Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/780046430.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2002 года Дело N А29-4351/01-2э


[Направляя дело на новое рассмотрение, суд поручил проверить расчет расходов,
связанных с предоставлением услуг связи, и учесть, что в сравнении с актом
сверки сумма этих затрат возросла]


      Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Отдельной Л.И., судей Каширской Н.А., Прониной С.А. без участия представителей сторон рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми на решение от 06.09.01 и постановление апелляционной инстанции от 10.07.02 по делу N А29-4351/01-2э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Бояринцевым Н.В., Горбатовым Ф.П., Вакулинской М.В., Дончевской О.А., по иску открытого акционерного общества "Связь" Республики Коми к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального округа "Город Ухта" о взыскании 2 265 046 рублей 26 копеек и установил:

     открытое акционерное общество "Связь" Республики Коми (далее ОАО "Связь") обратилось в арбитражный суд к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального округа "Город Ухта" с иском о взыскании суммы 2 265 046 рублей 26 копеек недополученных доходов, связанных с реализацией права отдельных категорий граждан на льготы по установке телефона, абонентской плате за него и пользование радиоточкой.

     До принятия решения в порядке, установленном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец увеличил сумму иска до 4 480 200 рублей.

     Определениями от 25.06 и 23.07.01 по заявлению истца к участию в деле в качестве ответчиков судом привлечены администрация муниципального образования "Город Ухта", Министерство финансов Республики Коми, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республики Коме, Управление финансов Министерства финансов Республики Коми по городу Ухте.

     Решением от 06.09.01, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.07.02, требования истца удовлетворены с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации на основании статей 30 Федерального закона "О связи", 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

     Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление федерального казначейства по Республике Коми Министерства финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и отказать в иске.

     По мнению заявителя, суд вынес незаконные и необоснованные решения, нарушив нормы материального и процессуального права. Не исследован вопрос, кто является распорядителем бюджетных средств по возмещению затрат на предоставление названных льгот. Податель жалобы указывает, что в соответствии с постановлением Правительства от 15.12.2000 N 963 возмещение этих расходов операторам связи производится из федерального бюджета Министерству труда и социального развития Российской Федерации на основании бюджетных заявок от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

     Кассатор считает недоказанным размер взысканной задолженности и отмечает, что судом не применены нормы закона, подлежащие применению (статьи 158, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

     В заседании суда третьей инстанции представитель Управления федерального казначейства по Республике Коми Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в жалобе, а ОАО "Связь" и администрация муниципального образования "Город Ухта" просили оставить решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании объявлен перерыв до 12.09.02.

     Правильность применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Республики Коми при рассмотрении данного дела проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Изучив обстоятельства спора, доводы кассационной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, суд округа считает обжалованные судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

     Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, в течение 2000 года ОАО "Связь" во исполнение Федеральных законов "О ветеранах", "О защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предоставляло льготы за пользование услугами связи. Произведенные истцом затраты по предоставлению этих услуг остались невозмещенными Управлением по социальным вопросам администрации муниципального округа "Город Ухта" в сумме 4 480 200 рублей в связи с невозможностью исполнения им условий договора на эксплуатацию телефонной и радиоточки и установку телефона различным категориям граждан по причине невыделения средств, что послужило основанием для предъявления настоящего иска.

     Статьей 30 Федерального закона Российской Федерации "О связи" установлено, что возмещение недополученных предприятием связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

     Согласно статье 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федеральных законов от 02.01.2000 N 40-ФЗ, 04.05.2000 N 57-ФЗ, 08.08.2001 N 124-ФЗ, 25.07.2002 N 116-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, 30.12.2001 N 194-ФЗ) расходы, связанные с реализацией льгот на оплату установки квартирного телефона, за пользование им и радиоточкой, производятся за счет федерального бюджета. Порядок их возмещения установлен "Правилами возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот" (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137). В соответствии с названными Правилами такие затраты компенсируются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социальной защиты населения Российской Федерации через органы социальной защиты населения субъектов Федерации.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям. Министерство труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.97 N 480, является органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по обеспечению социальных гарантий, предоставленных законом инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан, то есть главным распорядителем средств, выделенных согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год" на компенсацию затрат операторам связи за предоставление льготных услуг.

     Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации не финансирует отдельные предприятия - операторов связи, а выделенные на эти цели бюджетные средства распределяются их главным распорядителем, вопрос о привлечении которого к участию в деле не рассмотрен.

     Пунктом 1 Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.96 N 506 (с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 N 449, от 24.08.2002 N 630), установлено, что компенсация названных затрат осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

     Суд первой и апелляционной инстанций не выяснил, было ли предусмотрено финансирование расходов по предоставлению льгот гражданам, подвергшимся радиации, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год".

     Кроме того, не рассматривалась возможность недополучения истцом доходов в результате невыделения в полном объеме средств на эти цели из федерального бюджета главному распорядителю - органу социальной защиты Российской Федерации.

     С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что решение и постановление по делу приняты по неполно исследованным обстоятельствам, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по существу.

     Суду предлагается рассмотреть в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Министерства труда и социального развития Российской Федерации и исследовать обстоятельства, касающиеся:

     - фактического поступления Министерству труда и социального развития Российской Федерации из федерального бюджета средств, выделенных в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" Республике Коми на реализацию Федерального закона "О ветеранах";

     - перечисления Министерством труда и социального развития Российской Федерации органу социальной защиты Республики Коми и объема этих средств;

     - расчета финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2000 год" по реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

     При повторном рассмотрении дела суду следует также проверить расчет расходов, связанных с предоставлением услуг связи, и учесть, что в сравнении с актом сверки сумма этих затрат возросла в 2 раза.

     Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

     решение от 06.09.02 и постановление апелляционной инстанции от 10.07.02 по делу N А29-4351/01-2э Арбитражного суда Республики Коми отменить, направить дело на новое рассмотрение.

     Постановление вступает в законную силу с момента принятия.

Председательствующий
Л.И.Отдельная

Судьи
Н.А.Каширская
С.А.Пронина


    
    

Текст документа сверен по:
файл-рассылка