Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/902087132.htm


УТВЕРЖДАЮ
Президент
Российской Федерации
В.Путин
7 февраля 2008 года
N Пр-212



СТРАТЕГИЯ
развития информационного общества
в Российской Федерации


I. Общие положения

    
    Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
    
    Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий.
    
    Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства.
    
    Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.
    
    Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.
    
    В настоящей Стратегии закрепляются цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.
    
    

II. Назначение и политико-правовая основа настоящей Стратегии

    
    Настоящая Стратегия является основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации.
    
    Настоящая Стратегия подготовлена с учетом международных обязательств Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, федеральных законов, а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих направления социально-экономического развития, повышения эффективности государственного управления и взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества в Российской Федерации.
    
    В настоящей Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационною общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других международных документов, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам развития информационного общества.
    
    

III. Цель, задачи и принципы развития информационного общества в Российской Федерации

    
    Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
    
    К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
    
    формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
    
    повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
    
    развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
    
    развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
    
    противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
    
    Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:
    
    партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
    
    свобода и равенство доступа к информации и знаниям;
    
    поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.
    
    Для решения поставленных задач государство:
    
    разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;
    
    определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;
    
    обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    создает условия для равного доступа граждан к информации;
    
    использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.
    
    

IV. Основные направления реализации настоящей Стратегии

    
    1. В области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий:
    
    создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;
    
    повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;
    
    модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;
    
    создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации.
    
    2. В области повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий:
    
    расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования;
    
    внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов;
    
    предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
    
    3. В области совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.
    
    4. В области развития экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий:
    
    стимулирование применения организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;
    
    привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;
    
    создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;
    
    развитие венчурного финансирования высокотехнологичных инновационных проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    повышение экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности;
    
    развитие системы региональной информатизации.
    
    5. В области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг:
    
    обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;
    
    интеграция государственных информационных систем и ресурсов;
    
    увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;
    
    совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;
    
    совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
    
    6. В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий:
    
    развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);
    
    создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена, научной информацией;
    
    создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием;
    
    повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.
    
    7. В области сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения:
    
    развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;
    
    поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации;
    
    формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры;
    
    поддержка деятельности государственных и негосударственных организаций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе;
    
    пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа;
    
    сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.
    
    8. В области противодействия использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России:
    
    обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
    
    обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры Российской Федерации, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности;
    
    повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;
    
    создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;
    
    совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий во враждебных целях;
    
    обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;
    
    противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, пропаганде насилия.
    
    

V. Международное сотрудничество в области развития информационного общества

    
    Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в рамках международного сотрудничества в области развития информационного общества являются:
    
    участие в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью Интернет;
    
    участие в международном информационном обмене;
    
    участие в формировании системы международной информационной безопасности, совершенствование взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и ликвидации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;
    
    участие Российской Федерации в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;
    
    участие в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.
    
    

VI. Реализация настоящей Стратегии

    
    В целях реализации настоящей Стратегии утверждается план мероприятий, в разработке которого принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители бизнеса, научных организаций и гражданского общества.
    
    Выполнение плана мероприятий осуществляется в рамках реализации соответствующих программ за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также внебюджетных источников.
    
    В целях обеспечения реализации настоящей Стратегии осуществляются мониторинг и статистическое наблюдение показателей развития информационного общества в Российской Федерации.
    
    По результатам мониторинга Президенту Российской Федерации представляется ежегодный национальный доклад о состоянии развития информационного общества в Российской Федерации.
    
    

Приложение

    
    
Контрольные значения показателей развития информационного
общества в Российской Федерации
на период до 2015 года

    
    
    В результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (далее - Стратегия) к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:
    
    место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира;
    
    место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже десятого;
    
    уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%;
    
    доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий - более 50%;
    
    poст объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом - не менее чем в 2,5 раза;
    
    сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития - до 2 раз;
    
    уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий: к 2010 году - 15 линий и к 2015 году - 35 линий;
    
    наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75% домашних хозяйств;
    
    доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования: к 2010 году - не менее 15% и к 2015 году - 30%;
    
    рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, в общем числе патентов: к 2010 году - не менее чем в 1,5 раза и к 2015 году - в 2 раза;
    
    доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%;
    
    доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70%;
    
    доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов - 100%;
    
    доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20%;
    
    доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%;
    
    доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации - 100%.