Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004103.htm

Министерство транспорта Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ

25.05.95 г.

№ ДВ-53


О КАТАСТРОФЕ САМОЛЕТА АН-2 № 33008, ПРОИСШЕДШЕЙ
29 ОКТЯБРЯ 1994 Г. В АЭРОПОРТУ БАТАГАЙ.



    29 октября 1994 г. в аэропорту Батагай днем в простых метеорологических условиях произошла катастрофа самолета Ан-2 № 33008 Батагайского авиапредприятия национальной авиакомпании "Сахаавиа". Экипаж Батагайского авиапредприятия в составе: КВС - Коротченя Ю.М., второй пилот - Цуканов С.П. выполнял рейс по маршруту Батагай - Верхоянск - Арылах - Сартан - Барылас. На борту находилось 17 пассажиров, 244 кг багажа и 87 кг почты.
    Взлетная масса самолета составила 6003 кг, центровка - 38,2% САХ, что превысило максимально допустимое значение по взлетной массе на 503 кг и значение предельно допустимой задней центровки на 5,2% САХ.
    В процессе взлета, после отрыва, самолет из-за недопустимо задней центровки потерял продольную управляемость, не реагируя на отклонение штурвала, перешел на кабрирование с выходом на закритические углы атаки, свалился на левое крыло и столкнулся с землей.
    В результате авиационного происшествия погибли семь пассажиров. Остальные находившиеся на борту ВС получили травмы различной степени тяжести.
    В день вылета в процессе предполетной подготовки экипаж рассчитал и сообщил в отдел перевозок предельно допустимую загрузку - 1200 кг, в соответствии с которой на борт было оформлено 12 взрослых пассажиров, один ребенок, 105 кг багажа и 87 кг почты, что составило в общей сложности 1172 кг. В дальнейшем, экипаж сознательно пошел на нарушение требований документов, заправив дополнительно 200 литров (154 кг.) топлива, без достаточных на то оснований, и взяв на борт 4 неоформленных пассажиров с багажом.
    Размещение пассажиров и груза в салоне самолета было осуществлено вторым пилотом с нарушением установленных требований; командир ВС не проконтролировал загрузку, размещение пассажиров, не убедился, что центровка не выходит за допустимые пределы, как этого требует РЛЭ самолета Ан-2, проявив тем самым непростительную халатность и безответственность.
    КВС проявил также низкую профессиональную подготовленность к действиям в особой ситуации. Предполагая о недопустимо задней центровке, которая явилась причиной потери продольной управляемости самолета, КВС не только не выполнил рекомендации РЛЭ самолета Ан-2 по устранению кабрирования путем плавного уменьшения мощности двигателя, но и допустил отвлечение внимания от пилотирования. Пытаясь изменить центровку, он, повернувшись в сторону пассажирской кабины, жестами и криками давал команды пассажирам на перемещение вперед по салону. При таких действиях он не мог контролировать положение самолета в пространстве, чем в значительной степени усугубил развитие аварийной ситуации.
    Комиссией по расследованию катастрофы отмечены серьезные недостатки в деятельности персонала службы организации перевозок аэропорта Батагай, повлиявшие на исход полета.
    В нарушение требований должностной инструкции и технологии работы, агент СОП Волкова В.И., осуществлявшая посадку пассажиров, убыла от самолета не завершив посадку, не убедившись в соответствии количества пассажиров на борту ВС предъявленным документам, не дождавшись закрытия двери самолета. По ее рекомендации КВС взял на борт одного из неоформленных пассажиров. Расследованием также установлено, что в аэропорту Батагай выход на посадку производился без досмотра багажа и проверки документов, что давало возможность пассажирам без особого труда проносить на борт воздушного судна неоформленный груз и способствовало проникновению на территорию аэродрома посторонних лиц.
    Данное авиационное происшествие явилось следствием грубейших нарушений требований документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов. В подавляющем большинстве эти нарушения вызваны не исполнительностью и недисциплинированностью должностных лиц, что свидетельствует о том, что в ряде авиапредприятий не сделаны серьезные выводы по авиационным происшествиям, связанным с нарушением правил загрузки и центровки воздушных судов, не проведены эффективные профилактические мероприятия по предупреждению подобных нарушений и отсутствует действенный контроль со стороны командно - руководящего состава за деятельностью подчиненных служб.     
    ПРИКАЗЫВАЮ:     
    1. Начальникам Региональных управлений ВТ:
    1.1. Обстоятельства данного авиационного происшествия довести до сведения всех подконтрольных эксплуатантов воздушного транспорта.
    1.2. Принять меры к повышению эффективности работы оперативных групп по контролю за коммерческой загрузкой воздушных судов, созданных в соответствии с требованиями п.7.2. "Плана первоочередных мер по реализации решений Совета по безопасности полетов ДВТ", утвержденного приказом Директора ДВТ от 10.06.93 года № ДВ-78. С этой целью потребовать от руководителей групп ежемесячных отчетов о проведенных проверках, вскрытых нарушениях и мерах, принимаемых по их устранению.
    2. Руководителям авиапредприятий:
    2.1. Со всеми специалистами, связанными с организацией, выполнением и обеспечением полетов, изучить обстоятельства и причины данной катастрофы и других случаев нарушения ограничений по полетной массе и центровке, приведших к авиационным происшествиям. Летному составу, персоналу службы организации перевозок и службы режимно-охранного обеспечения данный приказ довести под расписку.
    2.2. Решительнее привлекать к материальной и дисциплинарной ответственности, в соответствии с действующим законодательством, всех должностных лиц, нарушающих требования документов регламентирующих авиационную деятельность, ходатайствовать о возбуждении уголовных дел на лиц, сознательно допускающих подобные нарушения.
    2.3. Повысить принципиальность при аттестации специалистов, исключить возможность назначения на должности, связанные с обеспечением безопасности полетов, лиц со слабыми профессиональными навыками, низким уровнем личной дисциплины, не способных обеспечить должный уровень безопасности полетов.
    2.4. Привести в полное соответствие с требованиями действующих документов режимно-охранное обеспечение и обеспечение полетов службой организации перевозок, добиться исключения возможности доставки к воздушным судам неучтенного багажа и проникновения неоформленных пассажиров.
    3. Ограничиться мерами, принятыми к виновникам данного происшествия в приказах начальника РУ ВТ Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 1994 г. № 60 и Генерального директора НАК "Сахаавиа" от 19 декабря 1994 г. № 903.
    4. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ - заместителя Директора ДВТ Машкивского И.Е.
    
    

Директор ДВТ

В.В. Замотин