Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/12/902039324.htm


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 апреля 2007 года N 03-02-07/2-62


[О порядке проведения мероприятий налогового контроля]   

    
    
    Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо* от 02.03.2007 N 01-2-02/258 и сообщает следующее.
___________________
    * Письмо см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

    
    
    1. Согласно пункту 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
    
    Статьей 89 Кодекса в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" не обеспечивалась определенность в отношении дня начала выездной налоговой проверки.
    
    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16.07.2004 N 14-П, основное содержание выездной налоговой проверки - проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов по месту нахождения налогоплательщиков на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. По смыслу частей первой и седьмой статьи 89 Кодекса во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 91 Кодекса датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении такой проверки. Проверка завершается составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
    
    В пункте 1.10.2 Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138 (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2000 N 2259), указано, что датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.
    
    Таким образом, выездная налоговая проверка, решение о проведении которой было вынесено в 2006 году, не могла начаться в этом году до предъявления указанного решения налогоплательщику (его представителю).
    

    В соответствии с пунктом 13 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ налоговые проверки, начавшиеся после 31 декабря 2006 года, проводятся в порядке, установленном частью первой Кодекса в редакции указанного Федерального закона.
    
    Пунктами 4 и 8 статьи 89 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2007 года, установлено, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
    
    Учитывая изложенное, полагаем, что выездная налоговая проверка, решение о которой было вынесено в 2006 году и предъявлено налогоплательщику (его представителю) в 2007 году, фактически начавшаяся в 2007 году, проводится в порядке и сроки, установленные статьей 89 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
    
    При этом срок проведения указанной выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения руководителем (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.
    
    2. В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ налоговые проверки, в том числе камеральные, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона. При этом оформление результатов налоговых проверок осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
    
    Частями второй, третьей и четвертой статьи 88 Кодекса в редакции до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
    
    Кодексом в редакции до 1 января 2007 года не было предусмотрено составление акта камеральной проверки, не были установлены специальные сроки и порядок оформления материалов камеральной проверки, извещения налогоплательщика о дате и месте их рассмотрения, а также рассмотрения возражений по таким материалам.
    
    Однако Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 03.10.2006 N 442-О было отмечено, что по смыслу взаимосвязанных положений частей третьей и четвертой статьи 88 и пункта 1 статьи 101 Кодекса, налоговый орган при осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения вправе и обязан воспользоваться предоставленным ему правом истребовать у налогоплательщика необходимую информацию, а у налогоплательщика при этом возникает обязанность по представлению истребуемой информации. В таком случае у налогоплательщика право на представление своих возражений по правоприменительному акту возникает не с момента издания постановления о привлечении к налоговой ответственности и возбуждения преследования за совершение налогового правонарушения, а с момента предъявления налоговым органом требования представить соответствующие объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, то есть до привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. На налоговый орган также возлагается обязанность заблаговременно известить налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов камеральной проверки.
    
    Согласно пункту 6 статьи 100 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ для подготовки возражений по материалам налоговой проверки, в том числе камеральной, лицу, в отношении которого проводилась эта проверка, предоставлено 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.
    
    Учитывая изложенное, полагаем, что налогоплательщик должен быть извещен о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, указанные материалы и возражения по ним должны быть рассмотрены в присутствии налогоплательщика в течение общего срока, установленного статьей 88 Кодекса для проведения камеральной налоговой проверки.
    
    

С.Д.Шаталов