Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004383.htm

ПРИКАЗ
МИНИСТРА АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
МИНИСТРА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР
ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ

10 августа 1989 г

Москва

№ 416/123/190 ДСП


О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ РУКОВОДСТВ ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ АВИАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР И МИНИСТЕРСТВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР, ИНСТРУКЦИИ ПО РАСЧЕТУ ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ АВИАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР И ИЗМЕНЕНИЙ К НИМ


    В целях упорядочения вопросов разработки, согласования, утверждения, издания и рассылки Руководств по летной эксплуатации (РЛЭ) летательных аппаратов для авиации Вооруженных Сил СССР и Министерства гражданской авиации СССР, Инструкции по расчету дальности и продолжительности полета (ИД) летательных аппаратов (ЛА) для авиации Вооруженных Сил СССР и изменений к ним
   Приказываем:
    1. Ввести в действие с 1 сентября 1989 года прилагаемое Положение о порядке создания Руководств по летной эксплуатации летательных аппаратов для авиации Вооруженных Сил СССР, Министерства гражданской авиации СССР, Инструкции по расчету дальности и продолжительности полета летательных аппаратов для авиации Вооруженных Сил СССР и изменений к ним*
__________________
* В дальнейшем по тексту - Положение.

    2. Начальнику ГлавУЛС Министерства гражданской авиации СССР привести действующую отраслевую (ведомственную) документацию, связанную с вопросами порядка разработки РЛЭ и изменений к ним, в соответствии с настоящим Положением.
    3. Признать утратившим силу приказ Министра авиационной промышленности СССР, Министра гражданской авиации СССР и Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами от 18 февраля 1980 года № 70/07/032с.
    
    

Министр авиационной
промышленности СССР


А. С. СЫСЦОВ

Министр гражданской
авиации СССР


А. ВОЛКОВ

Главнокомандующий
Военно-Воздушными Силами


А. ЕФИМОВ

    
Для служебного пользования

Приложение

к приказу Министра

авиационной промышленности СССР

Министра гражданской авиации СССР

Главнокомандующего ВВС

от 10 августа 1989 г. № 416/123/190ДСП


ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ РУКОВОДСТВ ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ АВИАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР
И МИНИСТЕРСТВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР, ИНСТРУКЦИИ ПО РАСЧЕТУ
ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
ДЛЯ АВИАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР И ИЗМЕНЕНИЙ К НИМ

   

Общие положения

    1. Для каждого типа летательного аппарата (ЛА) разрабатывается и издается Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ) применительно к двум основным этапам жизненного цикла ЛА:
    - РЛЭ для этапа опытно-конструкторской работы и испытаний, предшествующих внедрению ЛА (включая эксплуатационные испытания ЛА гражданской авиации (ГА) - РЛЭ-И;
    - РЛЭ для этапа эксплуатации ЛА - РЛЭ-Э*.
    Для ЛА Вооруженных Сил (ВС) разрабатывается и издается, кроме того, специальная Инструкция (Руководство) по расчету дальности и продолжительности полета (ИД).
    2. Порядок работ с РЛЭ подчиняется общему порядку создания авиационной техники, определяемому для ЛА ВС Положением о порядке создания авиационной техники военного назначения, а для ЛА ГА - Положением о порядке создания, испытания и внедрения в серийное производство и эксплуатацию авиационной и радиоэлектронной техники для гражданской авиации, а также требованиям ГОСТ 18675-79 с изменением № 1 "Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее", распространяющимся на РЛЭ ЛА МО и ГА.
    3. Содержание, построение, изложение и оформление Руководств по летной эксплуатации (РЛЭ) и Инструкции по расчету дальности и продолжительности полета (ИД) определяются действующими государственными стандартами.
    
____________________________
* Термины РЛЭ-И и РЛЭ-Э применяются в данном Положении для сокращения текста.
    
    
    4. Головными организациями, отвечающими за содержание, а также за организацию и сроки разработки, согласования, оформления, утверждения и другие операции, связанные с разработкой РЛЭ, являются:
    по Министерству авиационной промышленности СССР (МАП) - ОКБ - разработчик ЛА;
    по Министерству обороны СССР - в/ч 15650;
    по Министерству гражданской авиации СССР - ГосНИИГА.
    С момента введения РЛЭ-Э в действие на головные институты заказчиков возлагаются обязанности держателя контрольного эталонного экземпляра РЛЭ-Э, ответственного за поддержание точного соответствия его утвержденному, с учетом внесенных в установленном порядке изменений, в течение всего периода эксплуатации*.
    Ответственными исполнителями РЛЭ являются:
    РЛЭ-И на этапе летно-конструкторских (заводских) и государственных испытаний ЛА - головные ОКБ - разработчики ЛА**;
РЛЭ-И на этапе эксплуатации до контрольных испытаний головного образца ЛА ВС или эксплуатационных испытаний ЛА ГА - головные ОКБ МАП и институты заказчиков;
    РЛЭ-Э на этапе эксплуатации - институты заказчиков и головные ОКБ МАП.
    Функции ответственных и других исполнителей указаны в п. 7 и далее.
    5. Настоящее Положение распространяется на ЛА отечественного производства, находящиеся в стадии разработки или испытаний (предшествующих внедрению в эксплуатацию) к моменту вступления Положения в силу, я также на ЛА более поздней разработки.
    РЛЭ-Э ЛА, находящиеся в эксплуатации к моменту введения Положения в действие, передается на ответственное исполнение головным организациям заказчиков в сроки, согласованные решениями МАП - MГA или МАП-ВВС.
    6. Серийными заводами МАП обязанности издателя РЛЭ-Э выполняются до расширения необходимой издательской базы ведомствами заказчиков или создания специализированной издательской базы.
    

___________________________     
* Оригинал-макет РЛЭ хранится в организации (предприятии) издателе РЛЭ.
** Далее по тексту - ОКБ МАП (ОКБ).
    

    

Порядок создания РЛЭ и изменений


    7. Порядок разработки, согласования и издания РЛЭ.
    7.1. На период летно-конструкторских (заводских) испытаний РЛЭ-И разрабатывается ОКБ, утверждается "Генеральным (Главным) конструктором и согласовывается с Представителем заказчика в ОКБ, издается в ОКБ МАП.
    7.2. При передаче ЛА на государственные испытания (ГИ) РЛЭ-И уточняется ОКБ МАП по результатам летно-конструкторских (заводских) испытаний*.
    7.3. а) По окончании ГИ ЛА ВС в/ч 15650 в трехмесячный срок разрабатывает проект изменений РЛЭ-И и высылает их на согласование в ОКБ, а также в авиацию вида Вооруженных Сил. ОКБ в трехмесячный срок на основании дополнений и предложений отрабатывает текст РЛЭ-И для начального этапа эксплуатации ЛА ВС.
    7.3. б) В процессе ГИ ЛА ГА до их окончания ГосНИИГА разрабатывает проект изменений РЛЭ-И, связанных с безопасностью полета, для внесения их в РЛЭ-И.
    7.3.1. РЛЭ-И для начального этапа эксплуатации ЛА ВС ОКБ МАП рассылает на согласование в в/ч 15650 и Боевую подготовку ВВС (БП) (авиацию вида Вооруженных Сил). Согласование проводится в срок не более 2 месяцев.
    Утвержденное Генеральным (Главным) конструктором РЛЭ ОКБ МАП представляется для введения в действие в БП ВВС или авиацию вида Вооруженных Сил. РЛЭ вводится в действие заместителем Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке или начальником авиации вида Вооруженных Сил в месячный срок после получения.
    Введенное в действие РЛЭ ОКБ направляет на серийный завод для издания и рассылки. Расчет рассылки определяет БП ВВС (авиация вида Вооруженных Сил). Контроль за рассылкой РЛЭ возлагается на представителя заказчика на заводе.
    7.3.2. В случае поступления ЛА ВС в строевые части до окончания ГИ ОКБ МАП уточняет РЛЭ-И по результатам выполненного объема ГИ. Согласование и введение в действие производится в порядке, указанном в п. 7.3.1.
    7.3.3. ОКБ в сроки, определяемые мероприятиями акта госиспытаний ЛА, на основании указанного в п. 7.3.б проекта изменений отрабатывает РЛЭ-И для эксплуатационных испытаний. РЛЭ-И утверждается Генеральным (главным) конструктором и начальником ГосНИИГА, вводится в действие начальником ГлавУЛС МГА, издается и рассылается ОКБ на предприятия МГА, проводящие эксплуатационные испытания, и в другие заинтересованные организации.
    
____________________________
* Головные НИИ МООП совместно с ОКБ выдают Заключение об РЛЭ ЛА ВС; оценка РЛЭ ЛА ГА включается в общее Заключение предприятия п/я В-8759.
    

    7.4. В процессе ЭИ ЛА ГА ГосНИИГА с участием НЭЦ АУВД при необходимости разрабатывает и передаёт ОКБ проект изменений РЛЭ-И в части, касающейся выявленных особенностей применения ЛА в производственных условиях. ОКБ в срок, определяемый планом создания ЛА, рассматривает к уточняет РЛЭ-И по указанному проекту изменений РЛЭ-И, согласовывает РЛЭ-И с ГосНИИГА, оформляет титульный лист РЛЭ-Э, после чего РЛЭ-Э согласовывается Генеральным (главным) конструктором и представляется на утверждение заместителю Министра гражданской авиации по летной службе и УВД. Утвержденное РЛЭ-Э ОКБ представляет в составе эксплуатационной документации в Госавиарегистр СССР; одновременно экземпляр РЛЭ-Э передается на ответственное исполнение согласно пункту 4 настоящего Положения. ГлавУЛС МГА представляет РЛЭ-Э сертифицированного ЛА для введения в действие приказом Министра ГА о допуске этого ЛА к эксплуатации и направляет РЛЭ-Э на серийный завод для издания в количестве, определяемом договором на поставку и заявкой ГлавУЛС МГА. При этом три экземпляра РЛЭ-Э сертифицированного ЛА передаются в ГосНИИГА и один - в НЭЦ АУВД.
    Рассылку тиража, изготовляемого по заявке ГлавУЛС МГА, производит серийный завод, контроль за изданием и рассылкой РЛЭ осуществляет представитель Заказчика на серийном заводе.
    Указанные функции серийного завода и представителя Заказчика сохраняются в течение всего периода серийного производства.
    7.5. После окончания контрольных испытаний головного серийного образца ЛА ВС, но не позднее трех лет после окончания ГИ с учетом устранения недостатков по перечням № 1 и 3 Акта госиспытаний, в/ч 15650 производит переработку РЛЭ.
    Летное управление в/ч 15650 высылает соответствующим образом оформленную рукопись РЛЭ на согласование в головное ОКБ МАП и БП ВВС или авиации вида (рода) Вооруженных Сил СССР. Согласующие организации высылают свои замечания в месячный срок со дня получения РЛЭ.
    Согласованное РЛЭ утверждает командир в/ч 15650.
    Утвержденное РЛЭ в/ч 15650 представляет на введение в действие в качестве РЛЭ-Э в БП ВВС или авиации вида (рода) Вооруженных Сил. Расчет рассылки определяет БП ВВС или авиация вида (рода) Вооруженных Сил. РЛЭ-Э вводится в действие заместителем Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке или начальником авиации вида (рода) Вооруженных Сил в месячный срок со дня получения, после чего в/ч 15650 высылает РЛЭ-Э на серийный завод для издания и рассылки.
    По согласованию с ОКБ разрешается полную переработку РЛЭ не производить, а выполнить ее в виде сборника замены листов, в который включить титульный лист с утверждающей подписью РЛЭ командира в/ч 15650.
    7.6. Необходимость, сроки и условия последующего-тиражирования РЛЭ-Э определяется БП (ГлавУЛС МГА) по согласованию с МАП. Подготовка РЛЭ-Э для последующего тиражирования осуществляется головными институтами заказчика, рассылка производится серийным заводом в установленном порядке.
    7.7. БП (ГлавУЛС МГА), определяющие тираж и адреса рассылки РЛЭ-Э серийно выпускаемых ЛА, предусматривают и осуществляют направление необходимого количества экземпляров РЛЭ в МАП (для ОКБ, заводов, институтов и управлений) по заявке УЛС МАП, а также в другие ведомства, эксплуатирующие и изучающие ЛА, в соответствии с заявками этих ведомств.
    7.8. На период эксплуатации ЛА после снятия его с серийного производства издателя РЛЭ-Э определяют заказчик, изготовитель и разработчик.
    8. Порядок разработки, согласования и издания изменений РЛЭ.
    8.1. Изменения к РЛЭ-И разрабатывает головное ОКБ МАП. Согласование и утверждение изменений к РЛЭ производится в порядке, установленном для РЛЭ-И при соответствующих видах испытаний.
    8.2. Изменения к РЛЭ-Э разрабатываются и представляются на согласование:
    - по результатам контрольных и специальных испытаний и исследований - организацией, проводившей испытания, в месячный срок после окончания испытаний;
    - в связи с изменениями конструкции ЛА - головным ОКБ МАП, одновременно с внедрением доработок в серию;
    - по результатам обобщения опыта эксплуатации ЛА - головными организациями заказчика или головным ОКБ МАП, в месячный срок после утверждения отчета по соответствующей НИР или получения предложений.
    Организации-разработчики изменений РЛЭ-Э проводят согласование их проектов в соответствующих организациях разработчика и заказчиков; срок согласования изменении организациями - не более 1 месяца со дня получения проекта. Утверждение и введение в действие изменений к РЛЭ-Э производится в  порядке, установленном для РЛЭ-Э (пп. 7.4, 7,5).
    8.3. Утвержденные изменения к РЛЭ-Э не реже одного раза в полугодие издаются и рассылаются в виде комплектов листов замены в том же порядке, что и РЛЭ-Э.
    8.4. Разрешается вносить в необходимых случаях временные изменения в виде вкладышей (кроме главных изменений для ЛА ГА), разрабатываемые ОКБ МАП и утвержденные Генеральным (главным) конструктором. Временные изменения согласовываются ОКБ с представителем заказчика в ОКБ и направляются ОКБ в головные институты для учета, на серийный завод для издания и рассылки и, в установленном порядке, в Госавиарегистр СССР. Такие изменения сохраняют силу до оформления постоянных.
    В течение не более 12 месяцев ОКБ обязано обеспечить внесение постоянных изменений в установленном порядке и довести до сведения институтов и держателей РЛЭ указание об отмене временных изменений либо о продлении срока их действия.
    8.5. Срочные рекомендации экипажам, в том числе разработанные в процессе работы комиссий по расследованию летных (авиационных) происшествий или по предложениям головных организаций (институтов и ОКБ), доводятся БП вида (рода) авиации ВС (ГлавУЛС МГА) до эксплуатирующих подразделений и головных организаций немедленно директивами (указаниями ГлавУЛС МГА) с последующим оформлением этих рекомендаций в виде листов изменений РЛЭ-Э в установленном порядке.
    8.6. Серийный завод обеспечивает направление всех видов изменений и дополнений РЛЭ всем держателям РЛЭ, находящимся на учете на серийном заводе.
    8.7. Оперативное уточнение отдельных рекомендаций в действующем РЛЭ ЛА ВС в/ч 15650 разрешается производить при полетах на учебно-боевую подготовку с последующим внесением изменений в установленном порядке.
    9. По несогласованным вопросам при разработке РЛЭ ЛА, ВС и изменений к ним на всех этапах и при разработке изменений РЛЭ ЛА ГА, не касающихся ожидаемых условий эксплуатации, ограничений, особых ситуаций и сертифицируемых характеристик, окончательное решение принимает организация, руководителем которой утверждается РЛЭ.
    10. РЛЭ для модернизированных ЛА (модифицированных - для ГА) разрабатываются с использованием текста РЛЭ базового ЛА; согласовываются и утверждаются в соответствии с п. 7.
    11. РЛЭ ЛА ГА, поставляемых для МО, не перерабатываются, а дорабатываются и дополняются ОКБ в согласованном объеме с учетом специфики конструкции, ограничений, летно-технических характеристик и дополнительных условий. РЛЭ транспортных ЛА ВС, поставляемых в ГА, перерабатываются в объеме, определяемом Нормами летной годности, действующими в СССР.
    12. РЛЭ, и листы изменений РЛЭ для ЛА, поставляемого на экспорт, разрабатываются ОКБ на базе действующего РЛЭ, утверждаются Генеральным (главным) конструктором. Издание и рассылку РЛЭ осуществляет завод-изготовитель в порядке, установленном для экспортной эксплуатационно-технической документации.
    13. Порядок создания ИД (для авиации ВС СССР).
    13.1. Материалы, помещаемые в ИД (рекомендуемые режимы полета и работы силовой установки, используемая полетная конфигурация, перечень и варианты размещения подвесных грузов и др.), должны соответствовать действующему РЛЭ. В отдельных случаях, по согласованию, материалы по расчету дальности и продолжительности полета включаются в текст РЛЭ.
    13.2. После проведения испытаний головного серийного образца ЛА на определение характеристик дальности и продолжительности полета в/ч 15650 в срок не более 5 месяцев со дня окончания испытаний разрабатывает ИД и представляет ее на согласование в головное ОКБ и штурманскую службу ВВС (авиацию вида Вооруженных Сил).
    Согласование ИД производится в срок не более 15 дней со дня поступления. Принятие окончательного решения по несогласованным вопросам предоставляется в/ч 15650.
    ИД подписывается начальником летного управления в/ч 15650, утверждается командиром в/ч 15650, вводится в действие заместителем Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке (начальником авиации вида Вооруженных Сил) и направляется для издания на серийный завод. Тираж и адреса рассылки ИД определяет БП ВВС (авиация вида Вооруженных Сил).
    13.3. На период эксплуатации ЛА до окончания испытаний головного серийного образца ЛА на определение характеристик дальности и продолжительности полета ИД разрабатывается ОКБ МАП на основании расчетных материалов, результатов проведенных испытаний и согласовывается с в/ч 15650 и штурманской службой ВВС (авиацией вида Вооруженных Сил) в срок не более двух месяцев со дня поступления на согласование.
    ИД утверждается Генеральным (главным) конструктором и представляется на введение в действие, а также для определения тиража и адресов рассылки в БП ВВС (авиацию вида Вооруженных Сил),
    Введенная в действие ИД направляется для издания на серийный завод. Завод издает ИД к началу эксплуатации ЛА в строевых частях.
    13.4. Дополнения и изменения к ИД по результатам проведенных испытаний разрабатывает и в месячный срок согласовывает с разработчиком ИД организация, проводившая испытания. Организация - разработчик ИД готовит дополнение к изданию, согласовывает со штурманской службой вида (рода) авиации и отправляет в БП вида (рода) авиации для введения в действие.
    13.5. Дополнения в ИД для полета строем пары ЛА разрабатывает воинская часть 15650 по материалам, высылаемым БП вида (рода) авиации, полученным по методикам воинской части 15650, а для полета более пары ЛА - центрами боевого применения и переучивания летного состава.