Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/9011190.htm


ГОСПЛАН СССР

ГОССТРОЙ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 1985 года N 95/60


Указания о порядке разработки и утверждения
технико-экономических обоснований строительства
по крупным и сложным предприятиям и сооружениям
(а при необходимости и по другим объектам)


I. Общие положения

    1. Настоящие Указания разработаны в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1984 г. N 387 "Об улучшении планирования, организации и управления капитальным строительством", которым установлено, что в целях улучшения качества проектирования и повышения обоснованности строительства министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик должны обеспечивать начиная с 1985 года исходя из схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам разработку технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости по другим объектам), определяемым Госпланом СССР и Госстроем СССР при составлении проектов планов. В Указаниях учтены также положения постановления Совета Министров СССР от 28 января 1985 г. N 96 "О дальнейшем совершенствовании проектно-сметного дела и повышении роли экспертизы и авторского надзора в строительстве".

    Указаниями определяются состав, порядок разработки и утверждения ТЭО строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения крупных и сложных предприятий и сооружений и других объектов. Определение предприятий, по которым должны разрабатываться ТЭО, производится в порядке, устанавливаемом Госпланом СССР и Госстроем СССР.

    2. ТЭО является предплановым и предпроектным документом, дополняющим и развивающим решения, предусмотренные в утвержденной схеме, в частности: обоснования намечаемого строительства предприятия, его мощности, номенклатуры и качества продукции, кооперации производства, обеспечения сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, электро- и теплоэнергией, водой и трудовыми ресурсами, а также выбора наиболее эффективных технических, экономических и организационных решений по эксплуатации и строительству, включая выбор конкретной площадки для строительства и определение расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей предприятия.

    До разработки ТЭО на расширение действующих и строительство новых предприятий должно быть установлено, что аналогичные мощности действующих предприятий данной отрасли с учетом их реконструкции и технического перевооружения используются полностью (это должно быть подтверждено в ТЭО со ссылкой на соответствующий документ).

    Создание дополнительных производственных мощностей должно обеспечиваться, как правило, без увеличения численности работающих в целом по отрасли за счет роста производительности труда и высвобождения работающих на действующем производстве.

    3. ТЭО должно включать материалы по предприятию, имеющиеся в схеме, содержать обоснования эффективности принимаемых основных технических решений, а также данные и показатели, необходимые для выдачи задания на проектирование. Предусматриваемые в ТЭО технический уровень и основные технико-экономические показатели предприятия и выпускаемой им продукции после осуществления его строительства должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных и зарубежных предприятий.

    4. При разработке ТЭО необходимо:

    учитывать перспективы развития науки и техники в соответствии с комплексной программой научно-технического прогресса и предусматривать применение при строительстве и эксплуатации предприятия новейших достижений науки и техники и передового отечественного и зарубежного опыта;

    обеспечивать высокую эффективность использования капитальных вложений и минимальные объемы строительно-монтажных работ на основе вариантной проработки ТЭО. Экономическая эффективность капитальных вложений должна подтверждаться соответствующими расчетами, а также сравнением технического уровня и важнейших технико-экономических показателей предприятия с аналогичными лучшими отечественными и зарубежными построенными или запроектированными предприятиями, в том числе по качеству намечаемой к выпуску продукции с учетом ее конкурентоспособности и возможности сбыта на мировом рынке;

    предусматривать строительство предприятий, как правило, очередями с определением основных технико-экономических показателей на полное развитие и по очередям. Невозможность (нецелесообразность) выделения указанных очередей должна быть обоснована;

    учитывать решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, в схемах генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов) и проектах планировки и застройки городов и других населенных пунктов;

    обеспечивать рациональное и экономное использование земель, материальных, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов;

    предусматривать комплексное решение вопросов строительства объектов производственного назначения, жилых домов, объектов социально-бытового назначения и охраны окружающей среды;

    учитывать требования обеспечения сейсмостойкости, устойчивости, взрыво- и пожаробезопасности предприятий;

    исходить из того, что расчетная стоимость строительства, согласованная с подрядной организацией, предусмотренная в утвержденном ТЭО, является лимитом на весь период проектирования и строительства и учитывается при составлении планов капитального строительства.

    5. В тех случаях, когда в результате разработки ТЭО существенно изменяются основные показатели по предприятию, определенные в утвержденной схеме, в ТЭО должны быть проанализированы последствия, обусловленные этими изменениями, и приведены обоснования более высокой эффективности решений, принимаемых в ТЭО.

    6. В случае необходимости разработки ТЭО по предприятиям, строительство которых не предусмотрено в схемах, должны рассматриваться все основные варианты их строительства исходя из решений по развитию и размещению соответствующего производства, принятых в схемах. При этом необходимо руководствоваться общими принципами размещения производительных сил, установленными ограничениями по строительству предприятий в отдельных городах.

    Выбор пунктов строительства таких предприятий должен производиться на основе оценок важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на их размещение (экономического, трудового, сырьевого, топливно-энергетического, водного, строительного, транспортного, экологического и других).

    7. При наличии возможности и целесообразности ТЭО следует разрабатывать на конкурсной основе.

    8. В случае необходимости министерства и ведомства могут утверждать по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР дополнительные указания и эталоны по разработке ТЭО, учитывающие специфические особенности строительства и эксплуатации предприятий соответствующей отрасли народного хозяйства и промышленности.


II. Состав и содержание технико-экономических
обоснований

    9. ТЭО должно состоять из следующих разделов (применительно к обоснованию строительства нового предприятия):

    а) исходные данные и положения:

    выписка из перечня крупных и сложных предприятий и сооружений (а также других объектов), по которым должны разрабатываться ТЭО, определяемого Госпланом СССР и Госстроем СССР;

    ссылки на постановления, решения и другие документы, являющиеся основанием для разработки ТЭО;

    данные о техническом состоянии реконструируемого или расширяемого предприятия, анализ и оценка его деятельности, основные технико-экономические показатели работы за последние 3 года, предшествовавших году разработки ТЭО;

    б) мощность (объем производства продукции), номенклатура продукции, специализация и кооперация предприятия:

    мощность предприятия, уточненная исходя из потребности в продукции всех предприятий данной отрасли и других отраслей с учетом экономного и рационального ее использования, а также полного использования имеющихся и создаваемых мощностей по производству аналогичной продукции. Мощность и номенклатура продукции для ее производства по ассимиляции;

    основные технические данные и экономические показатели продукции в сравнении с данными и показателями аналогичных видов продукции передовых отечественных и зарубежных предприятий;

    обоснование конкурентоспособности продукции на мировом рынке и ее влияние на сокращение импорта и экономию валюты;

    определение специализации и кооперации предприятия;

    обоснование возможности и целесообразности получения и использования в народном хозяйстве попутной продукции при комплексной переработке сырья и утилизации отходов производства;

    в) обеспечение предприятия сырьем, материалами, полуфабрикатами, энергией, топливом, водой и трудовыми ресурсами:

    данные о наличии сырьевой базы, разведанных и утвержденных запасах сырья и перспективе их роста;

    потребность в сырье, требования к качеству и способам его подготовки;

    потребность в материалах и полуфабрикатах, источники их получения;

    обоснование источников обеспечения предприятия электрической и тепловой энергией и топливом с учетом топливно-энергетического баланса района размещения предприятия;

    обоснование обеспечения предприятия водой (с учетом других потребителей, пользующихся выбранным источником водоснабжения);

    расчет общей численности работающих (в том числе промышленно-производственного персонала) исходя из того, что производительность труда на намечаемом строительством предприятии к моменту его ввода в действие должна быть не ниже достигнутой на передовых аналогичных предприятиях отрасли с учетом необходимого ее роста за соответствующий период и достижения высшего мирового уровня;

    предложения по организации подготовки рабочих кадров на действующих предприятиях и в учебных заведениях;

    г) основные технологические решения, состав предприятия, организация производства и управления:

    обоснование рекомендуемой технологии производства (технологической схемы) на основе сравнения возможных технологических процессов и схем и оценка оптимальности выбранной технологии;

    обоснование выбора основного технологического оборудования. В случае целесообразности использования импортного оборудования обоснование его выбора производится в установленном порядке;

    важнейшие требования к основному технологическому оборудованию;

    требования к уровню механизации и автоматизации предприятия и основные технические решения;

    обоснование производственно-технологической структуры и состава предприятия, мощности его основных производств и цехов;

    состав обслуживающего и энергетического хозяйства;

    структура управления предприятием и обоснование применения АСУП;

    д) выбор района, пункта, площадки (трассы) для строительства и их характеристика:

    обоснование выбора района и пункта строительства (в случае, если район (пункт) строительства в схеме не определен);

    обоснование выбора площадки (трассы) для строительства;

    е) основные строительные решения, организация строительства:

    принципиальные объемно-планировочные и конструктивные решения и их основные параметры по наиболее крупным и сложным зданиям и сооружениям, площади корпусов, зданий и сооружений предприятия;

    инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне;

    предложения по строительству предприятия очередями для ускорения ввода в действие производственных мощностей и основных фондов или обоснование невозможности (нецелесообразности) выделения очередей строительства;

    ситуационный план с указанием размещения площадок промышленного и жилищно-гражданского строительства, внеплощадочных сооружений (водозабор, очистные сооружения, трассы линий электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, подъездных железных и автомобильных дорог);

    схема генерального плана предприятия, предусматривающая размещение на промышленной площадке наиболее крупных зданий и сооружений, зон объектов подсобного и обслуживающего назначения, объектов энергетического хозяйства, транспортного хозяйства и связи, площади для возможного расширения предприятия;

    основные требования к развитию транспорта общего пользования с учетом наиболее рационального использования отдельных его видов (железнодорожного, автомобильного, водного и др.);

    особенности организации и сроки осуществления строительства исходя из норм его продолжительности;

    основные мероприятия по организации строительства;

    объемы основных строительно-монтажных работ и потребность в важнейших строительных материалах и механизмах, трудоемкость строительства, определяемые по укрупненным нормативам и показателям;

    возможность использования мощностей строительно-монтажных организаций, предприятий строительной индустрии и строительных материалов, расположенных в районе строительства предприятия, а также предложения по их наращиванию или созданию таких мощностей;

    ж) охрана окружающей среды:

    характеристика и объем сточных вод и вредных выбросов;

    мероприятия по спецводопользованию;

    мероприятия по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, почвы и водоемов и по рекультивации нарушенного земельного участка и использованию плодородного слоя почвы;

    размеры санитарно-защитной зоны;

    предложения по использованию отходов производства для повышения экономической эффективности работы предприятия;

    влияние на окружающую среду в данном районе действующих, строящихся и намечаемых к строительству предприятий;

    экономическая эффективность осуществления природоохранных мероприятий и оценка экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды, определяемые по Временной типовой методике, одобренной постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР и Президиума Академии наук СССР от 21 октября 1983 г. N 254/284/134;

    з) расчетная стоимость строительства:

    в разделе излагаются вопросы и приводятся данные по определению в ТЭО расчетной стоимости строительства;

    и) экономика строительства и производства, основные технико-экономические показатели:

    экономическая эффективность капитальных вложений;

    удельные капитальные вложения, в том числе на строительно-монтажные работы;

    расчетная себестоимость основных видов продукции;

    удельные расходы сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов;

    уровень производительности труда;

    сравнение с показателями действующих передовых отечественных и зарубежных предприятий, а также с перспективными показателями проектируемых предприятий соответствующей отрасли (подотрасли) промышленности (народного хозяйства);

    к) выводы и предложения:

    оценка экономической эффективности строительства предприятия;

    соответствие принятых технологий, оборудования, строительных решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям;

    данные для составления задания на проектирование предприятия в соответствии с общими требованиями к содержанию такого задания, предусмотренными положениями о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утверждаемыми Госстроем СССР;

    перечень научно-исследовательских,             конструкторских,
экспериментальных и   изыскательских   работ,   которые   необходимо
выполнить для   проектирования    и    строительства    предприятия,
изготовления оборудования;

    л) приложения:

    схема ситуационного плана;

    схема генерального плана;

    габаритные схемы по наиболее крупным и сложным зданиям и сооружениям;

    сводный расчет стоимости строительства;
    сводка затрат (в соответствующих случаях).


III. Порядок разработки и утверждения
технико-экономических обоснований

    10. Разработка ТЭО осуществляется по заданиям предприятия (организации)-заказчика, как правило, силами головных проектных организаций с привлечением проектных организаций министерств-подрядчиков, территориальных проектных организаций, организации, разработавшей схему, и при необходимости научно-исследовательских институтов и специализированных проектно-изыскательских организаций. В случае, если намечается применение вновь создаваемого технологического оборудования, в разработке ТЭО должна принимать участие организация - разработчик этого оборудования.

    11. Предприятие (организация)-заказчик после включения работы по составлению ТЭО в план проектно-изыскательских работ выдает проектной организации - генеральному проектировщику (разработчику ТЭО) задание на разработку ТЭО, утвержденное министерством, ведомством СССР или Советом Министров союзной республики.

    В зависимости от нормативных сроков продолжительности проектирования и строительства предприятий разработка ТЭО начинается, как правило, за два-три года до начала строительства. Для предприятий с длительным сроком проектирования и строительства, требующих выполнения большого объема изыскательских работ для выбора площадки под их строительство, разработка ТЭО может начинаться за четыре-пять лет, а в исключительных случаях, когда намечается строительство гидравлических и атомных электростанций и особо крупных производственных комплексов и водохозяйственных систем, - за шесть-семь лет до начала их строительства. В случае, если с момента утверждения ТЭО до начала разработки проекта пройдет два-три года, в ТЭО должны быть внесены в случае необходимости соответствующие изменения с последующим согласованием и утверждением их в порядке, установленном для вновь разрабатываемых ТЭО. Отсутствие необходимости внесения изменений в ТЭО в таких случаях должно подтверждаться министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик письмом, которое представляется в Госплан СССР и Госстрой СССР.

    Стоимость разработки ТЭО определяется в порядке, устанавливаемом Госпланом СССР.

    12. Разработка ТЭО осуществляется в пределах лимитов на проектно-изыскательские работы за счет средств капитальных вложений по соответствующей отрасли, а на строительство важнейших народнохозяйственных объектов - за счет бюджетных ассигнований. Если в результате разработки и экспертизы ТЭО будет признано нецелесообразным строительство предприятия, затраты, связанные с разработкой ТЭО, подлежат списанию в установленном порядке.

    13. Район или пункт строительства предприятий (при отсутствии данных в схеме) определяются на первом этапе разработки ТЭО и согласовываются министерствами, ведомствами СССР или Советами Министров союзных республик с Госпланом СССР (министерства и ведомства СССР предварительно согласовывают это решение с соответствующим Советом Министров союзной республики).

    При выборе района или пункта строительства предприятия выполняется технико-экономическое сравнение возможных вариантов районов (пунктов) размещения предприятия в соответствии с Методическими указаниями о составе, порядке разработки, согласования, утверждения и уточнения схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, утвержденными постановлением Госплана СССР от 31 декабря 1981 г. N 290.

    14. Выбор площадки (трассы) для строительства производится в районе или пункте, определенном схемой или ТЭО (при отсутствии решения в схеме), с соблюдением земельного, водного, лесного и другого законодательства, связанного с охраной окружающей среды, с учетом проектов районной планировки городов (поселков) страны, общесоюзных и региональных схем развития соответствующих коммуникаций и сетей, железных и автомобильных дорог и газопроводов, энергосистем, сетей связи и на основе материалов комплексных инженерных изысканий, выполняемых для этих целей. При этом проводится всестороннее изучение условий строительства на всех возможных или рекомендуемых площадках (трассах).

    По поручению заказчика проектная организация - генеральный проектировщик (разработчик ТЭО) направляет на согласование материалы намечаемых решений, связанные с выбором площадки (трассы) для строительства, организациям и органам государственного надзора, представители которых должны принимать участие в выборе площадки (трассы) строительства. Указанные материалы рассматриваются (с оформлением необходимого заключения) организациями и органами государственного надзора не более чем в месячный срок со дня их представления, а в случае разногласий передаются на совместное рассмотрение заинтересованным министерствам, ведомствам и соответствующим союзным или республиканским органам государственного надзора, которые должны в 2-недельный срок принять решение.

    Решения, согласованные в указанном порядке, являются неизменными на весь период проектирования.

    Замечания и предложения согласовывающих организаций должны быть учтены в ТЭО до представления их в экспертные органы министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, а также в Госплан СССР и Госстрой СССР.

    15. Расчетная стоимость строительства в ТЭО определяется по предприятию в целом, в том числе по объектам производственного назначения, жилищно-гражданского назначения, в случае необходимости - по объектам базы строительной индустрии, городского наземного пассажирского транспорта, дорогам, путепроводам и другим инженерным сооружениям. Расчеты стоимости строительства к ТЭО по каждому виду объектов и на каждую очередь строительства (если строительство предприятия намечается вести по очередям) составляются по форме сводного сметного расчета стоимости строительства на основе объектных расчетов стоимости отдельных зданий и сооружений и локальных расчетов стоимости отдельных работ и затрат. Все расчеты стоимости по очередям и видам объектов объединяются в сводный расчет стоимости строительства к ТЭО на полное развитие предприятия.

    Объектные и локальные расчеты стоимости строительства составляются по формам, разработанным для объектных и локальных смет на основе укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), укрупненных сметных нормативов и стоимостных показателей прогрессивных проектов - аналогов.

    В расчетах стоимости строительства к ТЭО отдельными строками предусматриваются определяемые в порядке, устанавливаемом Госстроем СССР и Госпланом СССР:

    резерв средств на непредвиденные работы и затраты;

    средства, учитывающие изменения ценообразующих факторов, происходящие в связи с научно-техническим и социальным прогрессом, а также проведением мероприятий по охране окружающей среды.

    В случае необходимости уточнение порядка определения расчетной стоимости строительства в ТЭО производится Госстроем СССР по согласованию с Госпланом СССР.

    16. Принимаемые в ТЭО решения по строительству предприятий согласовываются заказчиком (с привлечением проектной организации генерального проектировщика) с заинтересованными организациями в части производственной и хозяйственной кооперации, размещения предприятия в составе промузла, транспортных связей, обеспечения рабочими кадрами, сырьем и топливом, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, средств связи, состава и способов очистки вредных выбросов в атмосферу и водоемы, а также применения основных строительных материалов и конструкций и организации строительства.

    В случае наличия разногласий они рассматриваются соответствующими министерствами и ведомствами, а по разногласиям между министерствами и ведомствами - окончательное решение принимают Госплан СССР и Госстрой СССР.

    17. Расчетная стоимость строительства к ТЭО согласовывается заказчиком с генеральной подрядной строительной организацией.

    18. ТЭО, разработанные в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и указаниями (что должно быть удостоверено генеральным проектировщиком - разработчиком ТЭО соответствующей записью в ТЭО), дополнительному согласованию с органами государственного надзора и заинтересованными организациями не подлежат.

    19. ТЭО оформляются в виде пояснительной записки с приложениями, содержащими необходимые материалы в соответствии с настоящими Указаниями.

    20. Разработанные ТЭО рассматриваются:

    по особо крупным и сложным предприятиям и сооружениям - в Госплане СССР (Государственной экспертной комиссией и соответствующими отделами с участием Главгосэкспертизы Госстроя СССР) по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик при наличии заключений их органов экспертизы;

    по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - в Госстрое СССР (Главгосэкспертизой) и Госплане СССР (соответствующими отделами) по вопросам, входящим в компетенцию этих комитетов, по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик при наличии заключения их органов экспертизы;

    по другим объектам при расчетной стоимости строительства:

    4 млн.рублей и выше - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик (с проведением экспертизы);

    менее 4 млн.рублей - в порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.

    Порядок отнесения предприятий и сооружений к особо крупным и сложным, а также к крупным и сложным устанавливается Госпланом СССР и Госстроем СССР.

    21. Решения об утверждении ТЭО принимаются:

    по особо крупным и сложным и по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР;

    по другим объектам при расчетной стоимости строительства:

    4 млн.рублей и выше - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик;

    менее 4 млн.рублей - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.

    22. В документе об утверждении ТЭО указываются основные данные и технико-экономические показатели согласно приложению, а также требования, которые должны быть включены в задание на проектирование, включая стадийность проектирования.

    23. Организации, осуществляющие разработку, экспертизу и утверждение ТЭО, должны обеспечивать их высокое качество, достоверность и прогрессивность технико-экономических показателей предприятий, не допускать неоправданного увеличения объема ТЭО и излишней их детализации.


Приложение
к Указаниям о порядке разработки
и утверждения ТЭО по крупным и
сложным предприятиям и сооружениям
(а при необходимости и по другим
объектам)


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЭО


    1. Наименование и местонахождение предприятия (район, пункт).

    2. Вид строительства (новое, расширение, реконструкция, техническое перевооружение), очередь.

    3. Мощность по выпуску продукции:

    в стоимостном выражении, млн.рублей;

    в натуральном выражении (в соответствующих единицах измерения).

    4. Общая численность работающих, человек.

    5. Производительность труда в год, тыс.рублей.

    6. Расчетная стоимость строительства, млн.рублей, в том числе строительно-монтажные работы, млн.рублей.

    7. Намечаемый срок строительства, лет.

    8. Срок окупаемости капитальных вложений, лет.

    9. Годовая потребность предприятия:

    сырье и материалы (в соответствующих единицах измерения);

    электроэнергия, млн.кВт-ч.;

    теплоэнергия со стороны, млн.Г/кал;

    уголь, тыс.т;

    газ, тыс.куб.м;

    нефтепродукты, тыс.т;
    
    вода, тыс.куб.м;
    
    транспорт внешний:
       
    по прибытии, тыс.т;
       
    по отправке, тыс.т.



    Текст документа сверен по:
    Законодательство о капитальном строительстве.
    М., Юридическая литература,     
    1987 год, ч.2.