Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/17/780002366.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2001 года Дело N Ф04/3663-1157/А27-2001


[Возврат денежных средств производится из местного бюджета, а согласно ст.35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов и контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления]
(Извлечение)

     

     Арбитражный суд в составе...при участии в заседании представителей: истца - Матвиенко С.И. по доверенности N3 от 09.08.99; ответчика - Аймаутовой Е.А. по доверенности N01-19/492 от 01.06.2001, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Кемерово на решение от 23.07.2001 и постановление апелляционной инстанции от 12.09.2001 Арбитражного суда Кемеровской области по делу NА27-8543/2000-5 по иску открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Кузбассугольбанк" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области и Финансовому управлению администрации г. Кемерово о возврате излишне уплаченных платежей, установил:

     Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Кузбассугольбанк" г. Кемерово (далее - ОАО "АКБ "Кузбассугольбанк") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области (далее - Управление МНС), Финансовому управлению администрации г. Кемерово (далее - Финансовое управление) о возврате из бюджета г. Кемерово излишне уплаченной суммы налога на содержание пожарной охраны за 1999 год и первый квартал 2000 года в размере 339 971 руб. 55 коп. и о взыскании процентов за просрочку возврата уплаченной суммы в размере 528 руб. 84 коп.

     Решением суда первой инстанции от 25.12.2000 (судья...), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2001 (Судьи...), иск удовлетворен.

     Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.04.2001 (Судьи...) судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области.

     Кассационная инстанция указала арбитражному суду на необходимость исследовать обстоятельства, связанные с фактическим поступлением в бюджет сумм обязательных отчислений, с начислением недоимки по налогам, с нарушением срока возврата излишне уплаченных сумм обязательных отчислений, с расчетом начисленных процентов, с признаками налога и обязательными отчислениями, на основании которых судебными инстанциями отчисления отнесены к налогу, а также исследовать вопрос о привлечении к участию в деле администрации г. Кемерово.

     При новом рассмотрении дела судом принят отказ истца от иска в части взыскания процентов за просрочку возврата излишне уплаченной суммы налогов в размере 528 руб. 84 коп.

     Решением суда первой инстанции от 23.07.2001 (судья...), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2001 (Судьи...), иск удовлетворен в части обязания Управления МНС произвести возврат из местного бюджета в пользу ОАО "АКБ "Кузбассугольбанк" излишне уплаченных отчислений на содержание пожарной охраны за 1999 год и первый квартал 2000 года в сумме 339 971 руб. 55 коп.

     В отношении требований к Финансовому управлению и в части взыскания процентов в сумме 528 руб. 84 коп. производство по делу прекращено.

     В кассационной жалобе администрация г. Кемерово (далее - Администрация) просит отменить решение и постановление апелляционной инстанций, в удовлетворении иска отказать.

     По мнению заявителя, обязательные отчисления, предусмотренные ст.10 Федерального закона "О пожарной безопасности" и постановлением Администрации от 17.04.95 N100, не являются налогом или сбором, поэтому их взимание осуществлялось не на принципах налогового законодательства.

     Кроме того, Администрация считает необоснованным вывод суда об утрате силы ст.10 Федерального закона "О пожарной безопасности" в части обязательных отчислений, так как в соответствии со ст.7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" требования этой статьи сохраняются до внесения изменений в Федеральный закон N69-ФЗ "О пожарной безопасности" и приведения его в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

     Заявитель также полагает, что поскольку в резолютивной части решения суда общей юрисдикции от 20.12.2000 отсутствовало указание на признание недействующим постановления Администрации от 17.04.95 N100 с момента принятия судебного решения, то согласно ст.239.8 ГПК РСФСР акт считается недействующим с момента вступления в законную силу решения суда о признании этого акта незаконным. Следовательно, у истца нет оснований требовать возврата денежных средств, перечисленных в период до 02.02.2001.

     В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Кузбассугольбанк", считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

     В судебном заседании представитель администрации г.Кемерово поддержала доводы кассационной жалобы, представитель ОАО "Кузбассугольбанк" - отзыв на жалобу.

     Руководствуясь статьями 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

     Как следует из материалов дела, постановлением Администрации N100 от 17.04.95 утверждено Временное положение "О порядке исчисления и уплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны г. Кемерово".

     Управление МНС отказало ОАО "АКБ "Кузбассугольбанк" в возврате суммы уплаченных обязательных отчислений на содержание пожарной охраны за 1999 год и первый квартал 2000 года, сославшись на наличие не отмененного и не признанного судом незаконным указанного постановления Администрации.

     Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что обязательные отчисления на содержание территориальной пожарной охраны г. Кемерово, установленные постановлением администрации г. Кемерово от 17.04.95 N100, являлись обязательными, индивидуально безвозмездными платежами, взимаемыми с предприятий и организаций (кроме бюджетных), финансирующих работы по строительству, капитальному ремонту собственных основных средств, реконструкции объектов, расширению, техническому перевооружению предприятий, зданий, сооружений и других объектов на территории г. Кемерово, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности муниципального образования и обладали установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками местного налога.

     Вступившим в законную силу 02.02.2001. решением Федерального суда Центрального района г. Кемерово от 20.12.2000 по делу N2-9710/00 постановление администрации г. Кемерово от 17.04.95 N100, как изданное с превышением предоставленной законом администрации города компетенции и не соответствующее требованиям налогового законодательства, было признано недействительным.

     Вместе с тем, возлагая на Управление МНС обязанность по возврату истцу из местного бюджета суммы 339 971 руб. 55 коп. судебные инстанции в нарушение ст.59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовали доказательств, свидетельствующих об уплате ОАО "АКБ "Кузбассугольбанк" названной суммы, не приняли во внимание, что возврат излишне уплаченной суммы налога производится в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и не выполнили указания кассационной инстанции о необходимости исследования обстоятельств, связанных с фактическим поступлением в бюджет сумм обязательных отчислений и наличием у истца недоимки по налогам.

     Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что возврат денежных средств производится из местного бюджета, а согласно статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления. При этом суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что предмет спора затрагивает интересы администрации г. Кемерово, но судебный акт принят без ее участия.

     Из материалов дела усматривается, что привлеченное к участию в деле Финансовое управление не обладает полномочиями юридического лица.

     Таким образом, суд первой инстанции не выполнил указание кассационной инстанции и не рассмотрел вопрос о привлечении к участию в деле администрации г. Кемерово.

     Согласно ч.1 ст.178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда, рассматривающего дело в кассационной инстанции, изложенные в постановлении, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело.

     В соответствии с п. 5 ч. 3 ст.176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение норм процессуального права является основанием к отмене решения или постановления, если арбитражный суд принял решение или постановление о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

     Следовательно, обжалуемые судебные акты в части удовлетворения иска подлежит отмене, как принятые по неполно выясненным и имеющим существенное значение для разрешения спора обстоятельствам, а также в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.

     При новом рассмотрении суду необходимо устранить недостатки, изложенные в мотивировочной части настоящего постановления, выполнить указания кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 27 апреля 2001 года, исследовать и дать правовую оценку всем представленным сторонами письменным доказательствам, при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые они ссылаются, а также решить вопрос о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, в том числе государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

     Руководствуясь п.3 ст.175, ч.1,2 ст.176, ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

     Решение от 23.07.2001 и постановление апелляционной инстанции от 12.09.2001 Арбитражного суда Кемеровской области по делу NА27-8543/2000-5 в части удовлетворения иска об обязании Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области произвести возврат из местного бюджета в пользу ОАО "АКБ "Кузбассугольбанк" 339 971 руб.55 коп. излишне уплаченных отчислений на содержание пожарной охраны за 1999 год и первый квартал 2000 года отменить, в указанной части дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.

     В остальной части решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

     Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
    

Председательствующий
...

Судьи
...


Текст документа сверен по:
файл-рассылка