Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93001672.htm

УТВЕРЖДАЮ
Президент
Российской Федерации
В. Путин

3 февраля 2001 г.
Пр-241


ОСНОВЫ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА



I. Общие положения


    1. Основы  политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года (далее именуются Основы) определяют главные цели, основные принципы и приоритетные направления деятельности российской Федерации в области изучения, освоения и использования воздушного пространства (далее именуется -авиационная деятельность).
    2. Основы конкретизируют и развивают положения Военной доктрины Российской   Федерации,   Концепции   национальной   безопасности Российской Федерации и Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года в области развития авиации. Их правовой базой являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принятые Россией международные обязательства в данной области деятельности.
    3. Общее руководство разработкой и реализацией Основ осуществляет Президент Российской Федерации.
    

II. Государственные интересы Российской Федерации в
области авиации и авиационная деятельность

    4. Государственные интересы Российской Федерации в области авиации определяют:
    размеры территории страны;
    недостаточное развитие наземных транспортных коммуникаций, особенно в районах Севера. Дальнего Востока и Сибири;
    значение  авиации  для  решения  оборонных  и  социально-экономических задач, развития науки, техники и новейших технологий.
    5. Государственные интересы Российской Федерации в области авиации формируются с учетом ведущих мировых тенденций в сфере изучения, освоения и использования воздушного пространства, основными из которых являются:
    возрастание роли и значения авиации в решении различными странами мира и военно-политическими блоками широкого спектра жизненно важных для них задач в политической, военно-стратегической, экономической, социальной, научной, культурной и других сферах;
    усиление влияния военной авиации на соотношение сил в мире, на сохранение стратегической стабильности, на ход и исход войн и вооруженных конфликтов;
    углубление   интеграционных   процессов   и   международного разделения труда на мировом рынке авиационных товаров и услуг в области авиации;
    обострение конкурентной борьбы между развитыми странами мира в целях завоевания сегментов этого рынка.
    6. Государственные интересы Российской Федерации в области авиации предусматривают:
    обеспечение гарантированного доступа Российской Федерации к мировому воздушному пространству;
    создание условий для поддержания научного, технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего авиационную деятельность;
    развитие потенциала военной авиации и поддержание его на уровне, достаточном для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    формирование развитой сети внутренних и международных воздушных сообщений и обеспечение ее эффективного функционирования в соответствии с возможностями воздушного транспорта и спросом на воздушные перевозки;
    обеспечение выгодных для России условий ее участия в международном разделении труда на мировом рынке авиационных товаров и услуг в области авиации.
    7. Актуальность защиты государственных интересов Российской Федерации в области авиации возрастает вследствие существенных изменений геополитической ситуации в мире и возникновения новых угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере авиационной деятельности, связанных прежде всего со сложным экономическим положением России, ослаблением координации и контроля авиационной деятельности со стороны государства, отставанием качественных и количественных показателей российских авиационных техники и вооружения от ведущих стран мира.
    8. Для реализации и защиты своих государственных интересов Российская Федерация должна обладать соответствующим авиационным потенциалом.
    Наличие и рациональное использование мощного авиационного потенциала  является для Российской Федерации объективной необходимостью, одним из важнейших условий обеспечения ее безопасности, социально-экономического и культурного развития.
    Опираясь на этот потенциал. Российская Федерация может ускорить становление своей экономики, укрепить оборонную мощь, обеспечить эффективное развитие науки, техники, социальной сферы.
    Основу   авиационного   потенциала   Российской   Федерации составляют :     
    государственная авиация;
    гражданская авиация;
    экспериментальная авиация;
    авиационная инфраструктура;
    авиационная промышленность;
    единая система организации воздушного движения, федеральная система разведки и контроля воздушного пространства и другие информационные системы, обеспечивающие авиационную деятельность;
    образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов в области авиации;
    профессионально подготовленные кадры.
    Основой государственной авиации является военная авиация, включающая авиацию Вооруженных Сил Российской Федерации и авиацию федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

III. Главные цели, основные принципы и приоритетные
направления авиационной деятельности

    9. Главные цели авиационной деятельности:
    реализация и зашита государственных интересов Российской Федерации в области авиации, сохранение за Россией статуса мировой авиационной державы;
    эффективное использование и укрепление авиационного потенциала Российской Федерации в интересах повышения экономической и оборонной мощи страны, развития науки техники;
    усиление позиции Российской Федерации на мировом рынке авиационных товаров и услуг в области авиации.
    10. Основные принципы авиационной деятельности:
    соблюдение государственных интересов Российской Федерации при осуществлении авиационной деятельности;
    координация и контроль авиационной деятельности со стороны государства на основе единой государственной политики;
    сбалансированное развитие авиационных техники и инфраструктуры военного и гражданского назначения;
    эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия, идентификации и классификации угроз воздушного нападения Российскую Федерацию, адекватность реагирования на эти угрозы с применением как военных, так и невоенных мер;
    достаточность необходимых для защиты государственных интересов Российской Федерации в области 'авиации сил, средств и ресурсов, обеспечение их готовности к применению по предназначению;
    недопущение критической зависимости авиационной деятельности от иностранных государств;
    соблюдение условий международной безопасности, соответствие авиационной деятельности законодательства Российской Федерации и принятым ею международным обязательствам.
    11. Приоритетные направления авиационной деятельности:
    усиление координации и контроля авиационной деятельности со стороны государства, в том числе выработка и реализация системы мер, содействующих развитию авиации;
    поддержание и развитие военной авиации для эффективного решения задач в области обороны страны и безопасности государства;
    сбалансированное развитие авиационного потенциала Российской Федерации в целях комплексного решения задач в области обороны страны и безопасности государства, социально-экономического и культурного развития Российской Федерации на основе единой государственной политики;
    совершенствование структуры авиации, реструктуризация предприятий авиационной промышленности и объектов авиационной инфраструктуры Российской Федерации в соответствии со стоящими перед ними задачами, а также потребностями и экономическими возможностями государства;
    повышение эффективности воздушного транспорта, в том числе путем совершенствования государственного регулирования в сфере сертификации и лицензирования авиационной деятельности;
    усиление позиции Российской Федерации в международной авиатранспортной системе посредством повышения конкурентоспособности отечественных авиационных предприятий;
    содействие качественному обновлению парка воздушных судов гражданской авиации, стимулирование спроса на внутренние и международные перевозки с использованием отечественных авиационной техники и авиакомпаний;
    объединение усилий и обеспечение скоординированной технической политики государств - участников Содружества Независимых Государств при осуществлении авиационной деятельности;
    усиление интеграции России с другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств, а также удержание традиционного рынка авиатранспортных услуг и авиационной техники на основе сохранения и развития единой для этих государств системы авиационных правил, единой системы сертификации воздушных судов (в том числе двойного назначения) и их производства, международных аэропортов и их оборудования, а также единой системы расследования авиационных происшествий в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
    модернизация, ремонт и продление ресурса находящихся на вооружении авиационных комплексов, доведение к 2005 году доли исправных авиационных техники и вооружения до уровня не менее 70 процентов;
    развитие и ремонт объектов авиационной инфраструктуры, в первую очередь аэродромов государственной авиации;
    поэтапное увеличение среднегодового налета экипажей военной авиации до необходимой нормы;
    завершение реструктуризации и техническое перевооружение авиационной промышленности;
    развитие авиационной науки, совершенствование промышленной и экспериментально-испытательной базы авиации;
    сохранение и развитие системы подготовки авиационного персонала, обеспечение его социальной защищенности;
    совершенствование   нормативно-правовой базы авиационной деятельности.

IV. Основные меры по реализации приоритетных
направлении авиационной деятельности

    12. Основными мерами в области совершенствования системы государственного регулирования и контроля авиационной деятельности являются:
    обеспечение эффективного государственного контроля за реализацией единой политики Российской Федерации в области авиационной деятельности, включая координацию деятельности организаций, осуществляющих международное сотрудничество в области авиации, прежде всего экспортирующих авиационные технику и вооружение;
    совершенствование систем сертификации и лицензирования в области авиационной деятельности;
    реализация протекционистской политики в отношении отечественных авиационных техники и вооружения с учетом принятых Российской
    Федерацией международных обязательств;
    создание экономических условий для долгосрочного кредитования развития авиации;
    обеспечение достаточного финансирования жизненно важных для обеспечения государственной безопасности направлений развития авиации;
    финансирование   государственной  авиации  в    объемах, соответствующих возлагаемым на нее задачам;
    осуществление гарантированного бюджетного финансирования государственного оборонного заказа на авиационные технику и вооружение;
    активизация   фундаментальных,   поисковых   и   прикладных исследований, разработки базовых критических технологий в целях создания научно-технического задела для разработки перспективных образцов авиационных техники и вооружения;
    поддержка реструктуризации, конверсии и диверсификации научно-технического   и   производственного   комплексов   авиационной промышленности;
    рациональное распределение выделяемых государственных ресурсов в интересах решения текущих и долговременных проблем сохранения и развития авиации;
    обеспечение поддержки российских авиационных компаний и производителей авиационной техники в конкурентной борьбе на мировом и внутреннем авиационных рынках;
    приведение характеристик разрабатываемой авиационной техники к международным  стандартам  в  части,  касающейся  обеспечения безопасности полетов, эксплуатации и воздействия на окружающую среду;
    совершенствование системы подготовки авиационного персонала, повышение его социальной защищенности и поднятие престижа авиационных профессий.
    13. Основными мерами в области развития государственной авиации являются:
    восстановление боеспособности авиационных группировок за счет повышения уровня боевой и специальной подготовки авиационного персонала, исправности авиационной техники, продления ресурса и модернизации авиационной техники, оснащения военной авиации новыми образцами высокоточного авиационного оружия, придания ей многоцелевых  свойств и  расширения  условий  ее  применения;
    завершение приоритетных опытно-конструкторских работ по созданию авиационных комплексов ближайшей перспективы (к 2005 году) и пятого поколения (к 2010 году), не уступающих по своим боевым возможностям  лучшим  мировым  аналогам,  создание научно-технического задела для авиационных техники и вооружения шестого поколения и начало их полномасштабной разработки после 2010 года;
    начало активного переоснащения авиационных группировок новыми авиационными комплексами с 2005 года;
    создание единой автоматизированной системы управления, - связи и радиотехнического обеспечения полетов государственной авиации;
    наращивание возможностей оперативного маневра авиационных группировок;
    реорганизация системы заказов в интересах проведения единой технической  политики в области государственной авиации, максимальной унификации авиационной техники и средств ее обслуживания и ремонта.
    14. Основными мерами в области развития научно-технического и производственного комплексов, экспериментальной авиации являются:
    оптимизация структуры научно-технического, экспериментального и производственного комплексов, в том числе в целях устранения дублирования;
    обеспечение приоритетной поддержки со стороны государства разработки базовых критических технологий в целях их опережающего развития, сертификации и испытаний;
    поддержание существующего парка экспериментальной авиационной техники, ее модернизация,   создание   новых экспериментальных образцов, проведение летных исследований и испытаний по основным приоритетным направлениям развития авиации;
    стимулирование исследований в области технологий двойного назначения в интересах решения как военных, так и гражданских задач;
    завершение реструктуризации авиационной промышленности, в том числе создание крупных широкопрофильных корпоративных структур, объединяющих конструкторские бюро и серийные заводы, включая корпорации первого уровня - производителей конечной продукции и корпорации второго уровня - производителей компонентов этой продукции (двигателей, вооружения, авионики);
    контроль за прямым участием иностранных компаний в акционерном капитале предприятий российской авиационной промышленности;
    создание действенной системы управления государственными пакетами акций предприятий авиационной промышленности;
    финансовое оздоровление предприятий авиастроительного комплекса одновременно с их реструктуризацией;
    приоритетная поддержка проектов реструктуризации предприятий авиационной промышленности, которые предусматривают мероприятия по повышению рыночной стоимости их активов;
    поддержка мобилизационных мощностей предприятий авиационной промышленности.
    15. Основными мерами в области развития, гражданской авиации являются:
    формирование  развитого  внутреннего  рынка  отечественной авиационной техники всех классов, создание системы ее послепродажного обслуживания, соответствующей мировому уровню;
    повышение эффективности воздушного транспорта путем совершенствования систем сертификации и лицензирования, стимулирования спроса на услуги в области авиации;
    стимулирование маркетинга и исследований в области конъюнктуры авиатранспортного рынка;
    обеспечение условий для оптимизации количества авиационных компаний и их укрупнения, для создания авиационных компаний федерального, регионального и местного уровня;
    завершение приватизации и  акционирования объединенных авиационных предприятий с одновременным разделением их на независимые хозяйствующие субъекты - авиационные компании и аэропорты;
    развитие системы лизинга отечественной авиационной техники;
    повышение качества обслуживания потребителей услуг в области авиации до международного уровня, информационная интеграция сферы услуг в области авиации, обеспечение конкурентоспособности воздушных перевозок, и услуг, предоставляемых  аэропортами,  на  рынке международных воздушных перевозок;
    обеспечение реализации международных стандартов в системе воздушного транспорта;
    ввод в действие единой отечественной системы бронирования и продаж в области воздушных перевозок, конкурентоспособной по отношению к зарубежным аналогам,
    совершенствование системы сбора и обработки отраслевой статистической информации на основе современных информационных технологий, обеспечение достоверности отраслевой статистики;
    повышение качества и эффективности отечественной авиационной техники (прежде всего с точки зрения ее транспортной эффективности, надежности, ремонтопригодности и комфорта для  пассажиров), сертификация в соответствии с международными нормами отечественных воздушных судов нового поколения.
    16. Основными мерами в области развития  авиационной инфраструктуры являются:
    поэтапное создание в России унифицированной аэродромной сети, отвечающей единым требованиям и способной обеспечить потребности государственной и гражданской авиации в мирное и военное время;
    оптимизация сети аэропортов в России, в том числе международных, в части, касающейся их количества и расположения, с учетом геополитических интересов государства и экономической целесообразности;
    повышение эффективности деятельности аэропортов, создание условий для обновления основных фондов аэропортов и внедрения современных технологий;
    повышение   конкурентоспособности   аэропортов   на   рынке международных транзитных перевозок;
    регулирование и ограничение конкуренции аэропортов как субъектов естественной монополии в рамках одного аэроузла;
    приведение уровня технического оснащения аэродромной сети в соответствие с характеристиками эксплуатируемой и перспективной авиационной техники;
    ремонт и реконструкция аэродромов государственной авиации;
    сохранение части высвобождающихся при сокращении группировки военной авиации аэродромов в качестве резервных, в том числе на основе их аренды заинтересованными организациями.
    17. Основными мерами в области совершенствования единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) являются:
    усиление координации развития центров ЕС ОрВД гражданской и военной подсистем;
    дальнейшее внедрение в авиационную деятельность международных стандартов и правил выполнения полетов и обслуживания воздушного движения в воздушном пространстве Российской Федерации;
    оснащение аэродромов и центров управления воздушным движением современными автоматизированными системами и средствами связи, навигации и управления;
    обеспечение мобилизационной готовности ЕС ОрВД в угрожаемый период и в военное время;
    повышение эффективности взаимодействия ЕС ОрВД с системами организации воздушного движения государств -участников Содружества Независимых Государств и с Европейской аэронавигационной системой, реализация в перспективе концепции мировой аэронавигационной системы с использованием спутниковых технологий.
    18. Основными мерами в области совершенствования технической эксплуатации и ремонта авиационных техники и вооружения являются:
    перевод авиационных техники и вооружения на преимущественное обслуживание и ремонт по техническому состоянию;
    повышение качества технического обслуживания и ремонта авиационных техники и вооружения на основе совершенствования систем сертификации   предприятий,   осуществляющих   эти   работы,   и лицензирования их деятельности;
    реструктуризация авиаремонтной  сети  страны,  обеспечение рациональной загрузки производственных мощностей серийных заводов и специализированных авиаремонтных предприятий;
    совершенствование системы формирования заказов и поставок запасных частей;
    унификация средств наземного обслуживания авиационной техники гражданского и военного назначения.
    19. Основными мерами в области совершенствования материально-технического обеспечения являются:
    внедрение   преимущественно территориального принципа материально-технического обеспечения как государственной, так и гражданской авиации;
    создание в основных районах дислокации военной авиации универсальных многофункциональных авиационных баз;
    создание в мирное время на аэродромах военной авиации и на части аэродромов гражданской авиации необходимого резерва сил и средств для обеспечения применения усиленных авиационных группировок.
    20. Основными мерами в области повышения безопасности авиационной деятельности являются:
    совершенствование системы государственного регулирования и надзора в области обеспечения безопасности полетов;
    совершенствование информационно-аналитического обеспечения безопасности полетов, включая сбор и комплексную обработку информации в интересах выявления опасных факторов и предотвращения авиационных происшествий;
    повышение надежности и эффективности функционирования авиационной техники, средств обеспечения и обслуживания полетов, ужесточение требований к их сертификации;
    развитие средств зашиты от несанкционированного вмешательства в авиационную деятельность, средств поиска и спасения;
    внедрение в отечественную систему обеспечения авиационной безопасности норм, правил и процедур Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
    21. Основными мерами в области совершенствования подготовки и социальной защиты авиационного персонала являются:
    проведение подготовки всех специалистов в области военной авиации для различных ведомств в системе учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации;
    приведение учебных программ в области авиации к единым общегосударственным стандартам;
    повышение действенности   контроля   качества   образования, подготовки и переподготовки авиационного персонала;
    осуществление подготовки специалистов в области гражданской авиации  на  основе  прямых  договоров,  заключаемых  научно-исследовательскими,  производственными, эксплуатационными организациями с учебными заведениями;
    совершенствование подготовки кадров в системе Российской оборонной спортивно-технической организации, в том числе развитие специальных аэроклубов, школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, в целях улучшения качества отбора будущих летчиков военной и гражданской авиации,
    совершенствование системы оплаты труда авиационного персонала с учетом современных социально-экономических условий, сложности и напряженности его профессиональной деятельности;
    решение   социальных   проблем   специалистов   в   области государственной авиации.
    22. Основными мерами по расширению внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в области авиации являются:
    регулирование деятельности в области международного военно-технического сотрудничества с учетом обеспечения государственной безопасности,  экономических  и  военных  интересов  Российской Федерации;
    развитие взаимовыгодной кооперации с зарубежными странами при разработке, производстве и эксплуатации авиационной техники;
    обеспечение государственной поддержки экспорта авиационных техники и технологий;
    обеспечение   соответствия   сертификационных   процедур   в Российской Федерации международным процедурам;
    создание благоприятного налогового и таможенного режима для ввоза  авиационными  предприятиями импортных  изделий, предназначенных для комплектации новых образцов отечественной авиационной техники, а также таких видов авиационной техники, которые не имеют отечественных аналогов и не производятся в Российской Федерации;
    сохранение в ближайшие пять - семь лет защитных мер в отношении импорта зарубежной авиационной техники с учетом принятых Российской Федерацией международных обязательств, пересмотр при необходимости льгот по освобождению от таможенных платежей отечественных импортеров авиационной техники;
    поддержка интеграции и. кооперации отечественных разработчиков и производителей авиационной техники с зарубежными фирмами и компаниями, а также вхождения основных отечественных авиационных компаний в международные объединения авиаперевозчиков.
    23. Основными мерами в области нормативно-правового обеспечения авиационной деятельности являются:
    законодательное регулирование ключевых проблем авиационной деятельности, прежде всего в области государственной безопасности, в том числе в целях защиты государственных интересов, регулирования использования воздушного пространства, обеспечения безопасности полетов и экологической безопасности, развития международного научно-технического сотрудничества и экспорта авиационных техники и вооружения, усиления социальной защиты авиационного персонала;
    разработка и принятие федеральных законов, определяющих основы внутренней и внешней политики государства в области авиационной деятельности, а также совершенствование механизма правового и экономического регулирования авиационной деятельности;
    разработка и утверждение нормативных документов (федеральных авиационных правил, государственных стандартов), регламентирующих авиационную деятельность.