Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93002548.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

18 декабря 2001г.                        № НА-449-р

О МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


    Состояние парка воздушных судов в гражданской авиации России требует принятия неотложных мер по повышению надежности их эксплуатации.
    Парк основных типов воздушных судов вышел на завершающие стадии наработки по часам, циклам и срокам службы (более 40 тыс. летных часов, более 40 тыс. полетов, 36-40 лет календарного срока службы). Это требует применения более строгих процедур по сохранению его летной годности. Массовый характер приняло индивидуальное продление ресурсов стареющим воздушным судам. При этом сроки и ресурсы при индивидуальном продлении намного превышают фиксированные ресурсы, установленные для всего парка. Как правило, таким видом продления широко пользуются небольшие авиакомпании, не имеющие собственной производственно-технической базы и достаточных финансовых возможностей.
    Идет интенсивнее списание воздушных судов по истечению установленных ресурсов календарных сроков службы. В течение 2001г. будет списано более 600 ед., в том числе около 100 магистральных пассажирских и грузовых самолетов.
    В этих условиях многие авиакомпании пользуются вторичным рынком. Нарастает неконтролируемая практика использования воздушных судов, арендованных или кушанных за рубежом (реэкспорт), а также в различных министерствах и ведомствах Российской Федерации, не отвечающих требованиям международных стандартов (Ил-86, Ил-76, Ту-154 Б, Ту-134) по шумам, а также имеющие большие наработки и календарные сроки службы.
    В процессе расследования авиационных происшествий и инспекционных проверок, вскрываются факты использования списанных авиадвигателей, фальсифицированных формуляров на воздушные суда и авиадвигатели, поставок от посреднических структур некондиционных агрегатов и комплектующих изделий, наличия дубликатов формуляров на воздушные суда и авиадвигатели с сомнительной историей эксплуатации.
    Положение осложняется тем, что в международной гражданской авиации введены жесткие стандарты, ограничивающие применение российских воздушных судов на международных авиалиниях. С апреля 2002 г. в Европе запрещаются полеты самолетов, не соответствующих требованиям Главы 3 стандарта по шуму. Такой запрет введен в США с 2000г., а с апреля 2002г. может ввести любая страна мира. В свою очередь, Министерство природных ресурсов Российской Федерации также ставит вопрос о внедрении более жестких экологических стандартов и на территории России.
    При этом переоснащение парка воздушных судов отечественными самолетами нового поколения ведется крайне медленными темпами. В настоящее время эксплуатируются всего 19 самолетов типа Ил-96, Ту-204 и Ту-214.
    Требуется консолидация усилий аппарата ГС ГА, территориальных органов, предприятий и организаций гражданской авиации, направленных на обеспечение надежной эксплуатации воздушных судов, усиление контроля за выполнением действующих нормативных документов, регламентирующих безопасность полетов, внедрение новой отечественной авиационной техники.
    В целях реализации положений Основ политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010г., утвержденных Президентом Российской Федерации 3 февраля 2001г.. Концепции развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации 7 декабря 2000г., предусматривающих переоснащение парка воздушных судов современными типами самолетов и вертолетов, повышение безопасности полетов в гражданской авиации
    Предлагаю:
    1. Руководителям департаментов, управлений ГС ГА, территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, предприятий и организаций гражданской авиации с момента издания данного распоряжения прекратить рассмотрение и заключение договоров на лизинг (сублизинг), аренду (субаренду) воздушных судов, зарегистрированных за рубежом, не соответствующих требованиям Главы 3 международного стандарта по шуму (Приложение 16, том 1 к Конвенции о международной гражданской авиации) или отработавших календарный срок службы 25 и более лет.
    Определить в каждом авиапредприятии (организации) меры по ускоренному выводу из эксплуатации подобных воздушных судов, выполняющих в настоящее время полеты на внутренних и международных линиях на основании действующих договоров.
    Заместителю Министра транспорта Российской Федерации Рожкову П.В. в установленном порядке денонсировать соглашения авиационных властей РФ о разграничении ответственности за поддержание летной годности к 1 июня 2002г.
    2. Руководителю Департамента поддержания летной годности и технического развития гражданской авиации (ДПЛГ и ТРГА) Горлову В.В., начальнику управления государственного надзора за безопасностью полетов (УГНБП) Рудакову В.А. с момента издания настоящего распоряжения исключить оформление и выдачу сертификатов летной годности, а также включение в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, данных о воздушных судах, привлекаемых из других министерств, ведомств и из-за рубежа, не соответствующих требованиям Главы 3 (Приложение 16, том 1 к Конвенции о международной гражданской авиации), или отработавших календарный срок службы 25 и более лет.
    3. Заместителю Министра транспорта Российской Федерации Рожкову П.В, руководителю ДПЛГ и ТРГА Горлову В.В., руководителю Департамента экономического регулирования деятельности гражданской авиации (ДЭРД ГА) Горячеву B.C., генеральному директору ГосНИИ ГА Горячеву В.А. с привлечением Росавиакосмоса до 10 января 2002г. разработать программу поэтапного исключения из эксплуатации на международных воздушных линиях воздушных судов не соответствующих требованиям Главы 3 (Приложение 16, том 1 к Конвенции о международной гражданской авиации).
    4. Руководителю ДПЛГ и ТРГА Горлову В.В., руководителю ДЭРД ГА Горячеву B.C. в I квартале 2002г. провести работу по отбору проектов и оформлению необходимых документов на представление государственной поддержки в 2002г. авиакомпаниям, приобретающим по кредитам и лизингу отечественные самолеты нового поколения.
    5. Заместителю Министра транспорта Российской Федерации Рожкову П.В., руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В., руководителю ДЭРД ГА Горячеву B.C., генеральному директору ГосНИИ ГА Горячеву В.А. до 1 июля 2002г совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Госстандартом России и Росавиакосмосом разработать программу поэтапного введения на территории Российской Федерации ограничений по эксплуатации воздушных судов, не соответствующих требованиям действующих международных стандартов по шуму и эмиссии.
    6. Руководителям предприятий и организаций гражданской авиации разработать до 1 сентября 2002г. собственные планы действия по поэтапному выводу из эксплуатации в гражданской авиации России воздушных судов, не соответствующих международным требованиям по шуму, эмиссии и другим стандартам путем доработок, модернизации действующего парка, замены на воздушные суда нового поколения. Согласовать планы действий с региональными органами воздушного транспорта   Минтранса России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    7. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В. В., генеральному директору ГосНИИ ГА Горячеву В.А., исполнительному директору ГосНИИ "Аэронавигация" Мокшанову В.И с привлечением Росиавиакосмоса:
    7.1. До 1 февраля 2002г подготовить предложения по ограничению практики индивидуального продления межремонтных, назначенных ресурсов и сроков службы гражданских воздушных судов, имеющих Аттестат о годности воздушного судна к эксплуатации;
    7.2. До 1 марта 2002г подготовить "Положение об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы гражданских воздушных судов, имеющих Аттестат о годности воздушного судна к эксплуатации", и представить материал по отмене приказа Федеральной авиационной службы России от 19 февраля 1998г., № 47.
    8. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В. , Руководителю ДЛС Таршину Ю.П. до 30 июня 2002г. подготовить дополнения в "Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (Приказ ФАС России от 30.12.1998г. № 375) предусмотрев в них:
    - наличие у каждого эксплуатанта собственной производственно-технической базы для поддержания летной годности воздушных судов (АТБ, АТЦ, Центр ТОиР) по всем видам технического обслуживания;
    - обязательное наличие заключенного договора на периодическое техническое обслуживание с сертифицированной организацией на аэродроме базирования. В отношении периодического технического обслуживания воздушных судов иностранного производства решение принимается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
    9. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В., начальнику УГНБП Рудакову В.А.:
    - до 1 марта 2002г. совместно со специально уполномоченным органом в области государственной авиации провести выверку заводских номеров воздушных судов и  авиадвигателей, списанных в организациях государственной авиации с 1990г. Выверку провести с целью исключения из эксплуатации в гражданской авиации воздушных судов и авиадвигателей, которые были списаны структурами государственной авиации;
    - завести, начиная с 1 февраля 2002г., специальный раздел в Государственном реестре  гражданских воздушных судов Российской Федерации, где учитывать воздушные суда, не внесенные в свидетельства эксплуатантов. Установить строгий контроль за их наличием и состоянием.
    10. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В., начальнику УГНБП Рудакову В.А. с участием представителей Росавиакосмоса и заводов-изготовителей до 1 февраля 2002г. провести анализ наличия дубликатов на формуляры воздушных судов и авиадвигателей. При наличии дубликатов на формуляры с сомнительной историей эксплуатации экземпляра авиатехники приостановить действие сертификата летной годности воздушного судна до принятия специального решения.
    11. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В. в I квартале 2002г. подготовить совместный с Росавиакосмосом приказ о порядке выписки дубликатов на формуляры и паспорта воздушных судов, авиадвигателей, ВСУ и на агрегаты, предусмотрев что:
    - выписка дубликатов на формуляры и паспорта воздушных судов, авиадвигателей,  ВСУ и агрегаты с ограниченными ресурсами должна производиться заводами-изготовителями совместно с эксплуатирующими (авиаремонтными) организациями при обязательном восстановлении истории эксплуатации данной авиатехники с даты ее изготовления;
    - выписка дубликатов на паспорта агрегатов, не входящих в перечень агрегатов с ограниченными ресурсами по типам воздушных судов, допускается эксплуатационными (авиаремонтными) организациями с утверждением руководителем организации;
    - выписка дубликатов на формуляры воздушных судов и авиадвигатели должна учитываться в ГС ГА Минтранса России.
    12. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В., директорам ремонтных заводов до 1 февраля 2002г. создать при каждом заводе, имеющем сертификат соответствия ГС ГА, группу специалистов для проверки и приведения в надлежащее состояние пономерной документации ремонтируемой авиатехники. Результаты работы группы оформлять Актом с утверждением заместителем директора завода по качеству (начальником ОТК).
    13. Контроль за исполнением оставляю за собой.
    

    

А.В. Нерадько