Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004645.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

23.10.2003 г.

Москва

№ КР-71-р


О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИОННЫХ ПРОВЕРОК РОССИЙСКИХ
АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ ПО ПРОГРАММЕ SAFA

    Программа SAFA (инспекция на рампе иностранных перевозчиков), применяемая всеми 38 государствами - членами ЕСАС (Европейская конференция по гражданской авиации - далее ЕКГА), включает обмен информацией о результатах инспекций между авиационными властями государств через централизованную базу данных. Данная программа в равной мере применяется как к воздушным судам эксплуатантов государств - членов ЕКГА, так и к эксплуатантам государств, выполняющих полеты на их территорию.
    Принципы программы: в любом государстве - члене ЕКГА каждое ВС может быть предметом инспекции на рампе, главным образом инспекции ВС и документов членов экипажа, фактического состояния ВС, наличия и состояния оборудования кабины. Справочным материалом для таких инспекций являются Приложения 1, 6 и 8 к Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО).
    Такие проверки проводятся в соответствии с процедурами, которые являются общими для всех государств - членов ЕКГА и оформляются в докладе установленного образца. В случае обнаружения значительных отклонений в деятельности эксплуатанта соответствующие авиационные власти информируются для того, чтобы выполнить корректирующие действия не только в отношении проинспектированного ВС, но и в отношении других ВС, на которых так же возможны отклонения от принятого стандарта.
    Большинство российских авиапредприятий, подвергнутых таким проверкам, повысили уровень подготовки экипажей к выполнению международных полетов, дооборудовали ВС приборами и оборудованием и оснастили полетной документацией в соответствии с требованиями ЕКГА.
    Департаментом летных стандартов проведен анализ результатов инспекций, который демонстрирует значительно более высокие показатели числа нарушений по сравнению со средним уровнем эксплуатантов стран - членов ЕКГА, что вызывает серьезную озабоченность со стороны ГСГА Минтранса России.
    При проведении каждой проверки инспекторами SAFA отмечались недостатки и нарушения, наиболее распространенными из которых являются:
    - отсутствие оборудования знаков аварийной эвакуации на полу ВС (п.4.1.7.3 Приложения 8);
    - освещение и маркировка аварийных выходов (п.8.3 Приложения 8);
    - отсутствие индивидуального оборудования по обеспечению пассажиров кислородом (п.6.7.6 Приложения 6);
    - отсутствие плечевых ремней членов экипажа (п.6.2.2. Приложения 6).
    - недостатки экипировки членов экипажа (фонари);
    - отсутствие на борту ПМО и сборников действий экипажа в особых случаях (п.6.1.2 Приложения 6);
    - ошибки в центровочных графиках;
    - отсутствие свободного доступа к части аварийных выходов (п.8.3 Приложения 8);
    - пожаробезопасность груза и багажа на борту;
    - неукомплектованность бортовых медицинских аптечек (п.6.2.2. Приложения 6);
    Количество нарушений на одну инспекцию по типам ВС (за период 2000-2002 г.):
    

- Ту-154

248 инспекций

- 520 нарушений

k = 2.096

- Як-42

81 инспекция

- 206 нарушений

k = 2.54

- Ту-134

80 инспекций

- 228 нарушений

k = 2.85

- Ил-76

107 инспекций

- 329 нарушений

k = 3.07

- Як-40

36 инспекций

- 120 нарушений

k = 3.3

    
    (k - коэффициент отношения количества нарушений к количеству инспекций).
    За этот же период количество нарушений на одну инспекцию по некоторым авиакомпаниям:
    

- Волга-Днепр

48 инспекций

- 64 нарушения

k = 1.33

- Аэрофлот

287 инспекций

- 569 нарушений

k = 1.98

- Пулково

107 инспекций

- 259 нарушений

k = 2.42

- Атлант-Союз

9 инспекций

- 26 нарушений

k = 2.89

- Аэрофрахт

24 инспекции

- 83 нарушения

k = 3.46

- Авиаэнерго

5 инспекций

- 21 нарушение

k = 4.2

- Аэро Рент

2 инспекции

- 12 нарушений

k = 6.0

- Тулпар

3 инспекции

- 22 нарушения

k = 7.3

    
    На 881 инспекцию российских ВС приходится 2046 нарушений и недостатков по программе SAFA (k= 2.32).
    Из анализа следует, что количество нарушений на одну инспекцию выше среднего показателя приходится на относительно небольшие компании.
    ГСГА Минтранса России 19 июня 2002 г. направлялось в адрес руководителей территориальных органов воздушного транспорта и авиапредприятий - эксплуатантов письмо № КР.13/174 ГА, в котором давались рекомендации по проведению профилактических мероприятий по результатам инспекционных проверок по программе SAFA. Однако количество замечаний, поступающих в ГСГА Минтранса России от авиационных администраций стран - членов ЕКГА, не сократилось, что говорит о недооценке некоторыми руководителями авиапредприятий серьёзности сложившейся ситуации, вынуждающей ГСГА Минтранса России рассматривать вопрос о внесении ограничений на полеты данных авиапредприятий в аэропорты государств - членов ЕКГА.
    В целях устранения условий для замечаний при инспекционных проверках российских ВС по программе SAFA и исключения связанных с ними нежелательных последствий предлагаю:
    1. Руководителям Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации А.В. Елистратову и Департамента авиационной безопасности и специального обеспечения полетов В.Н. Салееву совместно с КБ разработать необходимую документацию по доработке отечественных ВС знаками аварийной эвакуации, плечевыми ремнями и компоновке ВС с целью обеспечения свободного доступа к аварийным выходам.
    2. Руководителю Департамента летных стандартов Е.Н. Лобачеву активизировать обучение специалистов гражданской авиации по программе SAFA.
    3. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России:
    3.1. Организовать проведение обучения инспекторского состава аппарата управлений и авиапредприятий в объеме "Учебного плана и программы подготовки специалистов по проведению эксплуатационных проверок обеспечения безопасности полетов эксплуатантов коммерческого воздушного транспорта по программе SAFA" в сертифицированном авиационном учебном центре (АУЦ).
    3.2. Потребовать от руководителей авиапредприятий - эксплуатантов воздушного транспорта повторно изучить с членами экипажей, выполняющих международные полеты, письмо ГСГА Минтранса России от 19.06.02 г. № КР.13/174 ГА, а также организовать проведение с ними семинара по программе SAFA сертифицированным АУЦ.
    3.3. Усилить контроль за эксплуатантами, выполняющими полеты в страны - члены ЕКГА с целью устранения и исключения замечаний по программе SAFA.
    4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов В.А. Рудакова.
    

    

Заместитель Министра

К.К. Руппель