Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007508.htm

Телеграмма ФСНСТ Минтранса России


15.08.2006

№ 150600


ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 12


    

    08 ИЮЛЯ 2006 ГОДА В 22.44 UTC (07.44 МЕСТНОГО ВРЕМЕНИ, 09.07.06) В АЭРОПОРТУ ИРКУТСК ПРОИЗОШЛА КАТАСТРОФА САМОЛЕТА А-310 F-OGYP, АВИАКОМПАНИИ "СИБИРЬ". В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСАДКИ НА ВПП 30 САМОЛЕТ ВЫКАТИЛСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ ПОЛОСЫ, СТОЛКНУЛСЯ С БЕТОННЫМ ОГРАЖДЕНИЕМ АЭРОДРОМА И ГАРАЖАМИ, НАХОДИВШИМИСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ АЭРОДРОМА, РАЗРУШИЛСЯ И ЗАГОРЕЛСЯ. В РЕЗУЛЬТАТЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ 124 ЧЕЛОВЕКА, НАХОДИВШИЕСЯ НА БОРТУ, ПОГИБЛИ. 59 ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧИЛИ ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ.
    РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИТСЯ КОМИССИЕЙ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО КОМИТЕТА ПРИ УЧАСТИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА РОССИИ, РОСАВИАЦИИ, РОСАЭРОНАВИГАЦИИ, А ТАКЖЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ФРАНЦИИ (ГОСУДАРСТВА - РАЗРАБОТЧИКА, ИЗГОТОВИТЕЛЯ И РЕГИСТРАЦИИ ВС) И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ (ГОСУДАРСТВА - РАЗРАБОТЧИКА И ИЗГОТОВИТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ).
    ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВСЕЙ ИМЕЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИИ, ВКЛЮЧАЯ ДАННЫЕ БОРТОВЫХ РЕГИСТРАТОРОВ, ПОКАЗАЛ, ЧТО ВЫЛЕТ САМОЛЕТА БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН С ДЕАКТИВИРОВАННЫМ РЕВЕРСИВНЫМ УСТРОЙСТВОМ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ MEL.
    САМОЛЕТ ПРОИЗВЕЛ ПОСАДКУ НА ИВПП 30 В АЭРОПОРТУ ИРКУТСК. МЕТЕОУСЛОВИЯ ПРИ КОНТРОЛЬНОМ ЗАМЕРЕ ПОГОДЫ, ВЫПОЛНЕННЫМ ПОСЛЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ, БЫЛИ: ВЕТЕР У ЗЕМЛИ 280 ГРАДУСОВ 5 М/С, ВИДИМОСТЬ 3500, СЛАБЫЙ ЛИВНЕВОЙ ДОЖДЬ, ОБЛАЧНОСТЬ СПЛОШНАЯ КУЧЕВО-ДОЖДЕВАЯ 190 МЕТРОВ, ДАВЛЕНИЕ 707 ММ. РТ. СТ. ТЕМПЕРАТУРА +11 ГРАД., КОЭФФИЦИЕНТ СЦЕПЛЕНИЯ 0,5.
    ПОЛЕТ ВС ПО ГЛИССАДЕ ПРОХОДИЛ БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОСАДОЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ (ШАССИ ВЫПУЩЕНЫ, ПРЕДКРЫЛКИ/ЗАКРЫЛКИ ВЫПУЩЕНЫ ПОЛНОСТЬЮ), НА ПРИБОРНОЙ СКОРОСТИ 138 УЗЛОВ, ВЕРТИКАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ СНИЖЕНИЯ СОСТАВЛЯЛА 700 ФТ/МИН.
    АВТОПИЛОТ И АВТОМАТ ТЯГИ БЫЛИ ОТКЛЮЧЕНЫ НА ВЫСОТЕ 300 ФУТОВ ПО ПОКАЗАНИЯМ РАДИОВЫСОТОМЕРА И ОСТАВАЛИСЬ ВЫКЛЮЧЕННЫМИ ДО КОНЦА ПОЛЕТА. НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД КАСАНИЕМ РУД ОБОИХ ДВИГАТЕЛЕЙ БЫЛИ ПЕРЕВЕДЕНЫ НА РЕЖИМ "МАЛЫЙ ГАЗ". СКОРОСТЬ САМОЛЕТА В МОМЕНТ КАСАНИЯ СОСТАВИЛА 132 УЗЛА. ПЕРЕГРУЗКА В МОМЕНТ КАСАНИЯ СОСТАВИЛА 1,2g. ПОСЛЕ КАСАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИ БЫЛИ ВЫПУЩЕНЫ СПОЙЛЕРЫ. ТОРМОЖЕНИЕ САМОЛЕТА С ПРОДОЛЬНОЙ ПЕРЕГРУЗКОЙ ОКОЛО 0,2g БЕЗ ОБЖАТИЯ ЭКИПАЖЕМ ТОРМОЗНЫХ ПЕДАЛЕЙ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ.
    ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СЕКУНД ПОСЛЕ КАСАНИЯ РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСОМ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ БЫЛ ПЕРЕВЕДЕН НА РЕЖИМ "МАЛЫЙ ГАЗ" (МАЛЫЙ РЕВЕРС), А ЗАТЕМ НА РЕЖИМ МАКСИМАЛЬНОЙ РЕВЕРСИВНОЙ ТЯГИ. РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСОМ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ НЕ БЫЛ ЗАДЕЙСТВОВАН, ТАК КАК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ MEL РЕВЕРС ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ БЫЛ ДЕАКТИВИРОВАН.
    ЗАПИСЬ ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО САМОПИСЦА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО РЕВЕРСИВНАЯ ТЯГА ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО УМЕНЬШАЛАСЬ В ТЕЧЕНИЕ 16 СЕКУНД С МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ ВПЛОТЬ ДО ВЫКЛЮЧЕНИЯ РЕВЕРСА. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ В МОМЕНТ ВЫХОДА ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ НА МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕВЕРС, РЕЖИМ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ УВЕЛИЧИЛСЯ ДО ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ПРЯМОЙ ТЯГИ И СОХРАНЯЛСЯ ДО ОКОНЧАНИЯ ЗАПИСИ. ВЫХОД НА РЕЖИМ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИВЕЛ К АВТОМАТИЧЕСКОЙ УБОРКЕ СПОЙЛЕРОВ. ВОЗНИКШАЯ АССИМЕТРИЯ ТЯГИ БЫЛА ПАРИРОВАНА ЭКИПАЖЕМ ПРИ ПОМОЩИ РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ. ТОРМОЗНЫЕ ПЕДАЛИ БЫЛИ ПОЛНОСТЬЮ ОБЖАТЫ ЧЕРЕЗ 15 СЕКУНД ПОСЛЕ КАСАНИЯ И ОСТАВАЛИСЬ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ (С НЕБОЛЬШИМИ ПЕРЕРЫВАМИ) ПРАКТИЧЕСКИ ДО ОКОНЧАНИЯ ЗАПИСИ.
    ПЕРЕД СХОДОМ С ИВПП РЕВЕРС ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ БЫЛ ВКЛЮЧЕН ПОВТОРНО. В ДАЛЬНЕЙШЕМ НА СКОРОСТИ ОКОЛО 95 УЗЛОВ САМОЛЕТ ВЫКАТИЛСЯ С ПОЛОСЫ И СТОЛКНУЛСЯ С ОГРАЖДЕНИЕМ.
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАЦИОННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ, РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАКОМПАНИЙ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, НА КОТОРЫХ РАЗРЕШЕНЫ ПОЛЕТЫ С ДЕАКТИВИРОВАННЫМИ РЕВЕРСАМИ, НА НЕОБХОДИМОСТЬ ТЩАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ ВСЕХ ДВИГАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЕРВАННОГО ВЗЛЕТА ИЛИ ПРОБЕГА ПОСЛЕ ПОСАДКИ.
    2. КОМАНДНО-ЛЕТНОМУ СОСТАВУ ПРОВЕРИТЬ ЗНАНИЕ ЭКИПАЖАМИ ВС ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОТКАЗЕ КРИТИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ПОЛЕТА.
    3. ДО ЗАВЕРШЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТА А-310-324 F-OGYP ИСКЛЮЧИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ НА САМОЛЕТАХ ТИПА А-310, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В АВИАКОМПАНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, С ОДНИМ ДВУМЯ ДЕАКТИВИРОВАННЫМИ РЕВЕРСАМИ ДВИГАТЕЛЕЙ.
    
    КОНЕЦ.

    БУГАЙ.