Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/12/901905922.htm


УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Вопросы Федеральной службы по техническому и
экспортному контролю

(с изменениями на 30 ноября 2006 года)

____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2005 года N 330;
    Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 2005 года N 846;
    Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321.
____________________________________________________________________
    
    

    ВЫПИСКА

    1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. *1)

    2. Разрешить иметь в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю пять заместителей директора Службы, в том числе одного первого заместителя (пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 20 июля 2005 года N 846 - см. предыдущую редакцию).

    3. Разрешить Федеральной службе по техническому и экспортному контролю иметь свои территориальные органы, Государственный научно-исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации (далее - головная научная организация по проблемам защиты информации), а также другие подведомственные Службе организации.

    4. Образовать в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю межведомственный коллегиальный орган - коллегию.

    5. Определить, что Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, ее территориальные органы и подведомственные ей организации являются правопреемниками Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, ее территориальных органов и подведомственных ей организаций.

    6. Установить:

    1) предельную штатную численность центрального аппарата Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в количестве 250 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий);

    2) предельную штатную численность территориальных органов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в количестве 984 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

    7. Для служебного пользования.

    8. Правительству Российской Федерации:

    1) в 3-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом, а также представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

    2) решить финансовые, материально-технические, социальные и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа.

    9. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 2002 года N 257 "Об учреждении геральдического знака - эмблемы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 10, ст.992), а также в Положение о геральдическом знаке - эмблеме Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, в описание и рисунок геральдического знака - эмблемы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, утвержденные этим Указом, следующие изменения:

    1) в Указе:

    в наименовании, пунктах 1 и 2 слова "Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" заменить словами "Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";

    пункты 3 и 4 признать утратившими силу;

    2) в Положении:

    в наименовании слова "Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" заменить словами "Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";

    пункт 1 изложить в следующей редакции:

    "1. Геральдический знак - эмблема Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - эмблема) является официальным символом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).";

    в пункте 2 слова "председателя Гостехкомиссии России" заменить словами "директора ФСТЭК России";

    в пунктах 3-5 слова "Гостехкомиссии России" и "Гостехкомиссией России" заменить словами "ФСТЭК России";

    в пункте 6 слова "председателем Гостехкомиссии России" заменить словами "директором ФСТЭК России";

    3) в наименовании и тексте описания геральдического знака - эмблемы слова "Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" заменить словами "Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";

    4) в наименовании рисунка геральдического знака - эмблемы слова "Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" заменить словами "Федеральной службы по техническому и экспортному контролю".

    10. Признать утратившими силу:

    Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1999 года N 212 "Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 8, ст.1010);

    Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 года N 25 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1999 года N 212 "Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.140);

    пункт 11 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 5 октября 2002 года N 1129 "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст.3905);

    Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2003 года N 262 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1999 года N 212 "Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" и в Положение, утвержденное этим Указом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 10, ст.893).

    11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
16 августа 2004 года
N 1085



УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 16 августа 2004 года N 1085


ПОЛОЖЕНИЕ
о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю

(с изменениями на 30 ноября 2006 года)



I. Общие положения *I)

    1. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

    1) обеспечения безопасности (некриптографическими методами) информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере (далее - ключевые системы информационной инфраструктуры), в том числе в функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных системах и телекоммуникационных сетях, деструктивные информационные воздействия на которые могут привести к значительным негативным последствиям (далее - безопасность информации в ключевых системах информационной инфраструктуры) (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321, - см. предыдущую редакцию);

    2) противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации (далее - противодействие техническим разведкам);

    3) обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации (далее - техническая защита информации);

    4) защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

    5) осуществления экспортного контроля.

    2. ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным органом в области экспортного контроля (абзац дополнен с 6 декабря 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321 - см. предыдущую редакцию).

    ФСТЭК России является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.

    ФСТЭК России организует деятельность государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и руководит ею.

    Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент Российской Федерации.

    3. ФСТЭК России подведомственна Минобороны России.

    4. Основными задачами ФСТЭК России являются:

    1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

    2) осуществление государственной научно-технической политики в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

    3) организация деятельности государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и объектовом уровнях, а также руководство указанной государственной системой;

    4) осуществление самостоятельного нормативно-правового регулирования вопросов:

    обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры;

    противодействия техническим разведкам;

    технической защиты информации;

    размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

    координации деятельности органов государственной власти по подготовке развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, а также методического руководства этой деятельностью;

    осуществления экспортного контроля;

    5) обеспечение в пределах своей компетенции безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

    6) прогнозирование развития сил, средств и возможностей технических разведок, выявление угроз безопасности информации;

    7) противодействие добыванию информации техническими средствами разведки, техническая защита информации;

    8) осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по государственному регулированию размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

    9) осуществление в пределах своей компетенции контроля деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

    10) реализация государственной политики и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля;

    11) осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области экспортного контроля;

    12) осуществление центральным аппаратом ФСТЭК России организационно-технического обеспечения деятельности Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

    5. ФСТЭК России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации в части, касающейся ФСТЭК России, настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, касающимися деятельности ФСТЭК России.

    Нормативные правовые акты и методические документы, изданные по вопросам деятельности ФСТЭК России, обязательны для исполнения аппаратами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

    6. ФСТЭК России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

    ФСТЭК России и ее территориальные органы входят в состав государственных органов обеспечения безопасности.

    Деятельность ФСТЭК России обеспечивают Государственный научно-исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации ФСТЭК России (далее - головная научная организация по проблемам защиты информации), а также другие подведомственные ФСТЭК России организации.

    7. ФСТЭК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

    

II. Полномочия

    8. ФСТЭК России осуществляет следующие полномочия:

    1) разрабатывает стратегию и определяет приоритетные направления деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

    2) разрабатывает и вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам своей деятельности;

    3) издает нормативные правовые акты по вопросам своей деятельности;

    4) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции методические документы, организует их издание за счет средств, выделяемых из федерального бюджета ФСТЭК России на эти цели;

    5) организует и финансирует работы по изучению излучений различной физической природы, возникающих при использовании неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

    6) осуществляет межотраслевую координацию деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

    7) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за состоянием работ по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

    8) осуществляет в пределах своей компетенции межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях;

    9) вносит в установленном порядке представления о применении мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации по вопросам своей деятельности;

    10) выдает предписания на приостановление работ на объектах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в случае выявления в ходе осуществления контроля нарушений норм и требований, касающихся противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

    11) организует радиоконтроль за соблюдением установленного порядка передачи служебной информации должностными лицами организаций, выполняющих работы, связанные со сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну, при использовании открытых каналов радио-, радиорелейных, тропосферных, спутниковых и других линий и сетей радиосвязи, доступных для радиоразведки, подготавливает предложения, направленные на предотвращение утечки информации по указанным каналам;

    12) организует и проводит лицензирование деятельности по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг в области защиты государственной тайны (в части, касающейся противодействия техническим разведкам и (или) технической защиты информации), по созданию средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, по технической защите конфиденциальной информации, по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, а также лицензирование иных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    13) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение работ по оценке соответствия (включая работы по сертификации) средств противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, применяемых для формирования государственных информационных ресурсов, а также объектов информатизации и ключевых систем информационной инфраструктуры (подпункт дополнен с 6 декабря 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321 - см. предыдущую редакцию);

    14) выполняет в установленном порядке специальные работы по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

    15) организует использование активных средств противодействия техническим разведкам;

    16) участвует совместно с ФСБ России в проведении специальных экспертиз по допуску организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также принимает участие в проведении государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту указанных сведений;

    17) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации технической защиты информации, по предотвращению ее утечки при использовании неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

    18) осуществляет методическое руководство деятельностью аппаратов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

    19) осуществляет методическое руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию и совершенствованию систем противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

    20) организует работы по изучению влияния неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств на организм человека и окружающую среду;

    21) проводит работы по прогнозированию развития сил, средств и возможностей технических разведок, по выявлению угроз безопасности информации, по оценке предполагаемой осведомленности технических разведок о сведениях, составляющих государственную тайну, и формирует банк данных по этим вопросам, а также определяет порядок доступа к указанному банку данных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;

    22) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку и согласование в установленном порядке федеральных целевых программ (государственных программ) обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, защиты государственной тайны;

    23) организует разработку программ стандартизации, технических регламентов и национальных стандартов в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, обеспечения безопасности применяемых информационных технологий, а также в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

    24) определяет основные направления научных исследований и в пределах своей компетенции является государственным заказчиком общесистемных научных исследований в области защиты государственной тайны, обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам, технической защиты информации и экспортного контроля, государственным заказчиком федеральных целевых программ (государственных программ) в данных областях, а также государственным заказчиком по разработке и производству технических средств противодействия техническим разведкам и технической защиты информации общего применения, средств контроля за эффективностью проводимых мероприятий по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

    25) разрабатывает предложения по развитию научной, экспериментальной и производственной базы, организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях повышения эффективности решения вопросов, касающихся деятельности ФСТЭК России;

    26) разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о внесении изменений в перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан;

    27) осуществляет выдачу заключений о возможностях размещения и использования на сухопутной территории Российской Федерации иностранных технических средств наблюдения и контроля, поставляемых иностранной стороной в ходе реализации международных научных и научно-технических программ и проектов, организует и осуществляет контроль за соблюдением организациями-заявителями установленных дополнительных условий и требований, организует проведение необходимых экспертиз;

    28) участвует в пределах своей компетенции в согласовании вопросов выдачи соответствующими федеральными органами исполнительной власти разрешений на проведение морских научных или ресурсных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

    29) участвует в разработке и проведении мероприятий по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    30) организует разработку системы критериев отнесения функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных систем и телекоммуникационных сетей к числу защищаемых от деструктивных информационных воздействий, а также требований к обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры и представляет на утверждение в установленном порядке указанные систему критериев и требования (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321, - см. предыдущую редакцию);

    31) организует и осуществляет экспертизу тактико-технических и технических заданий на создание ключевых систем информационной инфраструктуры, научно-техническое сопровождение и экспертизу работ по обеспечению безопасности информации в указанных системах в ходе их проектирования, строительства и эксплуатации;
    
    31_1) организует разработку и осуществляет учет перечней функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных систем и телекоммуникационных сетей, деструктивные информационные воздействия на которые могут привести к значительным негативным последствиям (за исключением функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационно-телекоммуникационных систем и сетей Минобороны России, СВР России, ФСБ России, ФСО России и ГУСПа) (подпункт дополнительно включен с 6 декабря 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321);

    31_2) согласовывает в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию ключевых систем информационной инфраструктуры (подпункт дополнительно включен с 6 декабря 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321);

    31_3) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проведение межведомственных экспертиз реального уровня безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры (подпункт дополнительно включен с 6 декабря 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321);

    31_4) проводит совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мониторинг безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры (подпункт дополнительно включен с 6 декабря 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321);

    31_5) участвует в пределах своей компетенции в разработке и реализации мер по обеспечению безопасности информации при подключении ключевых систем информационной инфраструктуры к информационным системам и телекоммуникационным сетям общего пользования (подпункт дополнительно включен с 6 декабря 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321);

    31_6) осуществляет анализ и прогноз ситуаций в сфере безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры (подпункт дополнительно включен с 6 декабря 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321);
    
    32) участвует в решении вопросов организации противодействия техническим разведкам и технической защиты информации в процессе осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

    33) участвует в согласовании проектов решений по комплектации экспортируемой продукции военного назначения, организует и проводит необходимые экспертизы;

    34) участвует в согласовании вопросов размещения на территории Российской Федерации дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств;

    35) участвует в пределах своей компетенции в разработке и реализации мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

    36) осуществляет методическое руководство работами по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в ходе подготовки и реализации международных договоров Российской Федерации в сфере укрепления мер доверия, сокращения (ограничения) вооруженных сил и вооружений, а также при функционировании на территории Российской Федерации предприятий с иностранными инвестициями и при введении режимов открытости;

    37) рассматривает (разрабатывает) предложения в целях определения позиции государственных делегаций Российской Федерации при проведении международных переговоров, обеспечивающие создание условий для противодействия техническим разведкам и для технической защиты информации;

    38) участвует в осуществлении контроля за проведением мероприятий по предотвращению утечки по техническим каналам информации, составляющей государственную тайну, и конфиденциальной информации, не относящейся к выполнению обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;

    39) участвует в обеспечении контроля за сертификацией и аттестацией автоматизированных систем, используемых в управлении технологическим процессом по уничтожению химического оружия, в том числе автоматизированных линий расснаряжения химических боеприпасов, с учетом требований информационной безопасности;

    40) участвует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в досмотре инспекционного оборудования Организации по запрещению химического оружия в пункте въезда в Российскую Федерацию (выезда из Российской Федерации);

    41) осуществляет методическое руководство подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов, работающих в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

    42) осуществляет координацию деятельности органов государственной власти по подготовке развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, и методическое руководство этой деятельностью, согласовывает проекты развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, осуществляет контроль за своевременностью пересмотра утвержденных развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию;

    43) организует работы по рассекречиванию документов КПСС и рассмотрению архивных документов Правительства СССР в целях их рассекречивания или продления установленных сроков засекречивания;

    44) осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности по реализации программ обеспечения защиты государственной тайны, организует выполнение мероприятий, предусмотренных указанными программами;

    45) обеспечивает проведение экспортного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и приказами Министра обороны Российской Федерации;

    46) разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций для представления в установленном порядке проекты списков (перечней) товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю;

    47) организует и проводит в установленном порядке государственную экспертизу внешнеэкономических сделок в отношении товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;

    48) участвует в реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового поражения и иных наиболее опасных видов оружия, а также в области контроля за экспортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;

    49) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций создание единой информационной системы экспортного контроля и обмен информацией между ФСТЭК России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

    50) обеспечивает в пределах своей компетенции участие Российской Федерации в международных режимах экспортного контроля;

    51) осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации об экспортном контроле и международных обязательств Российской Федерации в этой области;

    52) организует работу по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах осуществления экспортного контроля;*8.52)

    53) участвует в рассмотрении вопросов торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в части, касающейся осуществления экспортного контроля;

    54) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля, и выдает им свидетельства о государственной аккредитации;

    55) участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений о введении ограничений и (или) запретов на экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, исходя из национальных интересов и международных обязательств Российской Федерации;

    56) осуществляет в пределах своей компетенции нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и (или) импорту товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    57) определяет порядок и форму учета внешнеэкономических сделок в целях осуществления экспортного контроля;

    58) участвует в подготовке и реализации мероприятий по гармонизации и унификации национальных законодательств в области экспортного контроля государств - участников Содружества Независимых Государств и государств - членов Евразийского экономического сообщества на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

    59) участвует в рассмотрении вопросов, касающихся присоединения Российской Федерации к международным экономическим санкциям в отношении одного государства или ряда государств;

    60) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, выдает заключения о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

    61) ведет федеральную базу данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документах в отношении продукции, подпадающей под экспортный контроль;

    62) участвует в деятельности по предотвращению несанкционированного реэкспорта из Российской Федерации товаров двойного назначения, ввезенных в Российскую Федерацию с предоставлением государственных гарантий их использования в заявленных целях, выдает в установленном порядке российские импортные сертификаты;

    63) осуществляет методическое руководство проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий и контроль за ее проведением, ведет реестр организаций, получивших специальные разрешения на проведение такой экспертизы;

    64) осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество, участвует в проведении мероприятий по международному информационному обмену, а также в разработке и реализации программ международного сотрудничества в области защиты информации, а также в области экспортного контроля;

    65) организует и обеспечивает проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    66) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

    9. ФСТЭК России в целях реализации своих полномочий имеет право:

    1) вносить в установленном порядке Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Совет Безопасности Российской Федерации предложения по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также в области экспортного контроля;

    2) осуществлять контроль деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти (в Минобороны России, СВР России, ФСБ России, ФСО России и ГУСПе - по согласованию с руководителями указанных органов), в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, определять порядок, формы и методы осуществляемого в пределах своей компетенции контроля (подпункт дополнен с 6 декабря 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321 - см. предыдущую редакцию);

    3) контролировать с применением технических средств эффективность защиты:

    объектов, на которых выполняются работы, связанные со сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну;

    образцов вооружения и военной техники при их разработке, производстве и полигонных испытаниях (военных объектов, образцов вооружения и военной техники при испытаниях на полигонах Минобороны России - по согласованию с Минобороны России, а на полигонах, находящихся в иностранных государствах, - и по согласованию с СВР России);

    информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, в информационных системах, в средствах и системах связи и управления, в том числе от специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней (в отношении технических средств и систем Минобороны России, СВР России, ФСБ России, ФСО России и ГУСПа, а также объектов и технических средств федеральных органов государственной власти, защита которых входит в их компетенцию, - по согласованию с руководителями указанных органов);

    4) осуществлять радиоконтроль за соблюдением установленного порядка передачи служебной информации должностными лицами организаций, выполняющих работы, связанные со сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну, при использовании открытых каналов радио-, радиорелейных, тропосферных, спутниковых и других линий и сетей радиосвязи, доступных для радиоразведки;

    5) контролировать размещение и использование иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
    
    5_1) осуществлять мониторинг безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры (подпункт дополнительно включен с 6 декабря 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 1321);

    6) осуществлять контроль за организацией противодействия техническим разведкам и технической защиты информации при проведении мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

    7) выдавать предписания на приостановление работ на объектах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в случае выявления в ходе осуществления контроля нарушений норм и требований, касающихся противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

    8) запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц необходимые для осуществления деятельности ФСТЭК России информацию, документы и материалы, в том числе добытые по специальным каналам;

    9) приостанавливать или отменять действие выданных сертификатов;

    10) вносить в установленном порядке представления о применении мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации по вопросам ее деятельности;

    11) рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

    12) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, методические документы и индивидуальные правовые акты;

    13) проводить работы с использованием активных средств противодействия техническим разведкам;

    14) отказывать при наличии соответствующих оснований в выдаче лицензий, осуществлять контроль за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий организациями, имеющими лицензии ФСТЭК России, при осуществлении ими лицензируемых видов деятельности, приостанавливать в установленном порядке действие выданных лицензий;

    15) разрабатывать и вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о внесении изменений в перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан;

    16) заслушивать на заседаниях коллегии ФСТЭК России должностных лиц, уполномоченных руководителями федеральных органов исполнительной власти, по вопросам обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также должностных лиц, ответственных за организацию противодействия техническим разведкам и технической защиты информации в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

    17) утверждать квалификационные требования к специалистам, работающим в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, согласовывать учебные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации указанных специалистов;

    18) назначать и (или) проводить в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами (работами, услугами), информацией и результатами интеллектуальной деятельности; *18)

    19) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы и подведомственные организации;

    20) вести соответствующие реестры;

    21) заключать гражданско-правовые договоры;

    22) организовывать и проводить в пределах своей компетенции семинары, конференции и симпозиумы, в том числе международные.
    

III. Организация деятельности

    10. ФСТЭК России возглавляет директор Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

    Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФСТЭК России полномочий.

    Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

    Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации.

    11. Директор:

    1) осуществляет общее руководство деятельностью ФСТЭК России;

    2) организует работу ФСТЭК России, распределяет обязанности между своими заместителями, определяет полномочия других должностных лиц;

    3) организует деятельность государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

    4) по согласованию с Министром обороны Российской Федерации докладывает Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ФСТЭК России;

    5) докладывает Министру обороны Российской Федерации об исполнении поручений, отданных им во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации;

    6) вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также в области экспортного контроля;

    7) издает нормативные правовые акты, методические документы и индивидуальные правовые акты, контролирует их исполнение;

    8) представляет ФСТЭК России во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, иными государственными органами и организациями;

    9) запрашивает и получает в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций и должностных лиц необходимые для осуществления деятельности ФСТЭК России информацию, документы и материалы, в том числе добытые по специальным каналам;

    10) образовывает в установленном порядке межведомственные рабочие и экспертные группы, привлекает для осуществления экспертных работ и проведения экспертиз в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

    11) организует в ФСТЭК России рассмотрение дел об административных правонарушениях, определяет порядок рассмотрения указанных дел;

    12) подписывает в установленном порядке международные договоры межведомственного характера по вопросам, касающимся деятельности ФСТЭК России;

    13) решает в установленном порядке вопросы, связанные с приемом в ФСТЭК России иностранных делегаций (представителей) и командированием делегаций (работников) ФСТЭК России в иностранные государства;

    14) представляет на утверждение Министра обороны Российской Федерации ежегодный план деятельности ФСТЭК России, а также отчет о его исполнении;

    15) представляет Министру обороны Российской Федерации для последующего внесения в Правительство Российской Федерации проект положения о ФСТЭК России, а также предложения о предельной штатной численности центрального аппарата и территориальных органов ФСТЭК России и фонде оплаты труда их работников;

    16) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата ФСТЭК России в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников, а также смету центрального аппарата ФСТЭК России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

    17) утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников структуру и штатное расписание территориальных органов ФСТЭК России, а также их сметы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

    18) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата ФСТЭК России и положения о территориальных органах ФСТЭК России;

    19) утверждает в установленном порядке устав головной научной организации по проблемам защиты информации, принимает решения об изменении ее устава, о создании ее филиалов и открытии представительств, о реорганизации указанной организации;

    20) утверждает в установленном порядке уставы организаций, подведомственных ФСТЭК России;

    21) назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата ФСТЭК России, военнослужащих, прикомандированных к ФСТЭК России, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов ФСТЭК России, руководителей подведомственных ей организаций;

    22) заключает, изменяет, расторгает в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовые договоры с работниками центрального аппарата ФСТЭК России, руководителями и заместителями руководителей территориальных органов ФСТЭК России, руководителями подведомственных ей организаций;

    23) ходатайствует о заключении нового контракта о прохождении военной службы с военнослужащими, прикомандированными к ФСТЭК России, по окончании срока предыдущего контракта;

    24) определяет приоритетные направления деятельности головной научной организации по проблемам защиты информации, принципы формирования и использования ее имущества;

    25) вносит в установленном порядке предложения по формированию федерального бюджета и финансированию ФСТЭК России;

    26) является главным распорядителем средств, получаемых ФСТЭК России из федерального бюджета, распределяет средства, поступающие в соответствии с законодательством Российской Федерации из иных источников финансирования;

    27) вносит в установленном порядке предложения об изменении предельной штатной численности центрального аппарата ФСТЭК России и ее территориальных органов, а также фонда оплаты труда их работников;

    28) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы и осуществлением трудовой деятельности в ФСТЭК России, издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по указанным вопросам;

    29) определяет порядок и условия выплаты работникам центрального аппарата ФСТЭК России, ее территориальных органов и головной научной организации по проблемам защиты информации доплат, надбавок, премий и других видов вознаграждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    30) заключает в установленном порядке договоры с научными организациями на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, защиты государственной тайны, экспортного контроля, а также договоры на разработку и производство средств противодействия техническим разведкам и технической защиты информации общего применения и средств контроля;

    31) организует проверки деятельности территориальных органов ФСТЭК России и подведомственных ей организаций, в том числе осуществляет контроль их финансовой и хозяйственной деятельности;

    32) утверждает документы на списание с учета пришедших в негодное (предельное) состояние или утраченных материальных ценностей и денежных средств, а также материально-технических средств, отслуживших установленные сроки эксплуатации, независимо от их стоимости;

    33) использует государственные, в том числе правительственные, системы связи и телекоммуникаций;

    34) утверждает в соответствии с законодательством Российской Федерации перечень сведений, подлежащих засекречиванию ФСТЭК России;

    35) определяет порядок формирования, использования, предоставления и защиты федеральных информационных ресурсов в пределах полномочий ФСТЭК России;

    36) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников центрального аппарата ФСТЭК России, территориальных органов ФСТЭК России, головной научной организации по проблемам защиты информации, а также других подведомственных ФСТЭК России организаций к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению почетных званий;

    37) ходатайствует перед Министром обороны Российской Федерации о награждении в установленном порядке работников ФСТЭК России именным огнестрельным и холодным оружием;

    38) утверждает образцы и определяет порядок выдачи служебных удостоверений работникам ФСТЭК России;

    39) учреждает ведомственные награды: почетные звания, ведомственные знаки отличия, почетные грамоты - для награждения работников ФСТЭК России, а также лиц, оказывающих содействие в решении возложенных на нее задач, утверждает положения об этих наградах, их описания и рисунки, определяет порядок награждения; *39)

    40) имеет наградной и подарочный фонды для награждения работников ФСТЭК России, а также других лиц, оказывающих содействие в решении возложенных на нее задач;

    41) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о выезде за пределы Российской Федерации работников ФСТЭК России и подведомственных ей организаций;

    42) руководит осуществлением мобилизационной подготовки и мобилизации в ФСТЭК России, ее территориальных органах и подведомственных ей организациях;

    43) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    12. В ФСТЭК России образуется коллегия, членами которой по должности являются руководящие работники федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.

    Персональный состав коллегии ФСТЭК России утверждается Правительством Российской Федерации, регламент работы - директором ФСТЭК России.

    На заседания коллегии ФСТЭК России выносятся наиболее важные вопросы в установленной сфере деятельности, имеющие межведомственный характер.

    13. Финансирование расходов на обеспечение деятельности центрального аппарата ФСТЭК России и ее территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

    14. ФСТЭК России, ее территориальные органы, головная научная организация по проблемам защиты информации и подведомственные ФСТЭК России организации являются юридическими лицами, имеют действительные и условные наименования, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своими наименованиями, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    ФСТЭК России имеет геральдический знак - эмблему и флаг.

    15. Местонахождение ФСТЭК России - г.Москва.
    
    

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро