Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004285.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

05 мая 2003 г.

Москва

№ НА-106-р


ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРАХ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2002 Г. № 940
"О ПОЛНОМОЧИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ПРАВ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ"



    Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. № 940 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного  унитарного предприятия", приказа Минтранса России от 17 марта 2003 г. № 22 "Об организационных мерах по реализации Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и в целях повышения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий предлагаю:
    1. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, руководителям федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации принять к руководству, что государственная служба гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 марта 2003 г. № 22 организует на постоянной основе работу по осуществлению в отношении курируемых федеральных государственных унитарных предприятий в установленном порядке:
    согласование совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга;
    согласование осуществления заимствований;
    согласование решения о совершении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, за исключением сделок с недвижимым имуществом.
    2. Утвердить прилагаемое Положение (временное) о порядке согласования с государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации совершения сделок федеральными государственными унитарными предприятиями гражданской авиации.
    3. Создать в составе Комиссии государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации по анализу эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации, образованной распоряжением Минтранса России от 23 декабря 2002 г. № НА-425-р, рабочую группу по подготовке документов для согласования сделок под руководством заместителя руководителя Департамента экономического регулирования деятельности гражданской авиации С.Н. Козлова (далее - группа).
    4. Руководителю Департамента экономического регулирования деятельности гражданской авиации В.С. Горячеву:
    определить по согласованию с руководителями департаментов, управлений и самостоятельных отделов состав группы на постоянной основе;
    предоставить право привлекать к работе группы руководителей и специалистов территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, а также независимых экспертов;
    осуществлять подготовку решений о согласовании сделок федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации на основании комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и подготовленного заключения группы.
    5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра К.К. Руппеля.
    

    

Первый заместитель Министра

А.В. Нерадько

    


Утверждено

 

распоряжением Минтранса России

 

от 05 мая 2003 г. № НА-106-Р



ПОЛОЖЕНИЕ (ВРЕМЕННОЕ)

О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВЕРШЕНИЯ
СДЕЛОК ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

1. Общие положения


    1. Настоящее Положение (временное) (далее - Положение) разработано во исполнение Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и постановления Правительства Российской Федерации " от 30 декабря 2002 г. № 940 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", а также приказа Минтранса России от 17 марта 2003 г. № 22 "Об организационных мерах по реализации Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
    Настоящее Положение действует до утверждения в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. № 940 порядка осуществления в дальнейшем полномочий, указанных в пункте 1 данного постановления, федеральными органами исполнительной власти в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в их ведении.
    2. В соответствии с приказом Минтранса России от 17 марта 2003 г. № 22 на государственную службу гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации (ГСГА) возложено осуществление в отношении курируемых федеральных государственных унитарных предприятий (далее - предприятие) в установленном порядке:
    согласования совершения крупных сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга;
    согласования осуществления заимствований;
    согласования решения о совершении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, за исключением сделок с недвижимым имуществом.
    3.Осуществление ГСГА согласования сделок, совершаемых предприятиями гражданской авиации, призвано способствовать усилению государственного контроля за реализацией в гражданской авиации политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики, под которой понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за предприятиями, повышением конкурентоспособности предприятий, улучшением финансово-экономических показателей их деятельности, обеспечением достаточного финансирования жизненно важных для безопасного функционирования отрасли направлений деятельности, решением текущих и долговременных проблем сохранения основных производственных фондов, координацией деятельности по кредитованию развития материально-технической базы гражданской авиации.
    4. В Положении используются следующие основные нормы гражданского права, предусмотренные законодательством:
    крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 процентов уставного фонда предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
    стоимость отчуждаемого предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании его данных бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества;
    руководитель предприятия признается заинтересованным в совершении предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаются таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
    являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с предприятием;
    владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с предприятием;
    занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с предприятием;
    в иных определенных уставом предприятия случаях;
    заимствования предприятия могут осуществляться в форме: кредитов по договорам с кредитными организациями; бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации; путем размещения облигаций или выдачи векселей;
    предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств. Порядок осуществления заимствований определяется Правительством Российской Федерации;
    признаки банкротства - неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (если иное не установлено федеральным законом);
    денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой оценке;
    должник - юридическое лицо, оказавшееся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в течение срока, установленного Федеральным законом от 22 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
    в случае банкротства должника по вине учредителей должника, собственника имущества должника - предприятия и иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей должника в случае недостаточности имущества должника или иных лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 22 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
    рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции; определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
    регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
    

II. Организация проведения согласовании

    5. Для рассмотрения обращений предприятий и принятия решений по согласованию сделок и осуществлению заимствований руководством ГСГА в составе Комиссии государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации по анализу эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации (далее - Комиссия) формируется рабочая группа по подготовке документов для согласования сделок (далее - группа).
    6. Состав группы определяет председатель Комиссии по предложениям руководителя группы и руководителей подразделений, входящих в структуру ГСГА, из специалистов, уполномоченных квалифицированно решать задачи, поставленные перед группой. В составе группы определяется секретарь, который осуществляет регистрацию, учет обращений предприятий, ознакомление членов группы с материалами, подготовку протоколов заседаний группы (при необходимости).
    В состав группы также могут включаться по согласованию соответствующие представители экспертных организаций, действующих в отрасли, по основным направлениям деятельности группы.
    7. Поступающие в ГСГА обращения по согласованию сделок (заимствований) направляются руководством ГСГА для рассмотрения и подготовки предложений руководителю группы, который организует рассмотрение, подготовку сводного заключения и представление руководству ГСГА на согласование соответствующих документов.
    8. Секретарь группы в течение трех дней после поступления и регистрации обращения предприятия должен ознакомить каждого члена группы с содержанием обращения, при необходимости направить представленные предприятием материалы и обоснования по намечаемой сделке и (или) заимствованию для подготовки ими соответствующих предложений по существу обращения.
    К постоянным членам группы относятся специалисты ДЭРДГА, ДБУОМ, ДФ (ОГП ГА), УГНРД ГА.
    9. Член группы вправе самостоятельно запросить у предприятия дополнительную информацию для составления обоснованного заключения по сделке и (или) заимствованию, необходимого для подготовки предложений.
    10. Заключение члена группы должно включать информацию о том, кем и какие вопросы по предложенной сделке рассмотрены (экономические, финансовые, юридические, технические), выявленные недостатки и предложения, краткие оценки последствий согласования и их соответствие политике, проводимой в гражданской авиации по вопросам, находящимся в компетенции данного департамента (управления), рекомендации по согласованию сделок и заимствований (с указанием мотивов, по которым они даются).
    Заключение члена рабочей группы должно быть согласовано с руководителем департамента (начальником управления), представителем которого он является.
    

III. Проведение согласования

    
    11. Рассмотрение обращения предприятия по согласованию сделки (заимствования) включает в себя проведение группой комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и подготовку выводов о результатах предполагаемых сделок (заимствований), с заключением о возможных рисках неэффективного и нецелевого использования заемных средств, возникновения признаков банкротства и скрытой приватизации государственного имущества.
    12. Рассмотрение обращения предприятия осуществляется с учетом классификации сделки:
    крупная сделка;
    сделка, связанная с текущей финансово-хозяйственной деятельностью и направленная на пополнение недостающих оборотных средств, в том числе для финансирования мероприятий по поддержанию летной годности воздушных судов и (или) безопасности полетов, авиационной безопасности;
    сделка, направленная на финансирование проектов реконструкции, технического перевооружения, расширения или нового строительства, как источник пополнения недостающих инвестиционных ресурсов;
    сделка, предусматривающая залог недвижимого и движимого имущества;
    сделка, предусматривающая залог только движимого имущества.
    13. В случаях, когда в сделку в качестве залога вовлечено недвижимое имущество, одновременно с обращением в ГСГА о согласовании совершения сделки (заимствования), предприятие представляет документ о согласовании Минимуществом России залога недвижимого имущества, а также бизнес-план обеспечения возвратности заемных (кредитных) средств под залог имущества и экспертную оценку бизнес-плана, выполненную независимой экспертной организацией.
    Бизнес-план обеспечения возвратности заемных (кредитных) средств и экспертная оценка бизнес-плана представляется также по крупным сделкам без залога недвижимого имущества.
    14. Для согласования крупной сделки, сделки, направленной на финансирование проектов реконструкции, технического перевооружения, расширения или нового строительства, руководитель предприятия одновременно с обращением в ГСГА о согласовании решения о совершении сделки предоставляет заключение территориального органа воздушного транспорта Минтранса России, курирующего данное предприятие.
    15. К рассмотрению группой принимаются обращения предприятий, по которым в установленном порядке подтверждается наличие в ГСГА:
    утвержденной Минтрансом России программы деятельности предприятия на текущий год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 228;
    отчета руководителя предприятия, представленного в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. № 1116;
    документа об оценке финансово-экономического состояния предприятия в соответствии с приказом ФСВТ России от 20 июля 2000 г. № 227;
    документа о проведении аудиторской проверки бухгалтерской отчетности предприятия независимым аудитом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 409;
    соответствующей информации, если имеется заинтересованность в сделке руководителя предприятия в случаях, предусмотренных статьей 22 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
    данных регистра бухгалтерского учета по стоимости отчуждаемого (оформленного в залог) в результате крупной сделки имущества и копии бухгалтерского баланса за последний отчетный период;
    сведений руководителя предприятия о возникновении или наличии признаков банкротства, если имеют место (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 22 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");
    информации о приведении устава предприятия в соответствие с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
    16. Комплексное заключение группы формируется на основе заключений по рассмотрению обращения предприятия о согласовании сделки (заимствования), подготовленных членами группы и согласованных руководителями соответствующих подразделений ГСГА.
    17. Срок рассмотрения и подготовки заключения членами группы не должен превышать 10 дней. Подготовка решения по согласованию ГСГА не должна превышать 20 дней с даты регистрации поступившего в группу обращения предприятия (со всеми необходимыми документами).
    18. Контроль за соблюдением условий согласования в рамках своей компетенции осуществляют члены группы.
    19. Предприятие обязано в 15-дневный срок (в письменной фopмe) проинформировать руководство ГСГА об изменениях условий сделки (заимствования), причинах изменения, а также направить в ГСГА обращение о дополнительном согласовании изменений. Принятие решений по изменению условий сделки (заимствования), указанных в решении ГСГА о согласовании, приостановлении действий или отзыв согласования осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением в части проведения согласования.
    20. За предоставление недостоверных или искаженных сведений руководитель предприятия несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    21. Государственные служащие ГСГА, участвующие в рассмотрении предложений предприятий о согласовании совершения сделок и осуществления заимствований, руководствуются в своей деятельности общими принципами служебного поведения, утвержденными Президентом Российской федерации 12 августа 2002 г. № 885, и законодательством Российской Федерации.
    22. Согласование по сделкам (заимствованиям) может предоставляться исключительно тем предприятиям, которые имеют возможность их эффективно использовать на цели утвержденного плана деятельности. Все крупные сделки (заимствования) должны быть обоснованными, а решение по ним приниматься на основе тщательного анализа, с учетом эффективности и приоритетов развития гражданской авиации.