Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/15/809400019.htm


    
    РАЗДЕЛ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД


См. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (Общая часть)

    
Технологическая карта N 10

    
УСТРОЙСТВО ОДНОСЛОЙНЫХ ЩЕБЕНОЧНЫХ (ГРАВИЙНЫХ) ОСНОВАНИЙ
И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ ПЛОТНЫХ СМЕСЕЙ

    
    
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    
    Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.
    
    Технологическая карта составлена на устройство щебеночных (гравийных) оснований и покрытий из плотных смесей толщиной 20 см.
    
    К плотным смесям относят: щебеночно-песчаные, состоящие из щебня, природного или дробленого песка при различном их соотношении; гравийно-песчаные, состоящие из гравия и природного песка при различном их соотношении. Зерновой состав смесей назначается из условия получения слоя дорожной одежды максимальной плотности (п.3.3.1 ГОСТ 25607-94).
    
    В гравийный материал, содержащий более 50% хорошо окатанных зерен, для лучшей его уплотняемости и повышения несущей способности слоя следует добавлять щебень (щебень из гравия) в количестве 20-30% по массе.
    
    Свойства щебня (гравия), входящего в состав смесей, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 25607-94 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов"; ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ".
    
    Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям.
    
    

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

    
    2.1. До начала работ по устройству основания (покрытия) должны быть выполнены все предшествующие работы по устройству земляного полотна, подстилающих слоев и водоотвода.
    
    Земляное полотно или нижележащий подстилающий слой планируют автогрейдером за 1-2 прохода по одному следу и подкатывают катком на пневматических шинах за 2-3 прохода по одному следу.
    
    2.2. Работы по устройству однослойного щебеночного основания (покрытия) из плотных смесей толщиной 0,2 м щебнераспределителем ДС-54 при транспортировании материала автомобилями-самосвалами КамАЗ-6520 на среднее расстояние 15 км ведутся в разработанной технологической последовательности процессов производства работ на трех захватках длиной по 150 м (табл.1).
    
    

Таблица 1

    

Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов






Количество работ


Потребность в машино-
сменах

Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 150 м

N про-
цес-
сов

N за-
хва-
ток

Источ-
ник обосно-
вания норм выра-
ботки (ЕНиРы и рас-
четы)

Описание рабочих процессов
в порядке их технологической последова-
тельности
с расчетом объемов работ

Еди-
ни-
ца из-
ме-
ре-
ния

на за-
хват-
ку =
=150
м

на
1 км

Произ-
води-
тель-
ность в смену

на за-
хват-
ку =
=150
м

на
1 км

Норма времени, чел.-ч

Заработная плата, руб.-коп.











на
еди-
ницу изме-
рения

на пол-
ный объем работ

на еди-
ницу изме-
рения

на
пол-
ный объем работ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

I

Расчет

Планировка верха земполотна автогрейдером ДЗ-122 за 2 прохода по одному следу:

16,2·150=2430

м

2430

16200

23500

0,10

0,69

0,00034

0,83

0-0071

17-25

2

I

Расчет

Подкатка верха земполотна катком ДУ-101 на пневмошинах за 2 прохода по одному следу:

16,2·150=2430

м

2430

16200

20250

0,12

0,8

0,0004

0,96

0-0085

20-65

3

I

Расчет

Подвоз смеси автосамосвалами КамАЗ 6520 с выгрузкой в бункер щебнерас-
пределителя:

(9+9,4)/2·0,2·1,3х
х150·1,03=370

м

370

2465

69

5,36

35,72

0,116

42,9

2-15

795-50

4

I

Расчет

Укладка щебеночной смеси распределителем слоем толщиной 20 см

м

370

2465

608

0,61

4,05

0,013

4,87

1-30

48-10

5

II

Расчет

Подвоз грунта автосамосвалами с выгрузкой на обочинах:

(3+3,4)/2·2·1,1х
х150·1,03=218

м

218

1410

63

3,46

22,4

0,127

27,68

2-36

514-50

6

II

Расчет

Разравнивание и планировка грунта на обочинах автогрейдером ДЗ-122 за 4    прохода по одному следу:

3·2·150=900

м

900

6000

6000

0,15

1,0

0,0013

1,2

0-029

26-10

7

II

Расчет

Увлажнение грунта из расчета 3% от массы поливомоечной машиной МД-433-03:

218·1,7·0,03=11,1

т

11,1

74

68

0,16

1,09

0,117

1,31

2-14

23-75

8

II

Расчет

Уплотнение грунта на обочинах катком на пневмошинах ДУ-101 за 8 проходов по одному следу:

3·2·150=900

м

900

6000

5926

0,15

1,01

0,0013

1,22

0-029

26-10

9

III

Расчет

Увлажнение щебня из расчета 3% от массы поливомоечной машиной МД-433-03:

370·1,6·0,03=17,8

т

17,8

118,4

68

0,26

1,74

0,1176

2,09

2-16

38-45

10

III

Расчет

Уплотнение щебеночного слоя легким катком ДУ-96 за 6 проходов по одному следу:

9·150=1350

м

1350

9000

2516

0,54

3,58

0,0032

4,3

0-063

85-05

11

III

Расчет

Уплотнение щебеночного слоя тяжелыми катками ДУ-101 (=18 т) за 15 проходов по одному следу

м

1350

9000

1429

0,94

6,30

0,0056

7,56

0-12

162-00




ИТОГО:










1757-45

    
    
    В перечне рабочих операций учтены работы по устройству присыпных обочин.
    
    Основные объемы работ для устройства щебеночного (гравийного) основания (покрытия) и присыпных грунтовых обочин рассчитаны для конструктивного поперечника, представленного на рис.1
    



Рис.1. Конструкция слоя основания (покрытия) с присыпными обочинами в поперечном профиле

    
    
    2.3. Щебеночную (гравийную) оптимальную смесь вывозят автомобилями-самосвалами на дорогу и разгружают в самоходный распределитель ДС-54 (захватка I, рис.2).
         



Рис.2. Технологический план потока по устройству слоя основания (покрытия) из плотных смесей

    
    
    Самоходный распределитель дорожно-строительных материалов ДС-54 обеспечивает укладку щебня (гравия) с предварительным уплотнением.
    
    Распределяется щебень по ширине укладываемой полосы плужным отвалом V-образной формы.
    
    Положение отвала по высоте регулируется в трех точках: по краям и в середине.
    
    Предварительное уплотнение осуществляется двумя рабочими органами: вначале совместным действием системы "вибробрус - выглаживающая плита", а затем - виброплитами, шарнирно соединенными с рамой рабочих органов.
    
    2.4. Работы по устройству присыпных обочин выполняют в общем технологическом потоке вслед за распределением щебеночной (гравийной) смеси (захватка II, рис.2) в следующей последовательности:
    
    - транспортировка и выгрузка грунта на обочины;
    
    - разравнивание и планировка грунта;
    
    - уплотнение грунта обочин.
    
    2.4.1. В каждый автомобиль-самосвал КамАЗ-6520 загружают 7,5 м грунта и выгружают на обочины через 11,5 м вдоль покрытия.
    
    Расстояние между центрами куч определяют по формуле
    

,

    
где - грузоподъемность автомобиля-самосвала, т;

     - ширина (или средняя линия) полосы рассыпаемого материала, м;
    
     - толщина слоя, м;    


     - плотность материала, т/м.
    
    2.4.2. Разравнивание и планировку грунта обочин производят автогрейдером ДЗ-122 за четыре прохода по одному следу, делая рабочие проходы в двух направлениях.
    
    Первыми двумя проходами по одному следу выполняют грубое разравнивание грунта, при этом отвал автогрейдера срезает верхушки валиков и заполняет ими впадины. Работу ведут на ручном режиме управления. При движении автогрейдера на второй передаче отвал автогрейдера устанавливают в рабочее положение, при котором угол захвата составляет 45-50°, угол резания - до 50°, угол наклона отвала соответствует поперечному уклону обочин. При этом отвал поднимают на высоту разравниваемого слоя.
    
    За третий проход производят окончательное разравнивание и предварительную планировку грунта с приданием проектного поперечного уклона. Эту работу выполняют автогрейдером в автоматическом режиме управления отвалом. Отвал устанавливают в рабочее положение, при котором угол захвата составляет 50-60°, угол резания - 45-50°, угол наклона отвала соответствует поперечному уклону. Толщину срезаемого слоя регулируют левым (неавтоматизированным) гидроцилиндром подъема и опускания отвала, при этом правый гидроцилиндр автоматически переместит конец отвала. Излишек грунта перемещают от края обочины к покрытию.
    
    За четвертый проход выполняют окончательную планировку обочин в автоматическом режиме управления отвалом автогрейдера. Излишек грунта транспортируют от покрытия к краю обочины.
    
    После планировки одной обочины отвал поднимают в транспортное положение, после чего производят поворот и переход на другую обочину.
    
    После планировки контролируют шаблоном поперечный уклон обочины.
    
    2.4.3. Уплотнение грунта обочин выполняют самоходными катками на пневматических шинах типа ДУ-101.
    
    Грунт уплотняют за 8-10 проходов катка по одному следу. Первые проходы начинают от кромки проезжей части, затем последующими проходами, смещаясь за каждый проход на 1/3 ширины катка, уплотняют обочины, не доходя 0,3-0,5 м до откоса. После этого уплотнение грунта обочины продолжают с перемещением от бровки земляного полотна к проезжей части.
    
    При первых двух-трех проходах катка скорость движения составляет 2-3 км/ч, при последующих проходах скорость увеличивают до 5 км/ч.
    
    Уплотнение грунта заканчивают, когда достигают заданного коэффициента уплотнения 0,98-1.
    
    Обочины должны быть уплотнены до требуемого коэффициента уплотнения, а также должны иметь ровную поверхность. Поперечный уклон обочин должен обеспечивать сток воды.
    
    2.5. Уплотнение щебеночного (гравийного) основания (покрытия) выполняют в три периода.
    
    В первом периоде делают подкатку щебеночной (гравийной) смеси легкими гладковальцовыми катками массой 5-6 т за 5-6 проходов по одному следу. Скорость движения катков должна быть минимальной - 1,5-2 км/ч.
    
    Подкатку начинают от краев основания с постепенным перемещением проходов к середине и перекрытием следов на 1/3 ширины вальца катка.
    
    После первых проходов катка, в случае необходимости, дорожные рабочие добавляют и разравнивают щебеночную смесь в местах просадок.
    
    Во втором периоде щебеночную смесь уплотняют тяжелыми катками на пневматических шинах ориентировочно за 15-25 проходов по одному следу.
    
    Необходимое число проходов катка по одному следу определяют пробной укаткой.
    
    Первые проходы делают по краям основания, последующие - постепенным смещением к середине основания и перекрытием предыдущего следа на 30-50 см.
    
    Скорость движения катков при первых проходах - минимальная. При последующих проходах скорость повышают до возможной паспортной рабочей скорости. Давление воздуха в шинах 0,6-0,8 МПа в зависимости от класса прочности щебня. В сухую и жаркую погоду щебеночную смесь перед уплотнением и в процессе уплотнения поливают водой из поливомоечной машины. Необходимую норму розлива устанавливает представитель лаборатории.
    
    В местах просадок дорожные рабочие граблями или киркой разрыхляют верхний слой основания, добавляют щебеночную смесь, планируют ее под рейку и оставляют под дальнейшую укатку.
    
    Признаком достаточного уплотнения основания является отсутствие следа от прохода катка; щебенка, брошенная под валец катка, должна раздавливаться. Контроль плотности в полевых условиях выполняют методом лунки.
    
    В тех случаях, когда отсутствует каток на пневматических шинах, щебеночную смесь уплотняют вальцовыми самоходными катками в такой последовательности:
    
    - в первом периоде уплотняют щебеночную смесь легкими (массой 6 т) или средними (массой 8 т) катками за 8-15 проходов катка по одному следу при скорости движения 1,5-2 км/ч;
    
    - во втором периоде щебеночную смесь уплотняют тяжелыми вальцовыми катками (массой 11 т и более) за 10-20 проходов катка по одному следу. Скорость движения катков на первых проходах 1,5-2 км/ч, при последующих проходах скорость повышают до паспортной.
    
    В первом и втором периодах укатку ведут от краев с постепенным смещением проходов к середине основания и перекрытием предыдущего следа на 1/3 ширины вальца катка.
    
    Если на поверхности основания появляются неровности и волны, назначают третий период укатки тяжелыми трехвальцовыми трехосными катками типа ДУ-9В за 5-6 проходов по одному следу.
    
    Укатку ведут от краев с постепенным смещением проходов к середине и перекрытием следов на 1/3 вальца катка.
    
    Уплотнение в третьем периоде заканчивают, когда от прохода катка не остается заметного следа; щебенка, брошенная под валец катка, должна раздавливаться. Качество уплотненного слоя контролируется методом лунки.
    
    Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл.1, 2.
    
    

Таблица 2

Состав отряда

    

Машины

Профессия
и разряд рабочего

Потребность в машино-сменах

Коэффициент загрузки

Количество рабочих

Примечание





на 1000 м

на захватку







Автогрейдер
ДЗ-122

Машинист
VI разряда

1,74

0,25 (1)

0,25

1


Самоходный каток
ДУ-101

Машинист
VI разряда

7,83

1,21 (2)

0,606

2


Автосамосвал
КамАЗ-6520

Водитель
IV разряда

58,12

8,82 (9)

0,98

9


Щебнераспре-
делитель

Машинист
VI разряда

3,18

0,61 (1)

0,61

1


Поливомоечная машина МД-433-03

Водитель
IV разряда

2,79

0,42 (1)

0,42

1


Самоходный каток
ДУ-96

Машинист
V разряда

3,71

0,54 (1)

0,54

1




Итого

15


15


    
    
    Технологический план потока по устройству однослойного щебеночного основания (покрытия) из плотных смесей представлен на рис.2.
    
    Технология операционного контроля качества работ приведена в табл.3.
    
    

Таблица 3


Технология операционного контроля качества работ
при устройстве основания (покрытия) из плотных смесей

    

Основные операции, подлежащие контролю

Состав контроля

Метод и средства контроля

Режим и объем контроля

Лицо, осущест-
вляющее контроль

Предельные отклонения от норм контро-
лируемых параметров

Где регист-
рируются результаты контроля

1

2

3

4

5

6

7

Качество щебня

Влажность щебня

Лабораторный

В соответствии с ГОСТ 8269.0-97

Не реже одного раза в смену

Лаборант

Отклонение не более 10 % от оптимальной влажности

Журнал лабора-
торных работ

Распре-
деление щебня

Ширина слоя, толщина слоя

Инструментальный

Измерительные линейка, рулетка, визирки

Не реже, чем через каждые 100 м

Мастер

Отклонения по ширине ±10 см,
по толщине ±15 мм

Общий журнал работ

Уплотнение щебеночного основания

Плотность щебеночного основания

Визуальный

Контрольный проход катка массой 10-13 т

По всей длине контролируемого участка

Мастер

Отсутствие волн перед вальцом. Положенная под валец щебенка должна раздавли-
ваться. Метод лунки

Общий журнал работ

Отметки по оси основания

Отметки по оси основания

Инструментальный

Нивелир

Промеры
не реже, чем через 100 м

Геодезист

Отклонения до ±50 мм от проектных значений высотных отметок

Журнал технического нивели-
рования

Поперечный профиль и ровность поверхности основания






Инструментальный









Геодезист, мастер

Отклонения от проектных значений в пределах ±0,010

Журнал технического нивели-
рования


Поперечные уклоны


1. Нивелир, нивелирная рейка

2. Трехметровая рейка


Промеры
не реже, чем через 100 м






Ровность

1. Трехметровая рейка с клиновым промерником

Промеры
не реже, чем через 100 м
(на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки основания в пяти контрольных точках)

Геодезист, мастер

Просветы не должны превышать
10 мм

Или общий журнал работ

    
    
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

    
    К использованию допускаются машины в работоспособном состоянии.
    
    Перечень неисправностей, при котором запрещается эксплуатация машин, определяется эксплуатационной документацией.
    
    Использовать машины можно только в том случае, если температура окружающего воздуха соответствует указанной в эксплуатационной документации на машину.
    
    До начала работы необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину, и машинистами других машин.
    
    При использовании машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста.
    
    Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена.
    
    При работе распределителя каменных материалов запрещается затягивать болты на включенных вибраторах; удалять ограждения и настилы и работать без них, выполнять ремонт и регулировку электроаппаратуры при работающем генераторе; держать включенным вибратор, если вибробрус не лежит на основании.
    
    Подъем и опускание передней плиты бункера распределителя материалов следует производить только механизмом подъема, находиться при этом внутри бункера запрещается. Сборку, разборку и ремонт отдельных деталей установки можно производить после поднятия и установки их на опорные козлы.
    
    Подавать автомобиль-самосвал с каменными материалами задним ходом для загрузки бункера укладчика или распределителя мелкого щебня разрешается только после подачи сигнала машинистом укладчика или мастером. Во время работы укладчика или распределителя рабочим запрещается находиться в бункере машины или кузове автомобиля-самосвала.
    
    При работе укладчика и распределителя на насыпях запрещается подъезжать более чем на 1 м к бровке насыпи. Запрещается очищать бункер во время работы.
    
    Запрещается во время работы машины регулировать толщину распределяемого или укладываемого слоя, а также регулировать виброплиты, поправлять или менять ремни вибраторов. Для этого необходимо остановить машину.
    
    При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
    

    1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве*.
_______________
    * На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002. - Примечание изготовителя базы данных.
    
    2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
    
    3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера.
    
    4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
    
    5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
    
    6. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.: ил.