Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93003504.htm

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

ПРИКАЗ

от 30 декабря 1988 г.

№ 213


О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНЫХ
СООБЩЕНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


    В 1987-88 годах в семи управлениях ГА, Центре ГА СЭВ и в Академии ГА была проведена опытная эксплуатация системы добровольных сообщений по безопасности полетов.
    Анализ поступивших предложений свидетельствует о целесообразности внедрения системы в целом в ГА.
    В целях широкого привлечения специалистов предприятий и учебных заведений ГА к активному участию в реализации требований ЦК КПСС от 24.09.85
    ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Ввести в действие с 01.04.89 систему добровольных сообщений по безопасности полетов в гражданской авиации (СДС ГА).
    2. Утвердить и ввести в действие с 01.04.89 Положение о системе добровольных сообщений по безопасности полетов в гражданской авиации (приложение 1).
    3. Начальникам Главной инспекции по безопасности полетов МГА, ГосНИИ ГА, НЭЦ АУВД, ГПИиНИИ ГА "Аэропроект", управлений и производственных объединений ГА до 01.06.89 организовать проведение инструктивно-методических совещаний с командно-руководящим составом ГА по разъяснению задач и принципов функционирования СДС ГА.
    4. Начальникам ГосНИИ ГА, НЭЦ АУВД, ГПИиНИИ ГА "Аэропроект":
    4.1. до 01.02.89 представить в Главную инспекцию по безопасности полетов МГА для утверждения предложения по составу рабочей группы СДС ГА;
    4.2. обеспечить выполнение требований Положения о СДС ГА в части сбора, учета, анализа, разработки рекомендаций, передачи информации в ГВЦ ГА и подготовки обобщенного анализа.
    5. Начальнику ЦНИИ АСУ ГА до 01.04.89 подготовить программное обеспечение функционирования системы и представить в ГВЦ ГА и ГосНИИ ГА необходимую документацию.
    6. Начальникам ГлавУЛС, ГУЭРАТ, УУЗ, УНС, ГУАРП МГА, ЦУЭРТОС и ГВЦ ГА обеспечить использование материалов СДС для разработки профилактических мер по повышению безопасности полетов.
    7. Начальнику ГлавНТУ МГА обеспечить финансирование работ по СДС ГА.
    8. Начальникам управлений и производственных объединений ГА, Отдельного авиаотряда № 235, учебных заведений и организаций ГА, директорам заводов ГА обеспечить:
    8.1. в месячный срок изучение Положения о СДС ГА, провести широкую разъяснительную работу с привлечением общественных организаций о целях и задачах системы.
    8.2. выполнение требований Положения о СДС ГА в части организации работы системы, а также размещение Положения и формализованных бланков в легкодоступных для авиаспециалистов местах.
    9. Начальнику ЦГЖИ МГА "Воздушный транспорт" до 01.04.89 обеспечить размножение и рассылку Положения о СДС ГА и формализованных бланков в соответствии с разнарядкой Главной инспекции по безопасности полетов МГА.
    10. Указание МГА от 19.09.86 № 616/у-1 и Временное положение о системе добровольных сообщений по безопасности полетов в гражданской авиации, утвержденное 25.12.86 № 76/и, считать утратившим силу с 01.04.89.
    11. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов МГА.
    
    
    

Министр гражданской авиации СССР

А. Волков



Приложение 1
к приказу МГА
от 30.12.98 № 213


ПОЛОЖЕНИЕ
о системе добровольных сообщений по безопасности
полетов в гражданской авиации
(СДС ГА)

  
    1. Общие положения.
    
    1.1. Настоящее положение разработано в целях широкого привлечения специалистов предприятий и учебных заведений ГА к активному участию в реализации требований постановления ЦК КПСС от 24.09.85 по предотвращению авиационных происшествий и совершенствованию профилактической работы.
    1.2. Положение содержит рекомендуемые формы построения сообщений, их анализа, порядок разработки и внедрения профилактических мероприятий и принципы построения системы добровольных сообщений в гражданской авиации (СДС ГА), основанных на конфиденциальности прохождения информации.
    1.3. Долгом каждого авиаспециалиста является активное содействие работе системы добровольных сообщений.
    
    2. Назначение СДС ГА и принципы ее построения.
    
   2.1. СДС ГА является функциональным элементом системы предотвращения авиационных происшествий в гражданской авиации и предназначена для сбора информации о случаях возникновения реальной угрозы безопасности полетов и выявления недостатков в организации профилактической работы в целях ее совершенствования на основании анализа недостатков, указанных в сообщениях.
    2.2. Информационную базу системы составляют сообщения авиаработников о событиях или обстоятельствах, создающих или способствующих возникновению угрозы безопасности полетов, а также предложения, направленные на ее устранение.
    2.3. Принципиальной основой СДС ГА, обеспечивающей эффективность ее работы, являются :
    2.3.1. обеспечение тщательного анализа каждого сообщения и использования имеющейся в нем информации для разработки и внедрения профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности полетов;
    2.3.2. ежеквартальное обобщение информации по сообщениям с целью систематизации профилактических мероприятий и осуществления постоянного контроля за их внедрением.
    
    3. Порядок функционирования системы.
    
    3.1. Подготовка и отправление сообщений.
    3.1.1. сообщения представляются в ГосНИИ ГА (103340, Москва, К-340, а/п Шереметьево, ГосНИИ ГА, СДС ГА);
    3.1.2. сообщения рекомендуется направлять в кратчайшие сроки с момента возникновения опасного события или ситуации, угрожающей безопасности полетов;
    3.1.3. информация должна представляться в виде, позволяющем специалистам, проводящим обработку и анализ сообщений, понять суть описываемой ситуации, оценить степень опасности, определить причины (факторы) их вызывающие и разработать соответствующие профилактические мероприятия;
    3.1.4. сообщения рекомендуется составлять по типовой форме, используя для этой цели специальный формализованный бланк, образец которого приведен в приложении. При отсутствии бланков и по желанию лица, направляющего сообщение, он может быть составлен в произвольной форме;
    3.1.5. желательно, чтобы отправитель указывал в сообщении свои данные, так как может возникнуть необходимость в получении дополнительной информации;
    3.1.6. формализованные бланки СДС ГА в подразделениях должны находиться в специально отведенных местах, имеющих свободный доступ (штурманская комната, комната отдыха, красный уголок и др.). Кроме того бланки в необходимом количестве должны находиться на борту воздушного судна. Контроль за размещением бланков возлагается на старшего инженера-инспектора ОАО;
    3.1.7. сообщение может быть отправлено по указанному адресу по почте или опущено в специально установленный в авиапредприятиях ящик. Содержимое ящика один раз в неделю направляется сотрудниками инспекции авиапредприятия в ГосНИИ ГА без вскрытия конвертов.
    3.2. Учет, рассмотрение и анализ сообщений.
    3.2.1. учет и рассмотрение сообщений, а также отработка по ним предложений, производится рабочей группой, созданной на базе ГосНИИ ГА, с привлечением специалистов НЭЦ АУВД и ГПИиНИИ ГА "Аэропроект";
    3.2.2. сообщения, поступившие в ГосНИИ ГА в запечатанном виде, передаются в рабочую группу, где регистрируются и по решению руководителя группы передаются ее членам для анализа и разработки конкретных предложений. При недостаточности данных рабочей группой принимаются меры для получения необходимой дополнительной информации от корреспондента;
    3.2.3. если сообщение содержит информацию о событиях, которые закончились авиационным или чрезвычайным происшествиями, а также связанные с преступными действиями, то они передаются в следственные органы. Если сообщение, содержащее информацию о собственных ошибках корреспондента, направлено в ГосНИИ ГА не позднее 3 дней после наступления события, классифицированного как инцидент, то корреспонденту гарантируется неприменение дисциплинарных санкций;
    3.2.4. по сообщениям, содержащим информацию об опасных отклонениях в работе авиаспециалистов или авиатехники, рабочей группой в 3-дневный срок подготавливаются извещения с рекомендациями по устранению опасных факторов и направляются в соответствующие управления МГА для принятия решения. Копии извещений направляются в Главную инспекцию по безопасности полетов МГА для контроля за оперативностью разработки и профилактических мероприятий и в Госавианадзор СССР;
    3.2.5. если в сообщении указано об инциденте или авиационном происшествии, о котором не поступало первичного (первоначального) сообщения, то эта информация немедленно передается в Главную инспекцию по безопасности полетов МГА и в Госавианадзор СССР;
    3.2.6. по сообщениям, касающимся непосредственно безопасности полетов, но не требующим срочного вмешательства, рабочей группой в 2-недельный срок разрабатываются конкретные предложения;
    3.2.7. по сообщениям, имеющим общий характер и не связанным непосредственно с угрозой безопасности полетов, рабочей группой разрабатываются обобщенные предложения, которые направляются в соответствующие научные организации ГА для оценки целесообразности их внедрения;
    3.2.8. научные организации, получившие из ГосНИИ ГА извещения о предложениях общего характера, в течение месяца подготавливают на их основе соответствующие рекомендации и отправляют их в заинтересованные управления МГА для внедрения;
    3.2.9. информация, указанная в п.3.2.5 и 3.2.6., а также предложения, разработанные по ним рабочей группой, кодируются и вносятся в информационные массивы СДС ГА;
    3.2.10. данные о корреспонденте не кодируются и в ЭВМ не вводятся;
    3.2.11. к 15 числу следующего за кварталом месяца ГосНИИ ГА формирует на магнитной ленте информационный массив по поступившим сообщениям и передает его в ГВЦ ГА для формирования банка данных системы;
    3.2.12. ГВЦ ГА до 25 числа этого же месяца осуществляет ввод полученной информации в банк системы и обеспечивает подготовку и рассылку контрольных распечаток в управления МГА по направлению деятельности. Копия распечаток направляется в Главную инспекцию по безопасности полетов МГА для контроля и в Госавианадзор СССР;
    3.2.13. управления МГА, получившие распечатки СДС ГА, в двухнедельный срок информируют Главную инспекцию по безопасности полетов МГА и ГВЦ ГА о принятых мерах по реализации предложений;
    3.2.14. ГВЦ ГА обеспечивает ввод в информационный массив СДС ГА поступившей из Главной инспекции по безопасности полетов МГА учетной информации о ходе внедрения поступивших предложений и ежеквартально, до 15 числа последнего месяца квартала, передает ее в ГосНИИ ГА для проведения обобщенного анализа и подготовки материалов в информационный бюллетень по безопасности полетов;
    3.2.15. обобщенный анализ до 5 числа следующего за кварталом месяца ГосНИИ ГА направляет в Главную инспекцию по безопасности полетов МГА для включения в информационный бюллетень по безопасности полетов и в Госавианадзор СССР;
    3.2.16. Главная инспекция по безопасности полетов МГА осуществляет контроль за сроками и качеством проводимой управлениями МГА работы по СДС ГА;
    3.2.17. ГосНИИ ГА совместно с Главной инспекцией по безопасности полетов МГА, ЦНИИ АСУ и ГВЦ ГА ежегодно проводит анализ функционирования СДС ГА с разработкой предложений по ее совершенствованию. Один экземпляр анализа направляется в Госавианадзор СССР. Обобщенные предложения, поступившие в МГА по каналам СДС ГА, и результаты их внедрения включаются в сводный анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации.
    

Формализованный бланк СДС ГА
(бланк не приводится)

г. Москва, К-340,
а/п Шереметьево,
ГосНИИ ГА, СДС ГА
Направленность предложения (совершенствование регламентирующих документов, авиационной техники, деятельности конкретной службы)
________________________________________________________
________________________________________________________
Формулировка конкретного предложения:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Пояснения к предложению на обратной стороне
Желательно дать следующие данные о корреспонденте:
Управление ГА _________________________________
Служба _______________________________________
Стаж работы ___________________________________

ЛИНИЯ ОТРЕЗА
-----------------------------------------------------------------------------------------

Ф.И.О. _______________________________________
Должность ____________________________________
Адрес ________________________________________