образом, обязанность по возмещению расходов на реализацию Федерального закона "О ветеранах" и определение порядка возмещения данных расходов возложена на субъект Российской Федерации. Распределение средств, поступивших в возмещение расходов на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", производится также субъектом Российской Федерации в лице его финансового органа.

     В отзыве на исковое заявление ГУ УФПС Читинской области Комитет по финансам Администрации города Читы просило суд привлечь в качестве ответчика по делу Комитет по финансам Администрации Читинской области.

     Исходя из положений Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" надлежащим ответчиком по делу является финансовый орган, выступающий от имени Читинской области.

     Арбитражному суду Читинской области следовало разрешить вопрос о возможности привлечения с согласия ГУ УФПС Читинской области в качестве ответчика финансовый орган субъекта Российской Федерации - Читинской области.

     В материалах дела сведения о том, что суд предложил ГУ УФПС Читинской области произвести замену ответчика либо привлечь в качестве второго ответчика финансовый орган Читинской области, отсутствуют.

     Вместе с тем, разрешение вопроса о надлежащем ответчике обеспечивает процессуальную экономию времени при рассмотрении исковых требований, законность и обоснованность судебного акта.

     На основании изложенного решение от 23 мая 2002 года и постановление от 16 июля 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-1385/02-С1-1/56 подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права и норм процессуального права с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

     При новом рассмотрении суду первой инстанции следует разрешить вопрос о возможности привлечения в качестве ответчика финансовый орган Читинской области как субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом этого дать оценку заявленным исковым требованиям, в том числе, к Администрации города Читы, Комитету по финансам Администрации города Читы.

     Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

     Решение от 23 мая 2002 года и постановление от 16 июля 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-1385/02-С1-1/56 отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

    

Председательствующий
     М.Д.Рюмкина
     
Судьи:
     Л.М.Соколова
     А.В.Орлов


    
    

Текст документа сверен по:
файл-рассылка