Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/12/90201691.htm


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2006 года N 30


Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях

    
    Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания в общеобразовательных учреждениях за период 2005-2006 учебный год, установил:
    
    Анализ организации горячего питания школьников показывает, что питание учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации остается крайне неудовлетворительным.
    
    Охват учащихся горячим питанием в текущем учебном году составил в среднем 63%, в 5-11-х классах - 52,7%, при этом в начальных классах - 79,5%. Только 25% школьников получают горячую пищу 2 раза в день (завтрак и обед).
    
    Наиболее неблагополучная ситуация на протяжении ряда лет складывается в Республике Дагестан, где только 5% учащихся получают горячее питание, в Кабардино-Балкарской Республике - 34%, Астраханской области - 42%, Хабаровском крае - 52,5%, Ярославской области - 57,8%.
    
    При наличии групп продленного дня и длительном пребывании детей в образовательных учреждениях не организованы полдники в Свердловской, Липецкой, Новосибирской, Тверской, Омской, Брянской, Курской областях, Еврейской автономной области и других субъектах Российской Федерации.
    
    В ряде территорий отмечается тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией, имеющей несбалансированный состав и высокую калорийность (Тульская область, Алтайский край, Республика Бурятия и др.).
    
    Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, превалирует углеводистая модель питания, используются приемы уменьшения объема и веса блюд.
    
    В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам питания (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам), отмечалось занижение веса порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов в Чукотском АО, Чувашской Республике, Хабаровском крае, Курганской, Липецкой, Камчатской, Брянской, Магаданской областях.
    
    Отмечается занижение объема порций мясных и рыбных блюд, гарниров. Несоответствие готовых блюд по калорийности и полноте вложений в Хабаровском крае - 31%, Пермском крае - 20,3%, Архангельской области - 47%, Новосибирской области - 31,3%, Удмуртской Республике - 13,9%, Республике Саха (Якутия) - 14%, Республике Татарстан - 15% и др.
    

    Количество неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям в Удмуртской Республике - 6,5%, в Хабаровском крае - 8,4%, Республике Саха (Якутия) - 7,7%, Архангельской области - 7%, при среднероссийском показателе - 2,26%.
    
    В большинстве сельских школ рационы характеризуются несбалансированностью, использованием ограниченного набора продуктов. В рационах питания сельских школьников используется продукция приусадебных хозяйств (Тамбовская область, Удмуртская Республика, Ставропольский край и др.), однако только часть школ проводит лабораторный контроль за качеством выращенной продукции, не во всех школах имеются условия для ее хранения.
    
    Одним из главных негативных моментов в организации питания является недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней.
    
    Средняя стоимость завтрака в сельских районах составляет 3-5 рублей, в городах - 5-7 рублей. Обед в сельских районах - 10-15 рублей, в городах - 20-25 рублей.
    
    Из федерального бюджета выделяется финансирование на питание только детям, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Рязанская области), и ряду дотационных территорий.
    
    Вместе с тем из местных бюджетов выделяются средства на организацию питания в основном только для детей из малообеспеченных и многодетных семей (Калининградская, Саратовская, Тамбовская, Ярославская, Самарская области и др.).
    
    Практически во всех территориях практикуется использование средств родителей для оплаты горячего питания учащихся (Еврейская автономная область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Хакасия, Амурская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Самарская области и др.).
    
    В большинстве регионов меры, проводимые органами исполнительной власти, не обеспечивают охвата горячим питанием всех возрастных групп учащихся. При этом в Чукотском АО, Корякском АО, в Хабаровском крае, Ульяновской, Тюменской, Архангельской, Астраханской, Московской областях даже не разработаны или не приняты специальные программы, касающиеся обеспечения школьников горячим питанием.
    
    Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность технологического и холодильного оборудования, его своевременный ремонт и замена. Так, 15% столовых в Удмуртской Республике требуют капитального ремонта, в Саратовской области износ оборудования более 80%  в 33% школ.
    

    Кроме того, закрытие организаций общественного питания, на базе которых осуществлялось приготовление полуфабрикатов для школьных столовых, приводит к тому, что столовые-доготовочные школ работают на сырье без необходимых условий для соблюдения технологии приготовления пищи в Приморском крае, г.Санкт-Петербурге. При этом в 12% образовательных учреждений Российской Федерации нет пищеблоков.
    
    Отсутствие у работников пищеблоков ряда общеобразовательных учреждений достаточной подготовки и случаи приема на работу лиц, страдающих хроническими заболеваниями, повлекли нарушения технологии приготовления блюд и возникновение пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.
    
    Так, в 2005-2006 учебном году зарегистрировано 11 вспышек инфекционных заболеваний, при этом количество пострадавших достигло 386 человек.
    
    Крупные вспышки дизентерии в 2005-2006 учебном году возникли среди учащихся лицея "Лидер" г.Волгограда, в результате употребления недоброкачественных готовых блюд заболело 142 учащихся, в Республике Чувашия в Вурнаранской школе N 1 в результате нарушения технологии приготовления пищи и несоответствия пищеблока санитарным нормам пострадало 135 детей. На пищеблоках отмечены серьезные нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, способствовавших инфицированию готовых блюд.
    
    В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и сохранения их здоровья на территории Российской Федерации на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.482)
    
постановляю:
    
    1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
    
    1.1. Принять дополнительные меры, направленные на обеспечение школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотреть выделение необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных групп, посещающих общеобразовательные учреждения, а также на оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием.
    
    1.2. Рассмотреть вопрос о восстановлении льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов (включая, старшие) и об организации горячего питания для учащихся.
    

    2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
    
    2.1. Провести проверку организации питания детей в общеобразовательных учреждениях, обращая особое внимание на работу пищеблоков, качество и безопасность пищевых продуктов, их пищевую ценность, в том числе использование пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами.
    
    При проведении проверки осуществляется контроль выполнения требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также выполнения предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
    
    По результатам проверки должностным лицом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
    
    2.2. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации проанализировать рационы питания по сбалансированности, материально-техническое состояние пищеблоков образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев их реконструкцию и обеспечение необходимым оборудованием, и внести на рассмотрение в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по:
    
    2.2.1. Оптимизации питания;
    
    2.2.2. Улучшению материально-технической базы пищеблоков;
    
    2.3. Представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием питания в общеобразовательных учреждениях в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.05.2007.
    
    3. Рекомендовать Минобрнауки России:
    
    3.1. Представить в Правительство Российской Федерации предложения по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов.
    
    3.2. Оптимизировать рационы питания детей и в первую очередь пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
    
    3.3. Внедрить в практику организации питания общеобразовательных учреждений реализацию молока и продуктов, сбалансированных по составу и обогащенных витаминами и комплексами минеральных веществ через автоматы по реализации штучных товаров.
    

    3.4. Разработать программы по обучению детей принципам здорового питания.
    
    4. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований условий обучения и организации питания в общеобразовательных учреждениях.
    
    5. Считать утратившим силу постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.07.2006 N 18 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях".
    
    6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко.
    
    

Г.Г.Онищенко

    

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 сентября 2006 года,
регистрационный N 8190




Текст документа сверен по:

Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 37, 11.09.2006