Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93000088.htm

Телеграмма ФСНСТ Минтранса России

12.02.2007

№ 121000


ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 3


    2 ФЕВРАЛЯ 2007 Г В АЭРОПОРТУ КОЛЬЦОВО (ЕКАТЕРИНБУРГ) ПРОИЗОШЕЛ ИНЦИДЕНТ С САМОЛЕТОМ ЯК-42 RA-42345 АВИАКОМПАНИИ «АВИАПРАД». ПРИ ВЗЛЕТЕ ПРОИЗОШЕЛ ПОМПАЖ ПРАВОГО И СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЕЙ.
    ВЗЛЕТ ПРОИЗВОДИЛСЯ С МАГНИТНЫМ КУРСОМ 260 ГРАДУСОВ ПРИ МЕТЕОУСЛОВИЯХ: ВЕТЕР 260...280 ГРАДУСОВ В ПОРЫВАХ ДО 17 М/С, СИЛЬНЫЙ СНЕГ, МЕТЕЛЬ. В НАЧАЛЕ РАЗБЕГА, НА СКОРОСТИ 100 КМ/ЧАС ЭКИПАЖ УСЛЫШАЛ ХЛОПКИ, СОПРОВОЖДАВШИЕСЯ СРАБАТЫВАНИЕМ СИГНАЛИЗАЦИИ «ПОМПАЖ» ПРАВОГО И СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЕЙ. ЭКИПАЖ ПРЕКРАТИЛ ВЗЛЕТ.
    АНАЛОГИЧНЫЙ СЛУЧАЙ ПРОИЗОШЕЛ 7 ФЕВРАЛЯ 2007 ГОДА В АЭРОПОРТУ ВНУКОВО (МОСКВА) С САМОЛЕТОМ ЯК-42 RA-42452 АВИАКОМПАНИИ «ГАЗПРОМАВИА», ПРИ ВЗЛЕТЕ ПРОИЗОШЕЛ ПОМПАЖ ЛЕВОГО И СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЕЙ. МЕТЕОУСЛОВИЯ ПРИ ВЗЛЕТЕ: ВЕТЕР 270 ГРАДУСОВ 5...8 М/С, ВИДИМОСТЬ 8 КМ. НГО 400 МЕТРОВ, ВПП ЗАСНЕЖЕНА, СЛОЙ СНЕГА ДО 1 СМ. ВЗЛЕТ ПРОВОДИЛСЯ С МАГНИТНЫМ КУРСОМ 240 ГРАДУСОВ. ПО ОБЪЯСНЕНИЮ ЭКИПАЖА, НА СКОРОСТИ 60 КМ/ЧАС ПРОИЗОШЛО СРАБАТЫВАНИЕ СИГНАЛИЗАЦИИ «ПОМПАЖ» ЛЕВОГО И СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЕЙ. ЭКИПАЖ ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ВЗЛЕТЕ. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
    АНАЛИЗ СТАТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ОБ ИНЦИДЕНТАХ ЗА ПЕРИОД С 2000 ГОДА, ПОКАЗАЛ, ЧТО ПОМПАЖ ДВИГАТЕЛЯ НА САМОЛЕТЕ ЯК-42 НА ЭТАПАХ РУЛЕНИЯ И ВЗЛЕТА ЯВЛЯЕТСЯ РАСПРОСТРАНЕННЫМ СОБЫТИЕМ, ПРОИСХОДЯЩИМ В СЛЕДСТВИЕ:
    - НИЗКОЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДВИГАТЕЛЯ Д-36 В УСЛОВИЯХ БОКОВОГО ВЕТРА И СИЛЬНЫХ ОСАДКОВ.
    - ПОПАДАНИЯ В ГАЗОВОЗДУШНЫЙ ТРАКТ ДВИГАТЕЛЯ УПЛОТНЕННОГО СНЕГА С ПОВЕРХНОСТИ САМОЛЕТА.
    - ОБРАЗОВАНИЯ ЛЬДА НА РАБОЧИХ ЛОПАТКАХ ВЕНТИЛЯТОРА ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ РУЛЕНИИ В УСЛОВИЯХ СИЛЬНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ.
    - РАЗРУШЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГАЗОВОЗДУШНОГО ТРАКТА.
    - РАЗРЕГУЛИРОВКИ АВТОМАТА УПРАВЛЕНИЯ КЛАПАНАМИ ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА (ПОЗДНЕЕ ЗАКРЫТИЕ КЛАПАНОВ ПРЕПУСКА ВОЗДУХА).
    СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ИНЦИДЕНТЫ С САМОЛЕТАМИ ЯК-42, ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ КОТОРЫХ ОТМЕЧАЛИСЬ ОШИБКИ И НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА АВИАПРЕДПРИЯТИЯ.
    21 МАРТА 2003 ГОДА В АЭРОПОРТУ КУРУМОЧ (САМАРА) ПРОИЗОШЕЛ ИНЦИДЕНТ С САМОЛЕТОМ ЯК-42 RA-4237. В ПРОЦЕССЕ ВЗЛЕТА, НА СКОРОСТИ 140 КМ/ЧАС ПРОИЗОШЕЛ ПОМПАЖ СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЙ СРАБАТЫВАНИЕМ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СИГНАЛИЗАЦИИ. ПРИЧИНОЙ ПОМПАЖА СРЕДНЕГО ДВИГАТЕЛЯ ЯВИЛОСЬ ПОПАДАНИЕ СНЕЖНОЙ МАССЫ В ГАЗОВОЗДУШНЫЙ ТРАКТ ДВИГАТЕЛЯ С ПОВЕРХНОСТИ ФЮЗЕЛЯЖА В ПРОЦЕССЕ РАЗБЕГА. НАЛИЧИЕ СНЕЖНОЙ МАССЫ НА ПОВЕРХНОСТИ ФЮЗЕЛЯЖА ЯВИЛОСЬ СЛЕДСТВИЕМ НЕКАЧЕСТВЕННОГО УДАЛЕНИЯ СНЕГА С ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ И НЕДОСТАТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ УДАЛЕНИЯ СНЕГА СО СТОРОНЫ ЭКИПАЖА ВС.
    21 ИЮНЯ 2005 ГОДА  В АЭРОПОРТУ ВНУКОВО ПРОИЗОШЕЛ  ИНЦИДЕНТ С САМОЛЕТОМ ЯК-42Д RA-42437. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРЕРВАННОГО ВЗЛЕТА В УСЛОВИЯХ ДОЖДЯ И ПОРЫВИСТОГО ВЕТРА С БОКОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДО 7 М/С ПРОИЗОШЛО ВЫКАТЫВАНИЕ САМОЛЕТА НА КОНЦЕВУЮ ПОЛОСУ БЕЗОПАСНОСТИ.
    ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ИНЦИДЕНТА БЫЛО УСТАНОВЛЕНО, ЧТО НА СКОРОСТИ 168 КМ/ЧАС ВСЛЕДСТВИЕ ПОПАДАНИЯ ВОДЫ В ГАЗОВОЗДУШНЫЙ ТРАКТ ПРОИЗОШЕЛ ПОМПАЖ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ. ДОКЛАД О ПОМПАЖЕ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПОСТУПИЛ ОТ ВТОРОГО ПИЛОТА С ЗАДЕРЖКОЙ 6 СЕКУНД, НА СКОРОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. КОМАНДА КВС О ВКЛЮЧЕНИИ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ БЫЛА ВЫПОЛНЕНА С ЗАДЕРЖКОЙ В 5 СЕК.
    В СЛЕДСТВИЕ НЕСВОЕВРЕМЕННОГО ПРИНЯТИЯ КВС РЕШЕНИЯ ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ ВЗЛЕТА, ЗАДЕРЖКИ ВЫДАЧИ ИНФОРМАЦИИ КВС О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОМПАЖА ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ, ЗАПОЗДАЛОГО ВЫПОЛНЕНИЯ КОМАНД КВС, ОТСУТСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ КВС И ВТОРОМУ ПИЛОТУ СО СТОРОНЫ БОРТМЕХАНИКА О ДОСТИЖЕНИИ САМОЛЕТОМ ПРИБОРНОЙ СКОРОСТИ ПОДЪЕМА ПЕРЕДНЕЙ СТОЙКИ, ПРОИЗОШЛО УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБОРНОЙ СКОРОСТИ ДО ЗНАЧЕНИЯ РАВНОГО 235 КМ/ЧАС. ЗАПОЗДАЛЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ ВЗЛЕТА ПРИВЕЛИ К ВЫКАТЫВАНИЮ САМОЛЕТА НА 440 МЕТРОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИВПП.
    

    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО НАДЗОРА:
    - ДОВЕСТИ НАСТОЯЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДО ВСЕХ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ;
    - ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ. О РЕЗУЛЬТАТАХ ДОЛОЖИТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ. РАССЛЕДОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ АВИАЦИОННЫХ СОБЫТИЙ ДО 28 ФЕВРАЛЯ 2007Г.
    2. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ:
    2.1. ИЗУЧИТЬ НАСТОЯЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ С ЛЕТНЫМ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ.
    2.2. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА НА ТРЕБОВАНИЯ УКАЗАНИЯ МИНТРАНСА РОССИИ ОТ 06.08.2001Г. № 24.9-67 ГА «О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОЧИСТКИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ОТ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ПЕРЕД  ВЫЛЕТОМ» (С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ ПИСЬМОМ  ОТ 04.09.2001 № 24.10-208 ГА).
    2.3. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ САМОЛЕТЫ ЯК-42:
    - С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ РАЗДЕЛА 6.8.1 «ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ Д-36 В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР НАРУЖНОГО ВОЗДУХА И ВОЗМОЖНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ» И РАЗДЕЛА 7.1.3 «ПОМПАЖ ДВИГАТЕЛЯ Д-36» РЛЭ САМОЛЕТА ЯК-42;
    - ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ЛЕТНОГО СОСТАВА НА ВОЗМОЖНОСТЬ ПОМПАЖА ДВИГАТЕЛЯ Д-36 ПРИ ВЗЛЕТЕ В УСЛОВИЯХ БОКОВОГО ВЕТРА И ОСАДКОВ.
    
    БУГАЙ