Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/780054638.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2003 года Дело N А29-4295/02-3Э


[Суд пришел к правильному выводу об наличии оснований для взыскания убытков, возникших у истца в связи с причинением ему вреда]


     Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Ногтевой В.А., Терёшиной Н.М., при участии представителей от истца: Осиповой Л.В. по доверенности от 25.09.02, от ответчика: Управления федерального казначейства по Республике Коми - Патовой С.А. по доверенности N 06-17/63 от 10.01.03 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми на решение от 11.11.02 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.03 по делу NА29-4295/02-3Э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Каменевым А.Л., Юркиной Л.Ю., Вакулинской М.В., Тугаревым С.В. по иску открытого акционерного общества "Связь" к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального округа "Город Ухта", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Республики Коми, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству Республики Коми по социальным вопросам, администрации муниципального округа "Город Ухта", 3-и лица: Финансовое управление администрации муниципального округа "Город Ухта" о взыскании 2 370 906 рублей 76 копеек и установил:

     открытое акционерное общество "Связь" (далее ОАО "Связь") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального округа "Город Ухта", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми и Министерству финансов Республики Коми о возмещении убытков в сумме 2 370 906 рублей 76 копеек, связанных с предоставлением в 2001 году и январе-мае 2002 года гражданам льгот по услугам связи на основании Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О предоставлении льгот несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и республиканских законов "О социальной защите инвалидов в Республике Коми" и "О социальной защите ветеранов в Республике Коми".

     До принятия решения истец увеличил размер требований до 4 283 985 рублей 33 копеек.

     Определениями от 27.06 и 06.09.02 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство Республики Коми по социальным вопросам и администрация муниципального округа "Город Ухта"; в качестве третьего лица, не заявляющего требований на предмет спора - финансовое управление администрации муниципального округа "Город Ухта".

     Решением суда первой инстанции от 11.11.02 со ссылкой на статьи 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации иск удовлетворен частично. В пользу ОАО "Связь" взыскано: за счет казны Российской Федерации 1 162 374 рубля 13 копеек убытков с Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 149 822 рубля с Министерства финансов Российской Федерации; за счет казны Республики Коми 1 058 710 рублей 63 копейки с Министерства финансов Республики Коми. В удовлетворении иска с Управления по социальным вопросам города Ухты, Министерства Республики Коми по социальным вопросам и администрации муниципального округа "Город Ухта" отказано.

     Апелляционная инстанция подтвердила правильность судебного акта суда первой инстанции, но установила, что надлежащим ответчиком по делу в части возмещения за счет казны Российской Федерации убытков от реализации Закона "О ветеранах" является Министерство финансов Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств. Постановлением от 10.02.03 решение от 10.11.02 оставлено без изменения с уточнением резолютивной части: сумма убытков 1 162 374 рубля 13 копеек взыскана в пользу ОАО "Связь" за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации.

     Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и отказать в иске о взыскании с него убытков.

     По мнению заявителя жалобы, суд необоснованно применил к данным правоотношениям статью 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии незаконных действий со стороны Министерства финансов Российской Федерации.

     Кассатор ссылается на постановление Правительства N 963 от 15.12.2000, в соответствии с которым оплата этих льгот производится за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству труда и социального развития Российской Федерации, которое и должно как главный распорядитель отвечать за недофинансирование при реализации федерального закона.

     Заявитель также указывает на то, что в соответствии с постановлением Правительства N 536 от 14.07.01, устанавливающим порядок предоставления и расходования средств на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Министерство финансов Республики Коми обязано предпринимать определенные действия по обеспечению финансирования этих льгот. В этой связи вопрос о возмещении спорных затрат необходимо решать с Министерством финансов Республики Коми.

     Кроме того, кассатор полагает, что убытки в сумме 12 210 рублей подлежат возмещению за счет средств бюджета Республики Коми. При этом он ссылается на совместное письмо Министерства финансов Российской Федерации N 120 и Центрального банка Российской Федерации N 05-1 от 25.12.92, определяющее порядок финансирования реализации Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому оплата указанных расходов производится непосредственно субъектом Российской Федерации с последующим возмещением из федерального бюджета.

     В заседании суда округа представитель истца подтвердил правильность принятых по делу судебных актов, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

     Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили.

     Министерство финансов Республики Коми в отзыве просило оставить обжалуемые решение и постановление без изменения как законные и обоснованные.

     Кассационная жалоба Министерства финансов Российской Федерации на решение от 11.11.02 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.03 по делу N А29-4295/02-3Э рассмотрена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Из материалов дела следует, что в течение 2001 года во исполнение Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ОАО "Связь" предоставляло льготы за пользование услугами связи.

     В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О связи" возмещение недополученных предприятием связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

     Как установлено судебными инстанциями и не оспаривается заявителем жалобы, истцу не возмещены из федерального бюджета расходы по исполнению Закона "О ветеранах" в сумме 1 162 374 рублей 13 копеек, Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - в сумме 137 612 рублей, Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", - в сумме 12 210 рублей.

     В силу статьи 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Порядок возмещения в 2001 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением инвалидам названных льгот, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536. В пункте 2 указанного правового акта определено финансирование этих расходов путем предоставления Министерством финансов Российской Федерации субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования.

     Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральному закону "О ветеранах" в 2000 году установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 и действовал в 2001 году. В силу его пункта 2 финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам и инвалидам.

     В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 506 от 24.04.96 финансирование расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", осуществляется в пределах средств федерального бюджета путем их перечисления Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

     Суд установил, что Министерство финансов Республики Коми все выделенные Республике Коми бюджетные средства на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" направило операторам связи. Таким образом, убытки у ОАО "Связь" возникли из-за недофинансирования из бюджета.

     Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

     На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

     В качестве основания возмещения убытков в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации названы незаконные действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления.

     В рассматриваемом случае противоправность поведения заключается в уклонении (бездействии) государства от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих льготы отдельных категорий граждан.

     Поскольку на основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, суд округа считает, что ответственность правильно возложена на Министерство финансов Российской Федерации.

     Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение и постановление не нарушают нормы материального права, а содержащиеся в них выводы - фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

     Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

     Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

     решение от 11.11.02 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.03 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-4295/02-3Э оставить без

     изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.

     Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий
Т.В.Синякина

Судьи
В.А.Ногтева
Н.М.Терешина


    
    

Текст документа сверен по:
файл-рассылка