Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/780076496.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2003 года Дело N А42-9196/01-4/1374/02


[Суд, на основании пунктов 14 и 15 статьи 5 Закона "О социальной защите инвалидов", удовлетворил, за счет средств бюджета субъекта РФ, иск о взыскании убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам скидки за пользование телефоном и радио]


    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кустова А.А., судей: Кирилловой И.И., Сосниной О.Г., при участии от Департамента финансов Мурманской области Юриновой Е.Ю. (доверенность от 25.12.2002 N 01/1-09/40), рассмотрев 14.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Мурманской области на решение от 16.01.2003 (судья Белецкая С.В.) и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 17.07.2003 (судьи: Кружилина С.Д., Торба М.В., Попова Е.В.) по делу N А42-9196/01-4/1374/02, установил:
    
    Открытое акционерное общество "Мурманэлектросвязь" в лице Кандалакшского узла электросвязи (далее - ОАО "Мурманэлектросвязь") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Департаменту финансов Мурманской области о взыскании 2456 руб. 27 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам 50% скидки за пользование телефоном и радио в декабре 1998 года во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
    
    В ходе судебного разбирательства истец уменьшил исковые требования до 1439 руб. 72 коп.
    
    В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Комитет по социальной защите населения администрации Мурманской области.
    
    Судом удовлетворено ходатайство истца о его замене на открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице Кандалакшского узла электросвязи - филиала ОАО "Мурманэлектросвязь".
    
    Решением от 16.01.2003 исковые требования удовлетворены путем взыскания убытков в сумме 1439 руб. 72 коп. с Департамента финансов Мурманской области (далее - Департамент финансов), в остальной части производство по делу прекращено.
    
    Постановлением апелляционной инстанции от 17.07.2003 решение оставлено без изменения.
    
    В кассационной жалобе Департамент финансов просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
    
    - в соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
    
    - согласно статье 4 Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот инвалидам и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;
    
    - федеральные органы государственной власти, установив федеральную льготу инвалидам, должны были предусмотреть в федеральном бюджете на 1998 год и целевые средства на реализацию закона, однако не сделали этого и не приостановили действие закона;
    
    - в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" финансовая помощь Мурманской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должна была составить 338000 руб., фактически выделено 282795 руб., тогда как судом необоснованно указано о получении 311000 руб;
    
    - ни федеральными законами, ни законами Мурманской области не установлена обязанность Департамента финансов по компенсации затрат истцу в связи с предоставлением льгот инвалидам;
    
    - истцом не доказано наличие и размер убытков;
    
    - отсутствует причинно-следственная связь между убытками и действиями (бездействием) Департамента финансов;
    
    - до 2000 года Мурманской области не выделялись средства на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
    
    Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
    
    Как следует из материалов дела, истцом в декабре 1998 года в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" были предоставлены льготы инвалидам по оплате услуг связи в сумме 1439 руб. Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
    
    В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
    
    Довод ответчика, что ни федеральными законами, ни законами Мурманской области не установлена обязанность Департамента финансов по компенсации затрат истцу в связи с предоставлением льгот инвалидам, не может быть принят судом кассационной инстанции, так как он противоречит статье 30 Федерального закона "О связи" N 15-ФЗ от 16.02.95, которая определяет, что при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с указанным Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
    
    Согласно пунктам 14 и 15 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
    
    Хотя в 1998 и 1999 годах Мурманской области из федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" средства не выделялись, ответчик не доказал, что обращался в Министерство финансов Российской Федерации с требованием о выделении этих средств, из бюджета области такие средства также не выделялись.
    
    По мнению кассационной инстанции, суд пришел к правомерному выводу о наличии вины Департамента финансов в возникновении у истца убытков.
    
    Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что Департамент финансов не исполнил обязанности по планированию в бюджете области достаточных денежных средств на компенсацию льгот инвалидам в части оплаты услуг связи.
    
    Ввиду вышеизложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
    
    Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение от 16.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.07.2003 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-9196/01-4/1374/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Мурманской области - без удовлетворения.
    
    

Председательствующий
А.А.Кустов

Судьи:
И.И.Кириллова
О.Г.Соснина

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка