Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93000162.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

ПИСЬМО

от 7 июня 1996 года

N 9/и


О введении в действие Методики учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета на самолетах ГА



    В целях подготовки к применению "Метода числа М" и увеличения точности выдерживания заданного значения числа М полета для самолетов типа: Ил-96-300, Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ту-154А, Б, С, М, Ту-204, Ан-124 целесообразно использовать рекомендации "Методики учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета".

    Для обеспечения требований продольного эшелонирования при применении "Метода числа М" на трассах Российской Федерации, а также при полетах по международным авиалиниям
    предлагаю:

    1. Ввести в действие "Методику учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета".
    2. Обеспечить изготовление и установку на самолетах бортовых таблиц к указателям числа М полета в соответствии с рекомендациями "Методики ..." при выполнении форм технического обслуживания (срок ноябрь 1996 года) и после ремонта самолетов.
    3. Изучить "Методику ..." с летным и инженерно-техническим составом предприятий ГА в месячный срок со дня получения и принять к руководству рекомендации данной Методики.
    4. Летным экипажам использовать рекомендации Методики при полетах по авиатрассам, использующих "Метод числа М".
    5. Директорам ГосНИИ ГА и ГосНИИ "Аэронавигация" при очередной корректировке РЛЭ включить рекомендации "Методики ..." в части учета поправок и выдерживания заданного числа М.
    6. "Метод числа М" и перечень трасс для его применения будет введен отдельным Указанием.


Директор ФАС России

Г.Н.Зайцев



Приложение
к указанию ФАС России
от 07.06.96 N 9/и



Методика учета поправок к бортовым
средствам измерения числа М полета



ВВЕДЕНИЕ


    Настоящая Методика разработана для создания единого подхода к учету поправок показаний бортовых указателей числа М на самолетах ГА с целью обеспечения выполнения требований продольного эшелонирования при использовании "Метода числа М".

    В данной методике приведены основные требования экипажам воздушных судов (ВС), выполняющих полеты по трассам при использовании "Метода числа М".

    Методика составлена применительно к самолетам Ил-62М, Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ту-154А, Б, С, М, Ту-204, Ан-124.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Термин "Метод числа М" применяется для описания способа выдачи турбореактивным воздушным судам (ВС), выполняющим полет по одному и тому же маршруту, диспетчерских разрешений на выдерживание определенных значений числа М с целью сохранения необходимых интервалов продольного эшелонирования между последовательно летящими друг за другом ВС на одном и том же эшелоне, выполняющими набор или снижение высоты до этого эшелона и по расходящимся линиям пути.

    1.2. Этот метод позволяет более рационально использовать воздушное пространство и обеспечить выполнение норм продольного эшелонирования между воздушными судами на участках маршрутов большой протяженности при минимальном вмешательстве службы управления воздушным движением (УВД).

    1.3. "Метод числа М" рекомендуется применять в районах, для которых:

    - на всем протяжении или части маршрута временно или постоянно отсутствует непрерывный радиолокационный контроль, а также возможны нарушения непосредственного радиообмена между диспетчером УВД и экипажем ВС;

    - ВС в основном следуют по одним и тем же или расходящимся линиям пути, при этом на всем протяжении маршрута минимальные нормы продольного эшелонирования остаются постоянными;

    - полеты, проводимые в данном районе, включают достаточно протяженные (например, не менее 1 часа) участки с установившимися режимами.

    1.4. С целью точного измерения бортовыми средствами числа М полета, а также однотипности введения поправок к этим средствам, устанавливаются таблицы показаний к основным указателям числа М полета, учитывающие величины аэродинамических поправок.

    1.5. Данная Методика применительна для самолетов: Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ил-62М, Ту-204, Ту-154А, Б, С, М, Ан-124.

    1.6. Для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ил-62М, Ту-154М (оборудованных ПНК "Жасмин") бортовые таблицы показаний к указателям числа М не составляются.


2. РАСЧЕТ И СОСТАВЛЕНИЕ БОРТОВЫХ ТАБЛИЦ ПОКАЗАНИЙ
К УКАЗАТЕЛЯМ ЧИСЛА М ПОЛЕТА


    Расчет бортовых таблиц к показаниям указателей числа М производится для крейсерских диапазонов чисел М полета по приведенным в настоящей Методике величинам аэродинамических поправок в единицах числа М.

    Ниже приводится пример расчета бортовой таблицы к показаниям указателя числа М.


Таблица А


Расчет показаний к указателю числа М полета
с учетом аэродинамических поправок



    Самолет: Ту-154Б N 85484 Указатель числа М: УМ-1К     Дата заполнения: 20.01.96

+-------------------------------------------------------------------+
¦М зад.     ¦Аэродин. поправка & Маэр. ¦Показания указателя числа М ¦
¦           ¦                          ¦с учетом аэродин.поправок   ¦
+-------------------------------------------------------------------+
    0.80             -0.004                        0.905

    0.81             -0.002                        0.915
--------------------------------------------------------------------

    Расчет показаний указателя числа М с учетом аэродинамических поправок производится по следующей формуле:

    Мпр.испр. = Мзад. - Маэр., где:

    Мпр.испр. - показания указателя числа М с учетом аэродинамической поправки;

    Мзад. - заданное значение числа М;

    &Маэр. - аэродинамическая поправка по числу М (с учетом знака).

    Для заполнения графы 2 таблицы А используются данные о величинах аэродинамических поправок &Маэр., приведенные в разделе 4 настоящей Методики.

    Показания к указателю числа М полета в графе 2 таблицы А и бортовых таблицах, приведенных в разделе 5 настоящей Методики, должны быть округлены с кратностью 0,005 ед. числа М (при величинах более 0,003 числа М).

    Бортовые таблицы к показаниям указателей числа М с учетом аэродинамических поправок оформляются единожды и не требуют переоформления при условии периодической проверки их наличия и правильности заполнения.

    Технические службы авиационных предприятий при оформлении бортовых таблиц к показаниям указателей числа М используют данные, приведенные в разделе 5 настоящей Методики без проведения вышеуказанного расчета.

    Форма, размеры и содержание бортовой таблицы к показаниям указателей числа М приведены в разделе 5 настоящей Методики.

    Бортовые таблицы к указателям числа М должны располагаться в специальных кассетах в удобном для использования экипажем месте (например, в кармане кресла КВС или в столике члена экипажа).


3. УЧЕТ ПОПРАВОК К БОРТОВЫМ УКАЗАТЕЛЯМ ЧИСЛА М
И ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
"МЕТОДА ЧИСЛА М"


    При полетах в регионах РФ, не обеспеченных средствами вторичной радиолокации, экипажи ВС должны выдерживать заданное значение числа М по указателям систем воздушных сигналов типа СВС.

    Заданное число М полета на самолетах Ил-96-300, Ил-62М, Ту-204 и Ту-154М (оборудованных ПНК "Жасмин") выдерживать без учета поправок к указателям числа М, а для самолетов Ил-96, Ил-76Т, ТД, МД, Ту-154А, Б, С и М (не оборудованных ПНК "Жасмин"), Ан-124 необходимо учитывать аэродинамические поправки, приведенные в бортовых таблицах, показанных в разделе 5 Методики.

    При подготовке полета в районах с применением "Метода числа М" экипажи ВС должны включать в план полета информацию о числе М, которое предполагается выдерживать на маршруте.

    При выполнении полета экипажа ВС должны более точно сообщать время пролета пунктов обязательного донесения (ПОД).

    Экипажи турбореактивных ВС выдерживают число М полета, установленное органом УВД, и запрашивают разрешение на какое-либо изменение этой скорости. В случае, если необходимо срочно изменить число М полета (например, вследствие турбулентности), необходимо как можно раньше уведомить орган УВД о том, что такое изменение произведено.

    Если летно-технические характеристики ВС не позволяют выдерживать заданное число М при наборе высоты или снижения на маршруте, экипаж этого ВС информирует об этом орган УВД в момент запроса на набор высоты или снижение.

    1.7. Для самолетов Ту-154А, Б, М (не оборудованные ПНК "Жасмин") составляются бортовые таблицы показаний к указателям числа М только на высотах более 10100 м.


4. ВЕЛИЧИНЫ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОПРАВОК &Маэр. ПРИЕМНИКОВ
СТАТИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОВ ГА НА КРЕЙСЕРСКИХ
ЧИСЛАХ М ПОЛЕТА


    В таблице 4.1 приведены величины аэродинамических поправок &Маэр. приемников статического давления самолетов Ту-154А, Б, С, М и Ил-86, полученные по результатам статистического анализа материалов летных испытаний.


                                                        Таблица 4.1
+-------------------------------------------------------------------+
¦Тип самолета¦Заданные значения чисел М, ед.ч.М                     ¦
+-------------------------------------------------------------------+
              0.80    0.81    0.82    0.83    0.84    0.85    0.86

Ту-154А,     -0.004  -0.003  -0.002  -0.001    0        0       -
Б, М*
---------------

    * самолеты Ту-154М, не оборудованные ПНК "Жасмин"

Ту-154С      -0.005  -0.005  -0.004  -0.004  -0.004  -0.004     -

Ил-86        -0.003  -0.003  -0.003  -0.003  -0.004  -0.004  -0.004
--------------------------------------------------------------------

    В таблице 4.2 приведены величины аэродинамических поправок Маэр. приемников статического давления самолетов Ил-76Т, ТД, МД и Ан-124, полученные по результатам статистического анализа материалов летных испытаний.


Таблица 4.2

+-------------------------------------------------------------------+
¦Тип     ¦Заданные значения чисел М, ед.ч.М                         ¦
+--------+----------------------------------------------------------¦
¦самолета¦ 0.70 ¦ 0.71 ¦ 0.72 ¦ 0.73 ¦ 0.74 ¦ 0.75 ¦ 0.76  ¦  0.77  ¦
+-------------------------------------------------------------------+
Ан-124   +0.009 +0.010 +0.011 +0.012 +0.013 +0.014 +0.015  +0.016

Ил-76, Т    0   +0.001 +0.002 +0.002 +0.002 +0.003 +0.004    -
ТД,
МД
--------------------------------------------------------------------

5. Бортовые таблицы показаний к указателям числа М


+-------------------------------------------------------------------+
¦Самолет: Ан-124 Указатель числа М Тип: УСИМ-1 Дата заполнения:     ¦
+-------------------------------------------------------------------¦
¦Заданное значение числа М¦Показания указ.числа М с учетом          ¦
¦                         ¦аэрод.попр.                              ¦
+-------------------------------------------------------------------+
         0.70                               0.69

         0.72                               0.71
--------------------------------------------------------------------


+-------------------------------------------------------------------+
¦Самолет: Ан-124 Указатель числа М Тип: УСИМ-1 Дата заполнения:     ¦
+-------------------------------------------------------------------+
         0.73                                 0.72

         0.74                                 0.725

         0.75                                 0.735

         0.76                                 0.735

         0.77                                 0.755
--------------------------------------------------------------------


Таблица 5.2

+-------------------------------------------------------------------+
¦Самолет: Ту-154С Указатель числа М Тип: УМ-1К Дата заполнения:     ¦
+-------------------------------------------------------------------¦
¦Заданное значение числа М¦Показания указ.числа М с учетом          ¦
¦                         ¦аэрод.попр.                              ¦
+-------------------------------------------------------------------+
          0.80                              0.805

          0.81                              0.815

          0.82                              0.825

          0.83                              0.835

          0.84                              0.845

          0.85                              0.855
---------------------------------------------------------------------


Таблица 5.3

+-------------------------------------------------------------------+
¦Самолет: Ил-76ТД Указатель числа М Тип: УМС-1 Дата заполнения:     ¦
+-------------------------------------------------------------------¦
¦Заданное значение числа М¦Показания указ.числа М с учетом          ¦
¦                         ¦аэрод.попр.                              ¦
+-------------------------------------------------------------------+
          0.75                              0.745

          0.76                              0.755
----------------------------------------------------------------------


Таблица 5.4

+-------------------------------------------------------------------+
¦Самолет: Ту-154Б Указатель числа М Тип: УМ-1К Дата проверки:       ¦
+-------------------------------------------------------------------¦
¦Заданное значение числа М¦Показания указ.числа М ОО с учетом       ¦
¦                         ¦аэрод.попр.                              ¦
+-------------------------------------------------------------------+
          0.80                              0.805

          0.81                              0.815
--------------------------------------------------------------------


Таблица 5.5

+-------------------------------------------------------------------+
¦Самолет: Ил-86   Указатель числа М Тип: УСИМ-1 Дата заполнения:    ¦
+-------------------------------------------------------------------¦
¦Заданное значение числа М¦Показания указ.числа М с учетом аэрод.   ¦
¦                         ¦попр.                                    ¦
+-------------------------------------------------------------------+
          0.80                              0.805

          0.81                              0.815

          0.82                              0.825

          0.83                              0.835

          0.84                              0.845

          0.85                              0.855

          0.86                              0.865
--------------------------------------------------------------------

    Примечания:

    1. Величины аэродинамических поправок к бортовым указателям числа М используются только на значениях, которые приведены в бортовых таблицах.

    2. Бортовая таблица 5.3 используется также и для самолетов следующих модификаций: Ил-76Т, ТД, МД. Бортовая таблица 5.4 используется также и для самолетов следующих модификаций: Ту-154Б6 М (не оборудованных ПНК "Жасмин").

    3. Бортовые таблицы вкладываются в специальные кассеты из оргстекла. На обратной стороне таблицы указывается фамилия заполняющего таблицу и ставится его роспись.

    4. Размеры бортовых таблиц:

    - ширина всех таблиц 70 мм;

    - высота таблиц для указателей числа М

    самолетов Ил-86, Ту-154С, Ан-124 - 120 мм;
    
    самолетов Ил-76, Ту-154А, Б, М - 80 мм.


Утверждено заместителем
директора ФАС России


В.В.Горловым