Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/780060221.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2003 года Дело N А72-2162/02-Х96


[Дело  о взыскании сумм в счет компенсации убытков от предоставления льгот по оплате услуг связи гражданам, проживающим в Ленинском районе г. Ульяновска, по Закону Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" направлено на новое рассмотрение, так как выводы суда не основаны на имеющихся в деле доказательствах]
(Извлечение)



    Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:... с участием: от истца - Храниловой В.Г. по доверенности N 11 от 3.12.02 г., Баграенак Г.Ф. по доверенности N 10 от 3.12.02 г., от ответчика - извещен, не явился, третьи лица - извещены, не явились, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск, на решение от 16.08.02 г. (...) и постановление апелляционной инстанции (...) от 22.10.2002 г. по делу NА72-2162/02-Х96 Арбитражного суда Ульяновской области, по иску открытого акционерного общества "Ульяновскэлектросвязь", г.Ульяновск, к Мэрии г.Ульяновска, г.Ульяновск, о взыскании 146 197, 90 руб. по докладу судьи ..., установил:

     ОАО " Ульяновскэлектросвязь" обратилось с иском к Мэрии г.Ульяновска о взыскании 146 197, 9 руб. в счет компенсации убытков от предоставления в 2001 году льгот по оплате услуг связи гражданам, проживающим в Ленинском районе г. Ульяновска, по закону Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств казны муниципального образования.

     Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.05.02 г. в качестве второго ответчика к участию в деле привлечено Финансовое управление Мэрии г. Ульяновска.

     Определением того же суда от 30.05.02 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет социальной защиты населения Ульяновской области, Комитет социальной защиты населения г.Ульяновска, Главное управление финансов Ульяновской области. Кроме того, судом принято уточнение суммы иска истцом в порядке ст.37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года до 141597 руб. 90 коп.

     Определением от 19.07.02 г. суд привлек в качестве ответчика Министерство финансов Российской Федерации.

     Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.08.02 г. с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 141597 руб. 90 коп., в иске к Мэрии г. Ульяновска и финансовому управлению Мэрии г. Ульяновска отказано.

     Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 22.10.02 г. решение оставлено без изменения.

     Судебные акты мотивированы тем, что согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Ульяновской области выделено 83 573 тыс. руб. субсидий из фонда компенсации на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", тогда как фактическая потребность средств, необходимых на реализацию указанных законов, составляет по Ульяновской области на 2001 год 211 960 тыс. руб. В соответствии со ст. 30 ФЗ "О связи" истец вправе требовать возмещения убытков, возникших от предоставления 50% льготы по оплате услуг телефонной связи во исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Убытки, причинены в результате незаконного бездействия государства, выразившегося в уклонении от исполнения своих обязательств по компенсации затрат истца, и других хозяйствующих субъектов, возникших в связи с реализацией ФЗ "О социальной защите инвалидов". Уклонение усматривается из того факта, что в ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено недостаточно средств для компенсации указанных затрат. В этой связи убытки на основании ст. ст. 16, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации взысканы с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

     В кассационной жалобе заявитель - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск, просит решение и постановление отменить, ссылаясь на то, что согласно ст. ст. 84,85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.5 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" данный вид расходов не относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета. Субсидии бюджету субъекта на реализацию указанного закона были предоставлены в полном объеме в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, предложения об изменении размеров субсидий в Министерство финансов Российской Федерации не вносились.

     В заседании суда кассационной инстанции представителями ОАО "ВолгаТелеком", г. Ульяновск, заявлено ходатайство о замене выбывшего из спора в результате реорганизации первоначального истца - ОАО "Ульяновскэлектросвязь", - его правопреемником - ОАО "ВолгаТелеком". Ходатайство удовлетворено на основании ч.1 ст. 48 АПК РФ.

     Проверив законность и обоснованность решения и постановления в соответствии со ст. ст. 274, 286 АПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости их отмены и передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку выводы суда не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

     Истец на основании ст. 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 г. N 181-ФЗ предоставил гражданам - инвалидам, проживающим в Ленинском районе г. Ульяновска льготу по оплате услуг телефонной связи в размере 50% от установленного тарифа.

     Согласно ст. 30 ФЗ "О связи" от 16.02.95 г. N 15-ФЗ порядок возмещения государственным предприятием связи недополученных в результате применения льгот доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Постановлением Правительства Российской Федерации N 536 от 14.07.01 г. утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Порядок) в виде субсидий и субвенций, выделяемых из указанного фонда бюджетам субъектов Российской Федерации.

     Согласно п.9 Порядка расходование предоставленных субсидий и субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а так же их учреждениями и другими получателями бюджетных средств, включая выплату средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим их в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

     В соответствии с договором от 6.09.01 г., заключенным между Комитетом социальной защиты Ленинского района г.Ульяновка и ОАО "Ульяновскэлектросвязь" истцу из городского бюджета было возмещено 437 000 руб. расходов, связанных с реализацией в 2001 году ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Расходы в сумме 141 597 руб. 90 коп. остались невозмещенными и составили сумму иска.

     В соответствии с п.2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах

     объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

     Согласно п.2 ст.223 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основании проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств.

     Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Ульяновской области были выделены средства фонда компенсаций в сумме 83 573 тыс. руб. Данные средства были зачислены на счет Главного управления финансов Ульяновской области.

     В деле имеется расчет средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на 2001 год, сделанный Управлением реабилитации инвалидов Ульяновской области, согласно которому на реализацию указанного закона в Ульяновской области требовалось 211 960,1 тыс. руб. (л.д.82, т.2).

     Из отзывов на кассационную жалобу Открытого акционерного общества "ВолгаТелеком" и Комитета социальной защиты населения администрации г.Ульяновска следует, что данные о фактической потребности в денежных средствах на реализацию вышеуказанного закона в 2001 году по г.Ульяновску (72,163 тыс. руб.) и области были своевременно представлены в Комитет социальной защиты населения администрации Ульяновской области, им обобщены и представлены в Главное управление финансов Ульяновской области, а затем в Министерство финансов Российской Федерации, однако несмотря на это Ульяновской области было выделено из фонда компенсаций 83, 573 тыс. руб., из них г. Ульяновску - 31, 170 тыс. руб., что составило 43, 2 % от потребности.

     Между тем в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что Главным управлением финансов Ульяновской области в Минфин РФ были своевременно представлены сведения о фактической потребности области в выделении из Федерального бюджета средств на реализацию вышеназванного закона в 2001 году в сумме 211 960,1 тыс. руб.

     При таких обстоятельствах вывод суда о незаконном бездействии государства в лице Министерства финансов Российской Федерации, выразившемся в том, что в ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" было предусмотрено недостаточно средств для компенсации затрат хозяйствующих субъектов, возникших в связи с реализацией ФЗ "О социальной защите инвалидов", не основан на имеющихся в деле доказательствах.

     В этой связи решение и постановление подлежат отмене, а дело- передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду следует истребовать у Главного управления финансов Ульяновской области доказательства направления в Министерство финансов Российской Федерации сведений о фактической потребности Ульяновской области в денежных средствах на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2001 году. Суду надлежит так же исследовать каков был в данном случае проект распределения, утвержденный главным распорядителем бюджетных средств, положенный в основу лимитов бюджетных обязательств в соответствии с п.2 ст.223 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     В зависимости от представленных доказательств суду надлежит разрешить спор с соблюдением норм материального и процессуального права.

     На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч.1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

     Кассационную жалобу удовлетворить, решение от 16.08.02 г. и постановление апелляционной инстанции от 22.10.02 г. по делу N А72-2162/02-Х96 отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в ином судебном составе.

     Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
    

Председательствующий
...

Судьи
...


    

Текст документа сверен по:
файл-рассылка