Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93005402.htm

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель Главного
конструктора МВЗ им. М.Л.Миля

А.Г.Самусенко
30.11.1990г.

УТВЕРЖДАЮ:

Первый заместитель
Министра гражданской
авиации СССР

А.М.Горяшко
30.11.1990г. № 20/и

    
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ГРУЗОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ
НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-26


1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

    
    1.1. Настоящие Правила предназначены для ответственных руководителей работ и наземных бригад Заказчика, обеспечивающих подготовку и подцепку грузов для транспортирования их на внешней подвеске вертолета, специалистов группы подготовки Авиапредприятия. Правила должны быть изучены экипажем вертолета, выполняющим транспортирование грузов на внешней подвеске вертолета.
    Правила содержат:
    - требования к узлам подцепки на грузе;
    - требования к специальной оснастке;
    - требования к погрузо-разгрузочным площадкам;
    - требования к схемам транспортировки грузов вертолетом.
    1.2. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на ответственного руководителя работ Заказчика и специалиста группы подготовки авиапредприятия в пределах их функциональных обязанностей, изложенных в разделе 5.
    1.3. Ответственный руководитель работ, члены наземной бригады и специалисты группы подготовки должны пройти теоретическую и практическую подготовку на базе УТЦ управления под руководством опытного руководителя работ и получить допуск к работе по транспортировке груза на внешней подвеске вертолета. Все специалисты по подготовке грузов к транспортированию на внешней подвеске вертолета должны ежегодно повышать квалификацию на базе УТЦ.
    1.4. Транспортированию на внешней подвеске подлежат грузы, имеющие достаточную прочность к воздействию постоянных и переменных нагрузок, возникающих при подъеме, в полете, при укладке грузов на землю, а также грузы, выдерживающие аэродинамические нагрузки на всех допустимых режимах полета вертолета с грузом на внешней подвеске в соответствии с руководством по летной эксплуатации (РЛЭ). (действующие нагрузки раздел 2).
    Грузы должны иметь достаточную прочность или специальную защиту от воздействия сбрасываемой подвесной системы штатной внешней подвески вертолета.
    На грузе должны быть указаны его масса и положение центра тяжести.
    

2. ТРЕБОВАНИЯ К УЗЛАМ ПОДЦЕПКИ НА ГРУЗЕ

    
    2.1. Грузы, подлежащие транспортированию на внешней подвеске вертолета, должны иметь специальные узлы для соединения их с грузодержателями стропов внешней подвески (рис. 1, 2, 3). В случае если у груза нет специальных узлов, то на грузе должны быть указаны специальные места его крепления к грузодержателям стропов штатной внешней подвески.
    2.2. Узлы на грузе или специальной оснастке должны отвечать следующим требованиям:
    - располагаться в местах удобных для соединения и разъединения с грузодержателями;
    - один узел должен иметь заземление;
    - находиться симметрично относительно центра тяжести, если такое расположение невозможно, то необходимо применять стропы разной длины из комплекта специальной оснастки;
    - расположение узлов на грузе должно обеспечивать положение основания груза под углом не более 10° к горизонту в подвешенном состоянии;
    - исключать касание канатов стропов или специальной оснастки между собой или элементами груза, кроме случая, изложенного в п.3.1;
    - обеспечивать высокую надежность соединения с грузодержателями стропов штатной внешней подвеской или оснасткой;
    - должны быть закрытого контура, без острых кромок и направлены в сторону натяжения канатов стропов или оснастки (рис. 4);
    - внутренние отверстия должны полностью исключать заедание и заклинивание грузодержателей (рис. 5) или элементов оснастки при их самоустановке во время натяжения канатов стропов или оснастки;
    - коэффициент запаса прочности узлов подцепки на грузе должен быть не менее 5 (т.е. при приложении к ним 5-ти кратной массы груза узлы не должны разрушаться, нагрузки прикладываются вдоль направления канатов стропов или оснастки. При приложении 2,5 кратной нагрузки узлы не должны деформироваться);
    - обладать прочностью от воздействия вибрационных перегрузок;
    - в зоне частот от 2 до 5 герц перегрузка 0,25 - от массы груза;
    - в зоне частот от 10 до 20 герц - 0,5 от массы груза.
    2.3. Максимальное расстояние между узлами подцепки груза (А) массой 20т при длине стропов (в) - 10м, составляют 10м, при длине стропов 15м - 15м. Для различных масс груза при равных длинах стропов расстояние между узлами подцепки на грузе определяется во формуле:

    где:
    А - расстояние между узлами подцепки, м
    В - длина стропа, м
    Р - допустимая рабочая нагрузка на строп, тс
    Q - масса груза, тс
    Расчет ведется на 2 узла (рис. 21).
    2.4. Угол между стропами, прикрепленными к узлам на грузе массой 20 тонн не должен превышать 60° (увеличение этого угла ведет к резкому возрастанию нагрузок на стропы).
    


3. ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ОСНАСТКЕ

    3.1. При отсутствии узлов на грузе или если они не могут обеспечивать соединение с грузодержателями стропов штатной внешней подвески, Заказчик должен оборудовать груз специальной оснасткой, позволяющей соединить груз со штатной внешней подвеской.
    Как исключение разрешается использование канатов заказчика, имеющих на концах петли.
    В этом случае груз может охватываться этими канатами, а петли каждого каната должны устанавливаться в специальное переходное звено, закрепляемое в штатном грузодержателе стропов внешней подвески. В местах касания этих канатов кромок груза, необходимо обеспечивать радиус изгиба не менее 4 диаметров каната. Количество таких канатов должно соответствовать количеству используемых грузодержателей, предпочтительно 4 штуки. Рис. 6.
    3.2. При необходимости укомплектования груза специальной оснасткой Заказчик должен разработать схему этой оснастки, предварительно согласовав сам груз, узлы на грузе или места крепления оснастки к грузу с разработчиком груза.
    В случае отсутствия согласования ответственность за прочность и сохранность груза несет Заказчик, а в случае наличия согласования - разработчик груза, о чем он должен предупреждаться при согласовании.
    Типовые схемы крепления грузов приведены на рис. 6-20.
    Общая схема оснастки для крепления грузов, не вошедших в типовые схемы, должна согласовываться с МВЗ им. Миля или НПО ПАНХ ГА. В общей схеме оснастки должны быть отражены габариты груза, масса груза, положение центра тяжести и масса оснастки.
    Транспортирование грузов без выполнения п.3.2 данных Правил не допускается.
    3.3. Заказчик обеспечивает разработку конструкторской документации оснастки, выполняет изготовление и ее испытания. Испытания проводить приложением 2,5-кратной нагрузки от массы груза, при этом элементы оснастки не должны деформироваться. Испытания разрешается проводить поэлементно.
    При необходимости Заказчик разрабатывает инструкцию по сборке спецоснастки.
    3.4. Заказчик должен через каждые 6 месяцев проводить испытания канатов стропов, оснастки на прочность с оформлением акта.
    Испытание канатов стропов и их элементов на прочность производить статической 50-процентной нагрузкой от расчетного разрывного усилия. При серийном изготовлении канатов стропов время их выдержки под грузом 3 мин., при индивидуальном - 10 мин. После испытаний не должно быть обрыва проволочек, нарушение заделки канатов, вспученностей проволочек.
    Коэффициент запаса прочности канатов специальной оснастки должен быть не менее 6, элементов специальной оснастки не менее 5.
    3.5. Каждый канат должен быть снабжен металлической биркой, установленной в местах заделки концов каната, на бирке указывают:
    - инвентарный номер каната;
    - наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
    - грузоподъемность;
    - дату испытаний.
    3.6. Браковка, находящихся в работе канатов, производится:
    - при нарушении заделки концов канатов, обрыве проволочек каната, наличии вспученностей.
    3.7. Если груз имеет один узел подцепки, то необходимо специальный строп крепить к верхней штатной скобе "С" через специальную пластину "П" и две скобы "п" штатной внешней подвески при помощи штатного крепежа, причем скобы "п" должны быть предварительно установлены на верхнюю штатную скобу "С" (рис. 22). Соединять специальную оснастку с центральным штатным грузодержателем не допускается.
    3.8. При многоузловом креплении груза, количество стропов должно соответствовать количеству узлов.
    Стропы должны соединяться со скобами ("п") (рис. 23).
    Неиспользуемые стропы снимаются.
    3.9. Использование двух штатных стропов для крепления на одном узле не допускается.
    3.10. Использование штатных стропов в качестве центрального каната не допускается.
    3.11. Использование одного каната специальной оснастки для крепления на двух узлах и перегиб его в верхней скобе "С" или в центральном грузодержателе не допускается.
    3.12. Необходимо оснастку соединить с узлами при помощи штатных грузодержателей стропов внешней подвески, если номинальная нагрузка на грузодержатель не превышает 11000 кгс.
    3.13. Специальная оснастка должна быть прочно закреплена на грузе. Смешение оснастки на грузе при ослаблении натяжения канатов внешней подвески не допускается.
    3.14. Коррозия элементов специальной оснастки не допускается.
    3.15. Специальная оснастка, вызывающая деформацию узлов груза или штатной внешней подвески, к эксплуатации не пригодна.
    3.16. При транспортировании спаренных грузов (допускается спаривание только однотипных грузов), грузы должны быть прочно соединены между собой. В этом случае каждый груз может иметь только два узла крепления к штатной внешней подвеске или к оснастке.
    3.17. Грузы, перевозимые на платформе, соединенной со штатной внешней подвеской должны быть надежно пришвартованы в соответствии с техническими требованиями швартовки грузов в вертолете Ми-26.
    

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПОГРУЗОЧНО (РАЗГРУЗОЧНЫМ)
ПЛОЩАДКАМ

    
    4.1. Погрузочную (разгрузочную) площадку подбирает Заказчик совместно с представителем гражданской авиации.
    Погрузочная (разгрузочная) площадка служит для размещения грузов, подготовленных для транспортирования их на внешней подвеске, или для укладки груза, привезенного на внешней подвеске вертолета.
    Погрузочную (разгрузочную) площадку необходимо подбирать в стороне от посадочной площадки, при этом по воздушным подходам и маркировке она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к посадочным площадкам.
    Как правило, площадка должна обеспечивать возможность посадки вертолета у груза, подруливания к нему таким образом, чтобы грузы, находящиеся на ней, не препятствовали вертолету.
    Для обеспечения устойчивого висения над грузом при его подцепке в условиях образования снежного (пыльного) вихря маркировка должна быть выполнена аналогично, как на посадочной площадке флажками (летом белого, зимой красного цвета).
    Груз, привезенный и установленный на погрузочной площадке, должен быть своевременно убран с площадки, чтобы не препятствовал укладке следующего груза.
    4.2. Пыльные площадки должны быть политы водой, свежевыпавший снег укатан. Посторонние предметы с площадки должны быть убраны.
    

5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ НАЗЕМНОЙ
БРИГАДЫ И ГРУППЫ ПОДГОТОВКИ ГРУЗОВ

    5.1. В состав наземной бригады входят:
    - руководитель наземной бригады (ответственный руководитель работ Заказчика);
    - необходимое количество стропальщиков.
    Руководитель наземной бригады:
    - организует работы по подготовке площадки;
    - проверяет наличие документации на груз и актов испытаний, подтверждающих проверку узлов и оснастки на прочность, наличие согласования с МВЗ им. Миля или НПО ПАНХ ГА на разработку оснастки и схем транспортирования грузов;
    - проверяет отсутствие повреждений на узлах и элементах оснастки, наличие бирок на стропах;
    - контролирует готовность грузов к транспортировке;
    - с помощью визуальных сигналов информирует КВС о готовности груза к подъему и о положении вертолета относительно груза (рис. 24);
    - управляет стропальщиками при подцепке (отцепке) груза;
    - контролирует соблюдение мер безопасности стропальщиками;
    - при подъеме и укладке груза вертолетом находится у флажка в поле зрения КВС лицом к вертолету. При наличии на площадке руководителя полетов выполняет его распоряжения.
    Стропальщики:
    - выполняют работы по подготовке площадки;
    - совместно с руководителем наземной бригады проверяют подготовленность грузов к транспортировке;
    - устанавливают грузодержатели стропов на узлы груза или соединяют их с оснасткой;
    ПРИМЕЧАНИЕ: Крепление оснастки к узлам груза производят стропальщики:
    - раскладывают канаты на грузе и на земле;
    - устанавливают на грузовые стропы внешней подвески фиксатор стропа;
    - после зависания вертолета над грузом по команде руководителя наземной бригады соединяют наконечник центрального каната с замком - сцепкой, а при наличии электрозамка закрепляют к нему скобу стропа.
    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: В целях исключения воздействия статического электричества на стропальщиков ЗАПРЕЩАЕТСЯ приступать к подцепке (отцепке) груза до касания выпускаемым канатом, замком сцепки, электрозамком или грузом земли.
    - наблюдают за положением грузодержателей, грузовых стропов и центрального каната внешней подвески при ее натяжении вертолетом;
    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Устранять перехлесты, зацепы, скручивание стропов, заедание грузодержателей в узлах груза и др. стропальщикам разрешается только по команде руководителя наземной бригады после того, как КВС уменьшит высоту висения, создаст слабину в канатах и стропах.
    Стропальщики должны строго соблюдать установленные меры безопасности и своевременно выполнять команды руководителя наземной бригады.
    При приближении вертолета к площадке стропальщики должны находиться на расстоянии 20м от груза с левой стороны по направлению движения вертолета.
    5.2. В отдельных случаях (закрытые подходы на погрузочно-разгрузочных площадках, использование канатов большой длинны и т.п.) по усмотрению командира летного подразделения на площадки может назначаться руководитель полетов из лиц летного (диспетчерского) состава со средствами радиосвязи. В этом случае связь с экипажем осуществляет только руководитель полетов, члены наземной бригады выполняют его распоряжения.
    5.3. Специалистов группы подготовки авиапредприятия подбирают из лиц, имеющих опыт транспортировки грузов на внешней подвеске.
    Специалисты проверяют у Заказчика наличие согласованной схемы строповки, акта испытания канатов стропов и строповочных элементов, наличие бирок на стропах с указанием даты испытаний, а так же пригодность перевозимого груза к транспортированию на внешней подвеске вертолета; отсутствие примерзания груза к поверхности и засасывания его в грунт.
    

6. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ

    
    6.1. Инструктаж членов наземной бригады перед началом работ проводит ответственный представитель Заказчика. Прошедшие инструктаж расписываются в "Журнале регистрации производственного инструктажа", который хранится у Заказчика.
    6.2. Выполнение операций по подцепке и отцепке грузов поручать, как правило, наиболее подготовленным стропальщикам.
    6.3. До прилета вертолета необходимо убрать с площадки на заранее отведенное место (не ближе 100 м от груза) всю наземную технику и людей, не имеющих прямого отношения к выполняемым работам.
    6.4. Все стропальщики, выполняющие операции подцепки и отцепки грузов должны быть снабжены защитными шлемами ярких цветов и очками, а также теплой непродуваемой одеждой.
              
    

Рис. 1

         
    


Рис. 2



Рис. 3



Рис. 4

Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7



Рис. 8



Рис. 9



Рис. 10



Рис. 11


Рис. 12



Рис. 13




Рис. 14


Рис. 15



Рис. 16



Рис. 17



Рис. 18


Рис. 19



Рис. 20


Внешняя подвеска вертолета Ми-25

Рис. 21

Кц - центральный контакт, Lц - составные части центрального каната,
В - вертлот центрального каната, Дц - грузодержатель центрального каната,
С - верхняя скоба грузовых строп, n - соединительные скобы строп,
Кс - канаты грузовых строп, Дс - грузодержатель грузовых строп,
У - узел подцепки на грузе, - общая длина грузовой стропы
А - расстояние между узлами "У" на грузе.
Нц - общая длина верхней (центральной) части подвески,
hс -общая длина нижней (стропной) части подвески, N - общая
длина внешней подвески, dц - диаметр центрального каната,
dс - диаметр стропного каната.



Рис. 22




Рис. 23



Рис. 24