Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/780028276.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2002 года Дело N Ф04/2666-999/А45-2002


[Отсутствие урегулированного порядка по возмещению затрат организациям не возлагает ответственность на Министерство финансов РФ, в порядке ст.ст.15, 1064, 1071 ГК РФ, перед истцом]
(Извлечение)

    

     Арбитражный суд в составе...при участии в заседании: От истца: Гаврилова Н.А., доверенность N135 от 14.05.2002 От ответчика: Министерство финансов РФ - Трушников О.Б., доверенность N13.04/13 от 04.01.2002, от Управления Федерального казначейства по Новосибирской области, Управления налогов и финансовой политики администрации Новосибирской области не явились, извещены в установленном порядке. От 3- лица: не явились, извещены в установленном порядке. Рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Сибирьтелеком" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 29.05.2002 по делу NА 45-8687/2001-КГ 1/217, установил:

     Открытое акционерное общество "Электросвязь", в лице филиала Искитимский РУС обратилось в арбитражный суд с иском к РФ, в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства МФ РФ по Новосибирской области, Управлению финансов и налоговой политики при администрации Новосибирской области о взыскании убытков в размере 123 078 рублей 62 копейки, возникших у истца в связи с предоставлением в августе-декабре 1998 года группе физических лиц льгот по абонентской плате за телефонную связь в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".

     В качестве третьего лица привлечено Управление социальной защиты населения администрации Новосибирской области.

     В соответствии с изменениями и дополнениями в Устав ОАО "Электросвязь", зарегистрированными 26.12.2001, правопреемником истца является ОАО "Сибирьтелеком".

     Решением суда от 17.10.2001 (судья...) исковые требования удовлетворены, взыскано с Министерства финансов РФ г. Москва в пользу истца 123 078 руб.62 коп. В отношении Управления Федерального казначейства по Новосибирской области дело производством прекращено. К управлению финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области в иске отказано.

     Суд пришел к выводу о том, что согласно статье 10 ФЗ "О ветеранах" расходы, связанные с реализацией льгот по оплате пользования телефоном, возмещаются за счет средств федерального бюджета. Истцом подтверждены расходы по предоставлению льгот гражданам. Со ссылкой на п.1 ст.214, п.1 ст.125 ГК РФ суд признал Министерство финансов РФ ответчиком, с которого подлежат взысканию предъявленные истцом убытки.

     Постановлением апелляционной инстанции от 29.05.2002 (Судьи...) решение суда отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

     Выводы суда мотивированы тем, что согласно ст.30 ФЗ "О связи" порядок возмещения не полученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов, доходов определяется Правительством РФ. Суд, ссылаясь на Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ N963 от 15.12.2000, установил, что в действиях Министерства финансов РФ отсутствуют противоправность, причинная связь между действиями ответчика и убытками. Кроме того, материалами дела не подтверждено выделение из федерального бюджета средств, для Новосибирской области для реализации ФЗ "О ветеранах".

     ОАО "Сибирьтелеком" не согласно с вынесенным постановлением. Считает, что судом допущено нарушение норм материального и процессуального права.

     Ссылается на то, что в соответствии со ст.30 ФЗ "О связи", ст.10 "О ветеранах" должно производиться возмещение недополученных доходов предприятиям связи.

     Заявитель полагает, что порядок возмещения предприятиям связи недополученных доходов в результате применения льгот, регулируемых Правительством РФ, определяется только для государственных предприятий. В соответствии с приложением N 12 к ФЗ "О Федеральном бюджете на 1998 год" и пояснением N13-13-11/384 от 29.05.2002 УФК МФ РФ по НСО Новосибирской области было выделено трансфертов на сумму 230 466 757 рублей, однако истец не получил денежные средства в счет предоставленных льгот гражданам.

     С учетом изложенного, просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

     Отзыв на кассационную жалобу представило 3-лицо, просит оставить в силе постановление апелляционной инстанции, считает его законным и обоснованным, так как в силу ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации истец не доказал состав правонарушения, допущенного ответчиками.

     Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

     Представитель Министерства финансов Российской Федерации не согласен с доводами жалобы, просит оставить в силе постановление апелляционного суда.

     Изучив материалы дела, кассационную жалобу, проверив в порядке ст.174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция установила следующее.

     Согласно статье 22 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам труда предоставляется пятидесятипроцентная скидка по абонентской плате за пользование телефоном. В соответствии с положениями, предусмотренными статьей 30 Федерального закона "О связи", пунктом 79 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.97г., льготы по оплате услуг телефонной связи предоставляются предприятиями (операторами связи) независимо от формы собственности.

     Материалами дела подтверждается, что ОАО "Сибирьтелеком" (ранее ОАО "Электросвязь") в августе-декабре 1998 года самостоятельно предоставило определенной категории граждан льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О связи" на общую сумму 123 078 руб. 62 коп.

     Суд кассационной инстанции считает, что отношения сторон по распределению бюджетных средств регулируются Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

     Поскольку порядок возмещения затрат организациями, представляющим льготы физическим лицам, не был регламентирован в 1999 году законодательством, ссылка апелляционной инстанции на постановление Правительства РФ N963 от 15.12. 2000 не может быть признанной законной.

     Вместе с тем, отсутствие урегулированного порядка по возмещению затрат организациям в 1998-1999 годах не возлагает ответственность на Министерство финансов Российской Федерации, в порядке статьи 15, 1064, 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации перед истцом.

     Вывод апелляционной инстанции об отсутствии ответственности Министерства финансов РФ следует признать правильным.

     Необходимо отметить, что ссылка апелляционной инстанции на Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N963 от 15.12. 2000 не может быть применена к спорным отношениям. Данные Правила регулируют отношения, возникшие с 2000 года, на правоотношения, возникшие по их принятия, т.е. 1998-1999года не распространяются.

     Поскольку ссылка апелляционной инстанции на указанные Правила не привела к вынесению незаконного судебного акта, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.

     На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

     Постановление апелляционной инстанции от 29.05.2002 Арбитражного суда Новосибирской области по делу NА 45-8687/2001 - КГ-1 / 217 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

     Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
  

Председательствующий
...

Судьи
...


Текст документа сверен по:
файл-рассылка