Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93001575.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ

ПРИКАЗ

г. Москва

"21" апреля 2000г.                              № 94

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ " ПРАВИЛ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ УВЕЛИЧЕННОЙ ДАЛЬНОСТИ
ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ С ДВУМЯ ГАЗОТУРБИННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ " (ETOPS)


    В соответствии с требованиями пункта 4.7 части 1 приложения 6 ИКАО "Эксплуатация воздушных судов" в целях надлежащего обеспечения безопасности полетов на воздушных судах с двумя газотурбинными двигателями до издания соответствующих федеральных авиационных правил

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Утвердить прилагаемые "Правила выполнения полетов увеличенной дальности воздушными судами с двумя газотурбинными двигателями" (ETOPS) (Приложение 1).
    2. Допуск эксплуатантов воздушного транспорта к выполнению полетов в соответствии с указанными Правилами с установлением порогового времени осуществлять только после внесения соответствующих изменений в свидетельство эксплуатанта в установленном порядке.
    3. Руководителям территориальных органов ФСВТ России совместно с руководителями авиапредприятий:
    - довести положения настоящего приказа ФСВТ России до сведения эксплуатантов, организовать изучение и обеспечить контроль за соблюдением эксплуатантами положений "Правил выполнения полетов увеличенной дальности воздушными судами с двумя газотурбинными двигателями" (ЕTOPS).
    - привести ранее изданные акты в соответствии с настоящими Правилами.
    4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления летной службы ФСВТ России и начальника Управления технической эксплуатации и летной годности гражданских ВС ФСВТ России.

    
    

Директор                                         В.И. Андреев



Приложение
к приказу ФСВТ России
от "21" апреля 2000г. № 94


ПРАВИЛА
ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ УВЕЛИЧЕННОЙ ДАЛЬНОСТИ ВОЗДУШНЫМИ
СУДАМИ С ДВУМЯ ГАЗОТУРБИННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ. (ETOPS)

    Данные правила регламентируют условия эксплуатации, обеспечивающие уровень безопасности полетов самолетов с двумя газотурбинными двигателями на маршрутах увеличенной дальности, эквивалентный уровню безопасности полетов многодвигательных самолетов.


   1. Применяемая терминология.

    Полет увеличенной дельности - (ETOPS - extended range operations with two engine airplanes) любой полет, выполняемый самолетом с двумя газотурбинными двигателями по маршрутам, на которых время полета с крейсерской скоростью при одной неработающей силовой установке от какой-либо точки маршрута до соответствующего требованиям запасного аэродрома превышает 60 минут полета.
    Пороговое время - время полета, устанавливаемое государственным полномочным органом для авиапредприятий, эксплуатирующих двухдвигательные самолеты, и представляющее из себя разрешенное время полета до соответствующего требованиям запасного аэродрома.
    Соответствующий запасной аэродром - аэродром, который отвечает установленным требованиям для выполнения посадки самолета данного типа по размерам и несущей способности ВПП, открытый для приема самолета в период времени возможного его использования, имеющий необходимые средства и службы, такие как обслуживание воздушного движения, метеорологическое обслуживание, светотехническое оборудование, средства связи и навигации, аварийно-спасательную и противопожарную службы, а также хотя бы одну приемлемую схему захода на посадку по приборам.
    Пригодный запасной аэродром - соответствующий аэродром, пригодный для эксплуатации самолета данного типа и на котором прогнозируемые и фактические метеоусловия соответствуют равны или выше установленного метеоминимума, а состояние ВЦП позволяет совершить безопасную посадку в пределах расчетного времени прибытия +/- 60 минут.
    Входная точка на маршрут увеличенной дальности (ЕЕР) - это точка на маршруте полета самолета, которая находится на удалении 60 минут полета с отказавшим двигателем на крейсерской скорости в штиль до пригодного запасного аэродрома.
    Равноудаленная точка (ЕТР) - это точка на маршруте полета самолета в зоне оперирования, от которой время полета до двух ближайших пригодных запасных аэродромов одинаково.

    Зона оперирования - район полетов эксплуатанта, где необходимо применение правил ETOPS.

    2. Общие положения


    2.1.Эксплуатационные мероприятия авиапредприятия, направленные на выполнение государственных требований (правил) к полетам самолетов с двумя газотурбинными двигателями в условиях увеличенной дальности в международной практике получили аббревиатуру ETOPS (extended range operations with two engine airplanes). Аббревиатура используется в руководствах по летной эксплуатации самолетов иностранного производства, в программах подготовки летного и технического состава, поэтому она без изменений будет использоваться в нормативных актах ФСВТ России.
    2.2. Сущность правил эксплуатации по ETOPS состоит в том, чтобы предоставить возможность использовать самолеты с двумя двигателями также, как и многодвигательные при обеспечении достаточного уровня безопасности полетов.
    С этой целью ФСВТ России каждому эксплуатанту на каждый заявляемый двухдвигательный тип самолета устанавливает величину "порогового времени".
    В качестве дополнительных мер по обеспечению безопасности полетов на двухдвигательных самолетах вводятся дополнительные эксплуатационные требования, при удовлетворении которым эксплуатант имеет возможность последовательно получать новое повышенное значение "порогового времени".
    2.3. Правила полетов по ETOPS применяются на тех маршрутах, которые имеют точки, время полета на одном двигателе от которых до запасного аэродрома, пригодного для посадки, более одного часа полета и не превышает "порогового времени".
    В случае, если величина "порогового времени" не установлена, эксплуатант имеет право выполнять полеты на двухдвигательных самолетах только по тем маршрутам, которые расположены от пригодных для посадки аэродромов на расстоянии не более одного часа полета на одном работающем двигателе.
    2.4. Правила ETOPS применяются к самолетам с двумя газотурбинными двигателями и взлетной массой 7,5 тонн и более, с количеством пассажирских кресел более 19 и сертифицированным к полетам по правилам ETOPS.
    2.5. Ни один эксплуатант не имеет право выполнять полеты на сертифицированных по ETOPS самолетах с двумя газотурбинными двигателями по маршрутам, на которых выполняются правила полетов по ETOPS, без разрешения ФСВТ.
    2.6. Полеты на самолетах с двумя газотурбинными двигателями, не допущенными к полетам по правилам ETOPS, должны выполняться таким образом, чтобы в любой точке маршрута в случае отказа одного двигателя продолжительность полета до запасного аэродрома в штиль на скорости, обеспечиваемой одним работающим двигателем, составила не более 60 минут.
    Наличие возможности определенного типа самолета к полетам по правилам ETOPS не означает, что эксплуатант может выполнять такие полеты без разрешения ФСВТ. Разрешения на выполнение полетов, отнесенных к полетам по правилам ETOPS, выдается после выполнения определенных требований.

 

  З. Требования к эксплуатанту.

    3.1. Эксплуатант, претендующий на получение разрешения выполнять полеты по правилам ETOPS должен показать, что он имеет достаточный опыт технического обслуживания и эксплуатации самолета, чтобы поддерживать необходимый уровень безотказности заявленного воздушного судна, и подготовить персонал.
    3.2. Эксплуатант, самолеты которого выполняют полеты по правилам ETOPS, обязан обеспечить уровень безопасности не ниже уровня безопасности полетов не-ETOPS.
    3.3. В связи с выполнением полетов по правилам ETOPS эксплуатант должен издать:
    3.3.1. Дополнение к Руководству по производству полетов - в части учета особенностей выполнения полетов ETOPS.      Рекомендуемое содержание данного Дополнения приведено в Приложении 2 к настоящим Правилам,
    3.3.2. Дополнение к Руководству по техническому обслуживанию самолета, представляемого на выполнение полетов по правилам ETOPS;
    3.3.3. Дополнение к комплексной программе обеспечения надежности воздушных судов эксплуатанта.
    3.4. Дополнения к Руководствам эксплуатанта должны:
    - содержать четкие и подробные инструкции с тем, чтобы летный и инженерно-технический состав и персонал, занятый обеспечением полетов и контролем за безопасностью полетов был полностью информирован о том, что от него требуется в связи с выполнением полетов по правилам ETOPS;
    - соответствовать установленным требованиям к Руководству по производству полетов и Руководству по технической эксплуатации воздушных судов в гражданской авиации Российской Федерации и не противоречить правилам любого другого государства, где будут осуществляться полеты.
    3.5. Дополнение к комплексной программе обеспечения надежности воздушных судов эксплуатанта должно включать организационно-технические мероприятия по повышению безотказности систем и двигателей самолетов, предупреждению отказов в полете по правилам RTOPS, а также другие необходимые материалы.
    3.6. Эксплуатант должен обеспечить подготовку летного, диспетчерского и технического персонала к полетам по правилам ETOPS.
    3.7. Эксплуатант должен предоставлять в ФСВТ России ежеквартальные и годовые письменные отчеты о характеристиках надежности и безотказности самолетов и двигателей, допущенных к выполнению полетов по правилам ETOPS с указанием происшедших инцидентов и их причин.


    4.Требования сертификации и типовой конструкции для ETOPS.

    4.1. К полетам по правилам ETOPS допускаются только самолеты, прошедшие сертификацию типовой конструкции для ETOPS по соответствующим правилам.
    4.2. Сертификация типовой конструкции для ETOPS означает, что разработчики авиационной техники для типовой конструкции определенной комбинации самолет-двигатель доказали высокий уровень надежности в эксплуатации, который обеспечивает безопасность полетов по правилам ETOPS. Доказательство того, что типовая конструкция подходит для полетов в условиях "увеличенной дальности", отражается в сертифицированном Руководстве по летной эксплуатации и в карте данных сертификата типа или дополнения к сертификату типа.
    4.3. Руководство по летной эксплуатации самолета должно содержать достаточное количество справочного материала для определения необходимого запаса топлива в особых случаях полета, связанных с ухудшением аэродинамических характеристик воздушного судна из-за отказа двигателя, попаданием в условия обледенения, необходимостью изменения высоты полета, неконтролируемого раскрытия реверсивного устройства двигателя и т.д., а также подробности любых других условий, относящимся к полетам по правилам ETOPS .
    4.4. Уровни резервирования систем самолета, соответствующие полетам по правилам ETOPS, должны быть отражены в Перечне минимального состава оборудования с учетом вида предполагаемых полетов.



   5 Требования к минимумам для запасного аэродрома по правилам ETOPS.

    5.1. Определение пригодности запасного аэродрома основано на использовании посадочного метеоминимума, фактических и прогнозируемых метеоусловий, навигационного и связного оборудования, возможностей органа ОВД, состояния ВПП и других обстоятельств, влияющих на принятие решения на посадку на данном аэродроме.
    5.2. Аэродром может быть выбран в качестве пригодного запасного аэродрома при следующих условиях:
    - прогноз метеоусловий на период за 60 минут до и 60 минут после расчетного времени предполагаемого входа в зону данного аэродрома равен или выше установленного минимума по ETOPS;
    - ВПП не имеет ограничений для посадки;
    - посадочные средства функционируют в полном объеме для предполагаемой системы захода на посадку;
    - боковая составляющая фактического ветра, с учетом порывов, не превышает установленных пределов.
    5.3. Если на запасном аэродроме в работоспособном состоянии имеется одна ВПП, которая обеспечивает точный заход на посадку, то при принятии решения на вылет по правилам ETOPS прогнозируемые метеоусловия должны быть следующими: - нижняя граница облачности 200 метров, видимость 3200 метров или по облачности на 130 метров и по видимости на 1600 метров выше, чем наименьшие значения минимума.        
    5.4. Если на запасном аэродроме имеется две и более раздельных ВПП, которые обеспечивают заход на посадку по точным системам, то при принятии решения на вылет по правилам ETOPS прогнозируемая погода к моменту прилета должна характеризоваться следующими значениями: - нижняя граница облачности 130 метров, видимость 1600 метров или высота облачности на 65 метров и видимости на 800 метров выше, чем наименьший минимум.
    5.5. Если на аэродроме используются неточные системы захода на посадку, то при принятии решения на вылет по правилам ETOPS прогнозируемые метеоусловия должны характеризоваться следующими значениями: - высота нижней границы облачности 260 метров и видимость 3200 метров или высота облачности на 130 метров и видимость на 1600 метров выше наименьшего минимума для посадки.

    6. Пороговое время.

    Пороговое время определяет зону возможных полетов по правилам ETOPS. Существуют следующие ступени порогового времени: - 75 минут, 120 минут и 180 минут.
    Увеличение порогового времени (т.е. увеличение времени полета до запасного аэродрома на маршрутах ETOPS более 60 минут) для эксплуатанта конкретного типа самолета проводится поэтапно, по мере накопления опыта эксплуатации, но не ранее, чем через 6 месяцев полетов с присвоенным пороговым временем.
    Пороговое время 75 минут устанавливается при незначительном опыте эксплуатации самолетов данной конфигурации или не имеющим такого опыта вообще. При рассмотрении учитываются такие факторы, как предполагаемый район эксплуатации, готовность авиатехнической базы осуществлять подготовку и поддержание летной годности воздушных судов к полетам по правилам ETOPS.
    Пороговое время 120 минут устанавливается при наличии непрерывного опыта полетов по правилам ETOPS с пороговым временем 75 минут на данном типе самолета двенадцать месяцев.
    Пороговое время 180 минут устанавливается при наличии непрерывного опыта полетов по правилам ETOPS с пороговым временем 120 минут на данном типе самолета в двенадцать месяцев.
    Требования к опыту эксплуатации могут повышаться или понижаться после анализа представляемой на рассмотрение доказательной документации в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о величине порогового времени для эксплуатанта учитываются такие факторы, как наличие многочисленных соответствующих аэродромов, надежность связи с органами обслуживания воздушного движения, выполнение полетов по маршрутам с особенно устойчивыми метеоусловиями, а также опыт эксплуатации заявляемых типов самолетов.
    Для эксплуатантов, имеющих опыт полетов по правилам ETOPS в установленном регионе полетов не менее двух лет, может быть установлено такое же пороговое время и для другого типа самолета при соблюдении требований настоящих правил.
    Если величина порогового времени для самолетов заявленного типа конкретного эксплуатанта не установлена, то полеты этих самолетов выполняются только по маршрутам, любая точка которых удалена от пригодных запасных аэродромов на расстоянии не более 60 минут полета с одним работающим двигателем и на крейсерской скорости в стандартных атмосферных условиях в штиль. (He-ETOPS).


    7. Дополнительные требования по планированию и выполнению полетов по правилам ETOPS.


    7.1. При планировании полетов по правилам ETOPS должны соблюдаться следующие требования:
    7.1.2. типовая конструкция комбинации самолет-двигатель имеет сертификат типа (дополнение к сертификату типа), подтверждающий допуск к полетам по правилам ETOPS:
    7.1.3. эксплуатант имеет разрешение ФСВТ России на выполнение полетов по правилам ETOPS;
    7.1.4. самолет имеет допуск к полетам по правилам ETOPS, о чем имеется запись организации по техническому обслуживанию (или соответствующего подразделения эксплуатанта) в бортовом журнале перед вылетом. Если по техническим причинам невозможно выполнить полет по маршруту ETOPS, то экипаж либо переносит вылет до устранения причин, либо выбирает маршрут, где запасные пригодные аэродромы располагаются не далее, чем в 60 минутах полета на одном двигателе (на одобренной крейсерской скорости при стандартных атмосферных условиях в штиль).
    7.1.5. Экипаж и технический персонал прошел специальную подготовку и имеет допуск к эксплуатации самолета по правилам ETOPS;

    7.2. Выполнение полета.

    7.2.1. Метеорологические условия на запасных аэродромах и по маршруту во время принятия решения на вылет должны соответствовать значениям, изложенным в требованиях к выбору запасных аэродромов по правилам ETOPS. Минимумы погоды пригодного аэродрома по правилам ETOPS не применяются с момента начала движения самолета для взлета с места стоянки (запуска двигателей) на собственной тяге.
    7.2.2. В полете при подходе к точке, которая является входной точкой маршрута (ЕЕТ), на котором выполняются требования, отнесенные к ETOPS, экипаж обязан оценить возможность продолжения полета по правилам ETOPS (т.е. состояние авиационной техники и фактические метеоусловия на запасных аэродромах). Если такие условия не удовлетворяются, экипаж должен по согласованию с органом обслуживания воздушного движения изменить маршрут полета. Для этих целей экипаж должен иметь два плана полета (flight plan): - один для полета по правилам ETOPS, другой - для полета по маршруту, точки которого удалены менее, чем на 60 минут полета на одном двигателе от пригодных запасных аэродромов.
    7.2.3 В полете экипаж должен постоянно анализировать метеорологические условия на запасных аэродромах, выбранных для выполнения полета по правилам ETOPS. Если по каким-либо причинам выбранный запасной аэродром не отвечает установленным требованиям, необходимо по согласованию со службой ОВД, выбрать другой запасной аэродром, убедившись, что продолжительность полета не будет превышать величины "порогового времени". При необходимости, изменить маршрут, чтобы остаться в пределах величины порогового времени.
    7.2.4. Предварительный расчет полета должен включать расчет топлива над ЕТР, необходимый на случай отказа двигателя, разгерметизации с последующим снижением, полет в неблагоприятных условиях (обледенение, встречный ветер, заход на посадку, уход на второй круг, 15 минут ожидания плюс 5 % к рассчитанному потребному количеству топлива).
    7.2.5. В полете экипаж должен вести непрерывный контроль за исправностью топливной системы и остатком топлива над ЕТР, которое должно быть не меньше расчетного. При уменьшении остатка топлива менее расчетного, необходимо принять своевременное решение по изменению маршрута, выборе других пригодных запасных аэродромов.
    Примечание: Нормальным считается остаток топлива над ЕТР на 5% менее расчетного, так как отказ двигателя строго над ЕТР маловероятен.
    7.2.6. Исходя из установленного порогового времени экипаж должен определить дистанцию до запасного аэродрома, которая зависит от скорости полета на одном двигателе и определяется по правилам, изложенным в "Руководстве по выполнению правил ETOPS" эксплуатанта. Соответствующий раздел со справочным материалом содержится в РЛЭ типа самолета.
 

  8. Аэронавигационный запас топлива при полетах по ETOPS. Критический топливный сценарий.


    8.1. Эксплуатант должен разработать правила расчета аэронавигационного запаса топлива. При разработке требований должна быть учтена вероятность того, что над точкой ЕТР произошел отказ двигателя, и необходимо изменить план полета, следуя на запасной аэродром. В связи с этим расчет аэронавигационного запаса топлива должен предусматривать:
    - учет прогнозируемого направления и скорости ветра на случай изменения плана полета и следование на запасной аэродром на одном работающем двигателе и крейсерской высоте полета с одним работающим двигателем;
    - вероятность использования противообледенителыюй системы, что потребует дополнительного расхода топлива;
    - необходимость использования вспомогательной силовой установки;
    - разгерметизация самолета или выход из строя системы кондиционирования, и дальнейшее использование высоты полета менее расчетной;
    - учет топлива на заход с уходом на второй круг и с последующим заходом и посадкой;
    - учет возможных ограничений органа обслуживания воздушного движения.
    8.2. Для определения аэронавигационного запаса топлива, которое должно быть на воздушном судне над последней точкой ЕТР, эксплуатант, исходя из географии полетов, должен разработать КРИТИЧЕСКИЙ ТОПЛИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ.
    Критический топливный сценарий определяет изменение плана полета над последней точкой ЕТР. Эксплуатант должен подтвердить сценарий, который будет использован для определения критического остатка топлива.
    8.2.1. В критической точке рассматривается одновременный отказ двигателя и системы кондиционирования. (Критическая точка расположена на расстоянии "порогового времени" полета с одним работающим двигателем до подходящего запасного аэродрома).
    8.2.2. Обязательным условием сценария является немедленное снижение и продолжительный полет на высоте 3300 метров (10000 футов) на разрешенной скорости полета при отказе одного двигателя, либо полет на одном двигателе на высоте выше 3300 метров, если на самолете имеется достаточный запас кислорода.
    При подходе к аэродрому назначения принимаются во внимание снижение до 500 метров, пятнадцатиминутное ожидание, один заход на посадку с уходом на второй круг и последующий заход с посадкой. При этом дополнительно учитывается:
    - 5 %-ый запас топлива на ошибку в прогнозируемом ветре;
    - 5 %-ый запас топлива на возможные отклонения от маршрута полета;
    - использование противообледенительной системы самолета и двигателей, увеличение массы самолета из-за отложения льда на незащищенных поверхностях самолета, необходимость использования вспомогательной силовой установки, как источника электроэнергии.
    Для определения критического запаса топлива эксплуатант должен определить необходимое количество топлива для того, чтобы долететь до соответствующей критической точки маршрута, затем выполнить уход на запасной пригодный аэродром, используя критический топливный сценарий. Полученный при расчете критический запас топлива должен быть сравнен с нормальным расчетом для двухдвигательного полета, и выбран запас топлива с большей величины.

    9. Основания для отказа в выполнении полета по правилам ETOPS.

    Ни один самолет с двумя газотурбинными двигателями не должен выполнять полеты по правилам ETOPS если:
    9.1. связное бортовое оборудование не обеспечивает надежную двухстороннюю связь между экипажем и органом обслуживания воздушного движения на крейсерских высотах полета, включая высоты, которые могут быть использованы при полете на одном двигателе на протяжении всего маршрута;
    9.2. установленное на самолете навигационное оборудование не в состоянии обеспечить необходимую точность самолетовождения по маршруту, при подходе к аэродрому и в процессе захода на посадку на основном и пригодных запасных аэродромах при инструментальных и визуальных заходах, в том числе и при отказе одного двигателя;
    9.3. аэродром назначения и запасные аэродромы, включая пригодные запасные аэродромы по маршруту, не могут быть использованы в случае отказа двигателя или самолетных систем. Список пригодных запасных аэродромов должен быть включен в план полета. Пригодный запасной аэродром должен отвечать следующим требованиям:
    - длина посадочной дистанции для ожидаемой ВПП для посадки, с учетом фактического ветра и состояния поверхности ВПП, не менее потребной;
    - состояние наземных технических средств обеспечивает посадку ВС по опубликованному минимуму;
    - последний прогноз погоды, включающий в себя период 60 минут до и 60 минут после времени возможного использования аэродрома не хуже минимума этого аэродрома. Кроме того, прогноз ветра, включая порывы, позволяют выполнить посадку самолета данного типа;
    9.4. на самолете отказ двигателя или какой-либо основной системы в предыдущем полете;
    9.5. выявлена тенденция значительного ухудшения одного из основных параметров двигателя (вибрация, расход масла, падение давления в одной из гидросистем и т.д.), если только не были предприняты соответствующие меры по устранению отказа и отказ устранен;
    9.6. на борту воздушного судна отсутствуют данные по расчету потребного количества топлива для условий стандартной и нестандартной атмосферы, для различных скоростей полета и используемого режима работы двигателей, включающие:
    9.6.1. расход топлива при полете с двумя работающими двигателями и с одним работающим двигателем на различных высотах;
    9.6.2. расход топлива при выполнении снижения, в том числе и при отказе одного двигателя, с крейсерского эшелона до возможной (выбранной) высоты полета с одним работающим двигателем;
    9.6.3. расход топлива при полете на крейсерских высотах, в том числе и на одном двигателе.


Приложение 1 к пунктам 3.3.1 и 7.1.4
Правил выполнения полетов увеличенной
дальности воздушными судами с двумя
газотурбинными двигателями (ETOPS)


Допуск к полетам по правилам ETOPS.

  

 1. Основные мероприятия:

представление эксплуатантом заявки и доказательной документации;
предварительная оценка заявки и доказательной документации;
рассмотрение доказательной документации оформление заключения;
выдача эксплуатанту разрешения на полеты по правилам ETOPS.

    2. Заявка для получения разрешения на выполнение полетов по правилам ETOPS.

    2.1. Для получения разрешения на выполнение полетов по правилам ETOPS эксплуатант представляет заявку и доказательную документацию в ФСВТ России за 60 дней до предполагаемого времени начала полетов по правилам ETOPS.
    2.2. Заявка для получения разрешения на выполнение полетов по правилам ETOPS должна содержать:
запрашиваемую величину порогового времени;
     регионы полетов заявляемых самолетов для применения правил ETOPS;
     карту региона полетов, где предполагается выполнять данный вид полетов с нанесенными радиусами применяемого "порогового времени";
     перечень трасс, на которых предполагается использовать ETOPS и перечень соответствующих запасных аэродромов;
     краткий анализ накопленного опыта полетов по правилам ETOPS, если таковой имеется и квалификационные характеристики членов экипажа для допуска к полетам по данным правилам;
     структуру производственного комплекса авиапредприятия с указанием подразделений, занятых в обеспечении полетов по правилам ETOPS;
     перечень заявляемых воздушных судов с указанием регистрационного номера, типа установленных двигателей, наработок планера и каждого двигателя самолета (общее и после последнего ремонта);
     статистические данные о надежности эксплуатируемой авиационной техники, включая количественные показатели по отказам, количество отказов авиадвигателей в полете, количество возвратов и уходов с запланированных маршрутов по причине отказов авиационной техники, случаи отказа управления двигателями.
    2.3 Доказательная документация..
    2.3.1. Заявителем представляется дополнение к Руководству по производству полетов, содержащее:
перечень предоставляемых экипажу материалов и снаряжения, необходимых для выполнения полета по правилам ETOPS:
сведения о максимальном разрешенном полетном времени до запасного аэродрома;
план полета с расчетом остатка топлива над ЕТР;
карты региона полетов с нанесенными запасными аэродромами и кругами ETOPS;
таблицы расчета максимальной взлетной массы в зависимости от длины ВПП и температуры наружного воздуха;
доказательства о наличии сборников аэронавигационной информации;
    Примечание: эксплуатант должен использовать метод для оперативного расчета плана полетов по ETOPS, обеспечивающий:
автоматический расчет остатка топлива;
расчет точек ЕТР;
расчет данных для полета на запасной аэродром;
предоставление метеорологической информации для полета.
технологию работы экипажа (стандартные эксплуатационные процедуры) при выполнении полета по правилам ETOPS, в который может быть отражен контрольный перечень ETOPS (карта контрольных проверок);
расчет расхода топлива на крейсерской скорости, дальность и время полета;
расчет расхода топлива в условиях обледенения, турбулентности и выпуска турбины аварийного гидронасоса (при наличии на самолете);
применяемая практика ухода на запасной аэродром;
    - скоростные режимы;
    - минимальная высота полета.
документация по запасным аэродромам с соответствующими метеоминимумами;
рекомендации по принятию решения об уходе на запасной аэродром.
    2.3.2. Заявителем представляются следующие документы по летной эксплуатации заявляемого самолета:
сборник по действиям в аварийных ситуациях и карты контрольных проверок;
Руководство по летной эксплуатации самолета;
перечень минимального исправного оборудования (MEL - Minimum Equipment List).
  Перечень минимального исправного оборудования должен отражать требования авиационных властей государства регистрации самолета и свидетельства эксплуатанта с учетом предусмотренных конструкцией самолета уровней дублирования основных систем, рассчитанных на выполнение полетов по правилам ETOPS.
    2.3.3. Заявителем представляется дополнение к Руководству по технической эксплуатации самолета, содержащем:
применяемые способы отслеживания поиска и устранения отказов на самолетах, предусматривающие последующие поправки в программу технического обслуживания;
процедуры отслеживания "отложенных" дефектов;
процедуры выдачи рекомендаций;
процедуры отслеживания выполнения идентичных работ на самолете;
программу контроля парка двигателей по их параметрам;
дополнение к комплексной программе обеспечения  надежности  самолетов эксплуатанта.
 Отдельным приложением или частью данного документа представляются:
образец бортового журнала с правилами его заполнения и графой отметки о готовности самолета выполнять полеты по правилам ETOPS;
программа технического обслуживания  (Регламент ТО), отражающая особенности эксплуатации самолета по правилам ETOPS.

4. Разрешение на эксплуатацию самолетов с двумя газотурбинными двигателями
при полетах увеличенной дальности.

     ФСВТ России после рассмотрения доказательной документации при положительных результатах принимает решение  о допуске авиапредприятия к выполнению полетов по правилам ETOPS и устанавливает значение "порового времени".
    В случае обнаружения отклонений от соблюдения правил ETOPS соответствующий допуск может быт аннулирован в установленном порядке ФСВТ России.
    Допуск эксплуатанта к полетам по правилам ETOPS отражается в специальных положениях по эксплуатации (приложениях к свидетельству эксплуатанта).

 

  Приложение № 2 к пункту 3.6 Правил
выполнения полетов увеличенной
дальности воздушными судами с двумя
    газотурбинными двигателями (ETOPS).

    

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОГРАММА
тренировки летного состава для допуска
к полетам по правилам ETOPS.


   1.Первоначальная подготовка к полетам по правилам ETOPS.
    
    1.1.Наземная подготовка.

    Цель: Изучение правил ETOPS и их практического применения.
    Указания: Подготовка проводится с летным составом перед первичным допуском к полетам по правилам ETOPS.
    В процессе наземной подготовки должны быть изучены следующие вопросы применительно к конкретному типу ВС:
     правила летной эксплуатации и ограничения, изложенные в РЛЭ данного типа самолета, связанные с применением правил ETOPS;
     правила принятия решения на вылет по правилам ETOPS, выбор пригодных и соответствующих запасных аэродромов по маршруту полета;
     расчет потребного на полет количества топлива;
     определение положения входной и равноудаленной точки на маршруте;
     порядок сбора и использования метеорологических данных при полете по маршруту;
     порядок ухода на запасной аэродром в случае возникновения необходимости.
    В заключении наземной подготовки проводится проверка знаний.
    1.2. Подготовка на тренажере.
    Цель: Отработка практического применения правил ETOPS .
    Указания: В процессе подготовки на тренажере отрабатываются действия экипажа в соответствии с правилами ETOPS в случае:
      полной потери тяги одним из двигателей;
      полной потери электропитания от двигателя;
     -других отказов, рассматриваемых как эквивалентные по условиям пригодности к полетам по правилам ETOPS.
    Примечания: Допускается совмещать данный вид подготовки на тренажере с другими видами подготовки (тренировка на допуск к полетам в условиях MNPS и т.д.)
    1.3. Рейсовая тренировка.
    Объем: 2 полета.
    Цель: Отработка практических навыков применения правил ETOPS в полете.
    Указания: Рейсовая тренировка проводится с пилотом-инструктором, имеющим допуск к полетам по правилам ETOPS. Пилот-инструктор контролирует выполнение проверяемым пилотом правил принятия решения на вылет по правилам ETOPS, соблюдение установленных эксплуатационных процедур, оценку метеообстановки на основных и запасных аэродромах, определение ЕТР, осуществление сбора относящиеся к полету информации.
    Примечание: В счет рейсовой тренировки могут быть засчитаны полеты по правилам ETOPS на маршрутах, не связанных с эксплуатацией самолета по правилам ETOPS.
    1.4. Контрольно-проверочный полет.
    Объем: 2 полета.
    Цель: - Определение готовности пилота к выполнению полетов по правилам ETOPS.
    Указания: - При проверке оценивается подготовка к полету по правилам ETOPS, правильность выбора соответствующих аэродромов, принятия решения на вылет, сбор метеоинформации и ее анализ в полете.
    Примечание: Допускается совмещение данной проверки с другими видами проверок.
    1.5. Оформление документации.
    По результатам проведения наземной подготовки, подготовки на тренажере, летной тренировки и проверки оформляется вывод проверяющего о возможности допуска пилота к полетам по правилам ETOPS. Результаты проверки регистрируются в летной книжке пилота. В свидетельстве пилота в разделе Х "Особые отметки" делается запись: " Допущен к выполнению полетов по правилам ETOPS".
    

    2. Периодическая подготовка к полетам по правилам ETOPS.

    2.1. Знание правил ETOPS повторно изучаются членами экипажа ВС один раз в год в процессе проведения плановой предварительной подготовки.
    2.2. Подготовка на тренажере проводится при отсутствии у пилота практики полетов по правилам ETOPS в течение более девяти месяцев.
    2.3. Допуск к полетам по правилам ETOPS действителен для всех типов самолетов, применяющих эти правила. При переучивании пилота на другой тип самолета специальная подготовка по ETOPS не проводится. При наличии перерыва в полетах по правилам ETOPS более 18 месяцев проводится повторная подготовка пилота в объеме первоначальной подготовки.