Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93008197.htm

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2003 года                                       № 65


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ
ПОИСКА И СПАСАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ



    В соответствии с пунктом 5 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

    постановляет:
    
    1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила поиска и спасания в государственной авиации.

    2. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области поиска и спасания в государственной авиации, в соответствие с настоящим постановлением.

    

Председатель Правительства Российской Федерации                                                   М.Касьянов





УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2003 года № 65


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПОИСКА
И СПАСАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ




I. Общие положения

    1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, устанавливают в мирное время порядок организации и проведения авиационного поиска и спасания, привлечения авиационных частей и авиационных предприятий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, имеющих воздушные суда государственной авиации (далее именуются - авиационные предприятия), к дежурству в системе авиационного поиска и спасания и проведению поисково-спасательных работ, а также основные требования по оснащению поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.

    2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:

    1) "аварийная ситуация" - ситуация, при которой возможности и квалификация экипажа воздушного судна государственной авиации и персонала пунктов управления воздушным движением, а также резервы работоспособности авиационной техники могут оказаться недостаточными для предотвращения авиационного происшествия и утрата (повреждение) воздушного судна является наиболее вероятным исходом полета;

    2) "аварийное оповещение" - обслуживание воздушного движения, осуществляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям;

    3) "авиационные силы и средства" - воздушные суда с экипажем и средствами спасения и жизнеобеспечения, спасательные парашютно-десантные группы с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также средствами их доставки к месту бедствия (парашютами, спасательными контейнерами, парашютными платформами и т. п.), аварийно-спасательные и наземные поисково-спасательные команды, органы и пункты связи, контроля и управления;

    4) "аэронавигационное обслуживание" - обслуживание воздушного движения, обеспечение электросвязи и предоставление аэронавигационной информации, метеорологическое обеспечение аэронавигации, а также поиск и спасание;

    5) "авиационный поиск и спасание" - составная часть аэронавигационного обслуживания, заключающаяся в оказании своевременной помощи пассажирам и экипажам воздушных судов при возникновении аварийных ситуаций;

    6) "авиационный спасатель" - специалист, подготовленный к оказанию помощи пострадавшим с использованием для прибытия к месту бедствия парашюта или других средств десантирования;

    7) "автономное существование" - вынужденное пребывание пассажиров и экипажа воздушного судна в безлюдной местности или на водной поверхности без помощи извне;

    8) "воздушное судно, потерпевшее бедствие" - воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;

    9) "воздушное судно, терпящее бедствие" - воздушное судно, попавшее в ситуацию, когда такому судну и (или) находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий экипажа, либо воздушное судно, с которым потеряна связь и местонахождение которого неизвестно;

    10) "выживание экипажа воздушного судна" - активные действия экипажа воздушного судна, направленные на сохранение жизни и здоровья экипажа в условиях автономного существования;

    11) "вынужденная посадка воздушного судна" - приземление (приводнение) воздушного судна на аэродроме или вне аэродрома с изменением полетного задания из-за невозможности продолжения полета по условиям безопасности;

    12) "вынужденное покидание воздушного судна" - покидание воздушного судна в воздухе, на земле (на воде) при возникновении угрозы жизни пассажирам или экипажу;

    13) "Главный координационный центр" - орган Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации;

    14) "зона авиационного поиска и спасания" - зона Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, в пределах которой организуется и проводится авиационный поиск и спасание;

    15) "координационный центр" - орган, ответственный за оказание содействия эффективной организации работы поисково-спасательной службы и координацию проведения поисково-спасательных работ в пределах зоны авиационного поиска и спасания;

    16) "наземная поисково-спасательная команда" - штатная или нештатная команда, предназначенная для проведения наземного поиска и оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие;

    17) "поисково-спасательные работы" - комплекс мероприятий, проводимых с целью поиска и спасания пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие;

    18) "поисково-спасательное воздушное судно" - оснащенное специальным оборудованием воздушное судно, экипаж которого подготовлен к эффективному проведению поисково-спасательных работ;

    19) "поисково-спасательное обеспечение" - деятельность, направленная на подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, оснащение воздушных судов и поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, обеспечение летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения, организацию и проведение поисково-спасательных работ;

    20) "район поисково-спасательных работ" - часть зоны авиационного поиска и спасания, в пределах которой организуются и проводятся поисково-спасательные работы;

    21) "спасание терпящих бедствие" - комплекс мероприятий по оказанию помощи с целью сохранения жизни и здоровья пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, и их эвакуации;

    22) "спасательная парашютно-десантная группа" - штатная или нештатная группа, организуемая в авиационных частях и на авиационных предприятиях, подготовленная к десантированию с целью оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие;

    23) "спасательные работы" - проводимые силами и средствами эксплуатанта аэродрома (авиационной части, авиационного предприятия) работы по спасанию пассажиров и экипажа, тушению пожаров на воздушных судах при авиационных происшествиях на территории и в районе аэродрома, а также по эвакуации с летного поля поврежденных и выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы воздушных судов;

    24) "средства спасения и жизнеобеспечения" - набор приспособлений и устройств для покидания воздушного судна пассажирами и экипажем в аварийной ситуации в воздухе, на земле (на воде), а также запас пищи, воды, медицинских средств, средств связи и сигнализации.

II. Организация поисково-спасательного обеспечения

    3. Поисково-спасательное обеспечение является одним из видов обеспечения деятельности государственной авиации и организуется командирами авиационных частей (руководителями авиационных предприятий).

    4. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:

    подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использованию средств спасения и жизнеобеспечения, выживанию в условиях автономного существования;

    оснащение воздушных судов государственной авиации (далее именуются - воздушные суда) и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения;

    оснащение поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

    организацию и контроль эксплуатации средств спасения и жизнеобеспечения, аварийно-спасательного имущества и снаряжения;

    подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к проведению поисково-спасательных работ;

    организацию приема сигналов о воздушных судах, терпящих бедствие, и доведение их до пунктов управления полетами государственной авиации (далее именуются - пункты управления полетами) и координационных центров;

    организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;

    организацию и проведение поисково-спасательных работ, оказание помощи и эвакуацию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.

    5. Проведение мероприятий по поисково-спасательному обеспечению осуществляют командиры авиационных частей и руководители авиационных предприятий через начальников соответствующих поисково-спасательных и парашютно-десантных служб.

    6. Финансирование подготовки летного состава к действиям в аварийных ситуациях и использованию средств спасения и жизнеобеспечения, оснащения воздушных судов и летного состава указанными средствами, организации и контроля их эксплуатации, подготовки летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к проведению поисково-спасательных работ осуществляется за счет средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих воздушные суда государственной авиации (далее именуются федеральные органы исполнительной власти).

    7. Для решения задач поисково-спасательного обеспечения в каждой авиационной части (на каждом авиационном предприятии) создается учебная база, позволяющая вырабатывать и закреплять навыки летного состава в использовании средств спасения и жизнеобеспечения, выживании в условиях автономного существования и эвакуации с использованием различных средств, а также обеспечивать подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы к проведению поисково-спасательных работ.

    8. Воздушные суда и летный состав оснащаются средствами спасения и жизнеобеспечения, перечень которых определяется техническими характеристиками воздушного судна, полетным заданием и условиями его выполнения и указывается в летно-технической документации воздушного судна.

    Использование средств спасения и жизнеобеспечения осуществляется в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.

    Средства спасения и жизнеобеспечения должны быть сертифицированы, подвергнуты испытанию и приняты в эксплуатацию.

    9. Воздушные суда в соответствии с руководством по международному авиационному и морскому поиску и спасанию должны быть оборудованы радиотехническими средствами передачи сигналов бедствия в аварийных ситуациях на частоте 121,5 МГц, а с 1 января 2005 г. и на частоте 406,025 МГц.


III. Осуществление авиационного поиска и спасания

Порядок организации авиационного поиска и спасания


    10. Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие, подлежит немедленному поиску и спасанию.

    Авиационный поиск и спасание организуются Федеральным управлением авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации (далее именуется Федеральное управление), которое по согласованию с федеральными органами исполнительной власти определяет:

    перечень аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения дежурных поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

    требования к оборудованию помещений на аэродроме для экипажей указанных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

    действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, а также поисково-спасательных служб при проведении поисково-спасательных работ;

    сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных работ;

    сроки проведения поиска с использованием радиотехнических средств.

    11. Авиационный поиск и спасание включают в себя:

    аварийное оповещение соответствующих поисково-спасательных служб о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;

    организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;

    организацию и проведение поисково-спасательных работ в отношении воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказание помощи пассажирам и экипажам, а также их эвакуацию в медицинские учреждения или в ближайшие населенные пункты (на аэродромы);

    управление поисково-спасательными силами и средствами, обеспечение приоритетного использования ими воздушного пространства при проведении поисково-спасательных работ.

    12. Полет воздушного судна считается обеспеченным в поисково-спасательном отношении, если воздушное судно оснащено аварийным радиомаяком и аварийно-спасательными средствами, его экипаж обучен их использованию, а маршрут его полета находится в зоне досягаемости поисково-спасательных средств.

    При выполнении полетов над акваторией морей и океанов воздушное судно должно быть обеспечено спасательными плавательными средствами по количеству пассажиров и членов экипажа, а пассажиры должны быть проинструктированы относительно действий при аварийном приводнении.

    Полеты воздушных судов, не обеспеченные в поисково-спасательном отношении, запрещаются.

    13. В воздушном пространстве Российской Федерации для организации авиационного поиска и спасания устанавливаются зоны авиационного поиска и спасания, совпадающие по своим границам с зонами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее именуется - ЕС ОрВД).

    14. Порядок организации авиационного поиска и спасания в зоне авиационного поиска и спасания определяется Федеральным управлением по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

    15. Зоны авиационного поиска и спасания делятся на районы, в которых ответственные за авиационный поиск и спасание контролируют готовность дежурных поисково-спасательных сил и средств к проведению поисково-спасательных работ.

    16. В зоне авиационного поиска и спасания на базе командного пункта авиационного объединения, на командующего которого возложена ответственность за организацию использования воздушного пространства и управление воздушным движением, создается координационный центр.

    17. Применение авиационных сил и средств для проведения поисково-спасательных работ осуществляется командующим войсками военного округа (флотом), командующим авиационным объединением и руководителем межрегионального территориального управления гражданской авиации.

    18. Проверка готовности дежурных поисково-спасательных сил и средств, в том числе с использованием поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, проводится командующим авиационным объединением, имеющим зону авиационного поиска и спасания, или уполномоченным им лицом, а также представителем Федерального управления.

    19. Для обеспечения своевременного авиационного поиска и спасания организуется дежурство поисково-спасательных сил и средств, состоящих из:

    персонала пунктов управления полетами;

    поисково-спасательных воздушных судов со спасательными парашютно-десантными группами на борту;

    наземных поисково-спасательных сил и средств на аэродромах;

    персонала пунктов приема информации международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ";

    радиотехнических средств федеральных органов исполнительной власти для своевременного приема и пеленгации сигналов бедствия, передаваемых экипажами воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.

    20. Поисково-спасательные воздушные суда, осуществляющие дежурство, оборудуются поисковой аппаратурой, оснащаются аварийно-спасательным имуществом и снаряжением. Вертолеты, кроме того, оборудуются поисковыми фарами и устройствами для подъема потерпевших бедствие на борт воздушного судна.

    21. Для проведения наземного поиска и спасания пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, на всех аэродромах создаются штатные или нештатные наземные поисково-спасательные команды. В состав этих команд входят 8-10 человек (в том числе медицинский работник и радист). Для их перевозки выделяется транспорт высокой проходимости или специальная поисковая техника.

    Обязанности наземной поисково-спасательной команды, порядок дежурства и ее действия при проведении поисково-спасательных работ определяются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия).

    22. Для оказания помощи пассажирам и экипажу на всех аэродромах создаются штатные или нештатные спасательные парашютно-десантные группы в составе 6-8 человек.

    На дежурство в системе авиационного поиска и спасания назначаются 2-3 авиационных спасателя (в том числе медицинский работник), подготовленных к прыжкам с парашютом в различных условиях днем и ночью. В период дежурства спасательная парашютно-десантная группа подчиняется командиру экипажа дежурного поисково-спасательного воздушного судна, а после десантирования руководителю поисково-спасательных работ.

    23. Спасательные работы на территории и в районе аэродромов проводятся силами и средствами наземной поисково-спасательной команды и нештатных команд технической помощи, назначаемых на каждую летную смену в порядке, определяемом командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия).

    Указанные работы на территории и в районе аэродромов осуществляются за счет средств собственника или пользователя аэродрома с возмещением расходов виновником авиационного происшествия.

    24. На аэродромах, где полеты производятся над акваторией морей и океанов, должно быть организовано дежурство спасательного судна со спасателями на борту.

    25. К дежурству в системе авиационного поиска и спасания привлекаются летчики (штурманы) 1 и 2 классов, прошедшие специальную подготовку и действующие на основании приказа по авиационной части (авиационному предприятию).

    Экипажи вертолетов должны быть подготовлены к выполнению посадок на незнакомые и необозначенные площадки, к десантированию авиационных спасателей, аварийно-спасательного имущества и снаряжения, а также к эвакуации пострадавших.

    Обязанности и порядок действий экипажей поисково-спасательных воздушных судов при проведении поисково-спасательных работ определяются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия), от которой выделяется экипаж.

    Подготовка экипажей поисково-спасательных воздушных судов осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти.

    26. В соответствии с полученными заявками по обеспечению полетов и перелетов воздушных судов начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы авиационного объединения, имеющего зону авиационного поиска и спасания, составляет план дежурства поисково-спасательных сил и средств на сутки.

    На основании этого плана командный пункт авиационного объединения доводит до органов ЕС ОрВД аэродромов сведения о количестве и дислокации ближайших дежурных поисково-спасательных сил и средств, которые вносятся в плановые таблицы полетов на этих аэродромах и доводятся до сведения летного состава на предполетной подготовке.

    Информация о дежурных поисково-спасательных силах и средствах в зоне авиационного поиска и спасания доводится до сведения командных (диспетчерских) пунктов авиационных частей (авиационных предприятий) по их запросу и ежедневно докладывается в Главный координационный центр.

    27. Уровень подготовки экипажей воздушных судов, находящихся на дежурстве в системе авиационного поиска и спасания, не должен быть ниже уровня подготовки экипажей, обеспечивающих полеты. Контроль за соответствием осуществляется координационным центром зоны авиационного поиска и спасания и пунктами управления полетами в тех районах ЕС ОрВД, в которых поисково-спасательными воздушными судами осуществляется дежурство.

    28. Дежурным поисково-спасательным силам и средствам устанавливаются три степени готовности:

    1) при готовности N 1:

    воздушные суда готовы к немедленному вылету, двигатели опробованы, наземные источники электропитания подключены, аварийно-спасательное имущество и снаряжение находится на борту воздушного судна и подготовлено к немедленному использованию;

    летный состав и спасательная парашютно-десантная группа находятся на борту воздушного судна на рабочих местах, а технический состав - у воздушных судов;

    задача экипажам поставлена и при необходимости уточняется в полете, командир экипажа находится на радиосвязи с пунктом управления полетами;

    наземная поисково-спасательная команда готова к немедленному выходу для выполнения задачи;

    вылет вертолетов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 10 минут, а вылет самолетов - не позднее 15 минут после подачи команды;

    2) при готовности N 2:

    воздушные суда готовы к вылету, двигатели опробованы, аварийно-спасательное имущество и снаряжение находится на борту воздушного судна и подготовлено к использованию;

    летный и технический состав, а также спасательная парашютно-десантная группа находятся в специально отведенном месте вблизи воздушного судна;

    экипажам даны указания по организации взлета и способу поиска;

    задача по поиску уточняется перед вылетом и при необходимости в полете;

    наземная поисково-спасательная группа находится в местах, определенных командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия), имущество и снаряжение наземной поисково-спасательной команды погружено на транспортные средства, подготовленные для выполнения задач. Местонахождение транспортных средств указано в инструкции по производству полетов в районе аэродрома;

    вылет вертолетов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 20 минут, а вылет самолетов - не позднее 30 минут после подачи команды;

    3) при готовности N 3:

    воздушные суда, транспортные средства и другие поисково-спасательные средства готовы к применению и находятся в установленных местах (на аэродромах, стоянках или в гаражах);

    летный и технический состав, наземная поисково-спасательная команда и спасательная парашютно-десантная группа находятся на занятиях (работах или отдыхе);

   вылет воздушных судов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 1 часа летом и 1 часа 30 минут зимой после подачи команды. При температуре наружного воздуха минус  45 С и ниже вылет воздушных судов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 2 часов после подачи команды.


    29. Время дежурства экипажей поисково-спасательных воздушных судов организуется следующим образом:

    в готовности N 1 - не более 2 часов;

    в готовности N 2 - круглосуточно, но не более 2 суток;

    в готовности N 2 только на период полетов с последующим переходом в готовность N 3 - не более 7 суток;

    в готовности N 3 - не более 15 суток.

    30. При выполнении полетов и перелетов воздушных судов, а также в случаях, когда аэродром является запасным, выделенные для авиационного поиска и спасания экипажи должны находиться в готовности N 2. Перевод их в готовность N 1 производится при возникновении аварийной ситуации и в случаях, определенных Министерством обороны Российской Федерации.

    31. Использование экипажей дежурных поисково-спасательных воздушных судов, находящихся в готовности N 1 и 2, в целях, не связанных с авиационным поиском и спасанием, запрещается.

    32. Экипажи дежурных поисково-спасательных воздушных судов, находящихся в готовности N 3, могут использоваться при условии соблюдения сроков вылета для выполнения срочных санитарных заданий, тренировок экипажей и выброски парашютистов в районе аэродрома.

    33. Для круглосуточного дежурства в системе авиационного поиска и спасания на аэродромах, на которых нет своих поисково-спасательных воздушных судов, могут направляться экипажи и поисково-спасательные воздушные суда других авиационных частей (авиационных предприятий), подготовка которых организуется руководителями, которым подчинены эти экипажи.

    Своевременное выделение и подготовка дежурных поисково-спасательных сил и средств к проведению ими в установленные сроки поисково-спасательных работ осуществляются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия), от которой выделены эти силы и средства.

    34. Оснащение авиационных и наземных поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также транспортом высокой проходимости осуществляется авиационными частями (авиационными предприятиями).

    Аварийно-спасательное имущество и снаряжение хранятся на борту дежурного поисково-спасательного воздушного судна или в специально отведенном месте. За сохранность аварийно-спасательного имущества и снаряжения отвечает бортовой авиационный техник или специально назначенное лицо.

    35. Авиационный поиск и спасание терпящего или потерпевшего бедствие воздушного судна Российской Федерации на территории иностранного государства осуществляются в порядке, установленном в данном государстве, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

    Терпящим и потерпевшим бедствие воздушным судам иностранных государств оказывается помощь на тех же условиях, что и терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам Российской Федерации.

    36. В случае если все принятые для поиска потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа меры не дали результатов, решение о прекращении поиска этого воздушного судна принимается специально уполномоченным органом, осуществившим государственную регистрацию или государственный учет этого воздушного судна.

    Решение о прекращении поиска на территории Российской Федерации потерпевшего бедствие воздушного судна государственной авиации иностранного государства принимается Министерством обороны Российской Федерации, а потерпевшего бедствие иного воздушного судна иностранного государства - Федеральным агентством воздушного транспорта.
    (Абзац изменен постановлением Правительства России от 01.02.05 № 49)

    37. Потерпевшее бедствие воздушное судно, поиск которого официально прекращен, считается пропавшим без вести.

    Поиск пропавшего без вести воздушного судна возобновляется немедленно при получении любых новых сведений о месте его нахождения независимо от времени, прошедшего с момента прекращения поиска.

    38. Порядок подготовки руководящего состава и специалистов авиационных объединений (далее именуются - органы управления полетами) и пунктов управления полетами к проведению поисково-спасательных работ, подготовка летного состава к действиям в аварийных ситуациях, подготовка спасательной парашютно-десантной группы и наземной поисково-спасательной команды определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Подготовка поисково-спасательных сил и средств к проведению поисково-спасательных работ

    39. Подготовка органов (пунктов) управления полетами к проведению поисково-спасательных работ включает в себя теоретическую и практическую подготовку должностных лиц по управлению поисково-спасательными силами и средствами на основании разрабатываемого плана подготовки органа (пункта) управления полетами.

    Для проведения занятий привлекается летный и инженерно-технический руководящий состав, в том числе медицинский персонал и профессиональные спасатели, представители ЕС ОрВД, органов местного самоуправления и гидрометеорологической службы, пожарные и специалисты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

    40. Контроль готовности органов (пунктов) управления полетами и должностных лиц к проведению поисково-спасательных работ осуществляют руководители федеральных органов исполнительной власти, а также лица, определенные начальником Федерального управления.

Управление поисково-спасательными силами и средствами

    41. Сообщение о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие (далее именуется - сообщение о бедствии), относится к категории абсолютного приоритета. Лица, имеющие право на предоставление услуг связи, обязаны обеспечить немедленную передачу такого сообщения.

    42. Для своевременного обнаружения и оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, установлен единый международный сигнал "SOS" ("Терплю бедствие").

    Сигналы бедствия передаются всеми имеющимися на борту средствами связи и оповещения и только по команде командира воздушного судна.

    43. Для приема сообщений о бедствии на территории Российской Федерации организуется дежурство радиоспециалистов, осуществляемое:

    круглосуточно;

    в соответствии с заявкой на обеспечение полетов или перелетов воздушных судов;

    после получения сообщения о бедствии воздушного судна.

    На пунктах приема информации международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ" организуется круглосуточное дежурство на частотах 121,5 и 406,025 МГц.

    44. Поисково-спасательное воздушное судно оборудуется таким образом, чтобы оно могло поддерживать связь на авиационных аварийных частотах, на частотах, выделенных в районах поисково-спасательных работ, а также на любых предписанных частотах.

    Кроме того, каждое поисково-спасательное воздушное судно оборудуется устройствами для наведения на аварийные передатчики, работающие на аварийных частотах. Поисково-спасательное воздушное судно, используемое для поисково-спасательных работ над акваторией морей и океанов, должно быть оснащено радиоаппаратурой, позволяющей поддерживать связь с торговыми морскими судами на частоте 2 182 кГц.

    45. Все наземные радиостанции, принявшие с воздушного судна сообщение о бедствии, немедленно передают подтверждение о его приеме, принимают меры к установлению с воздушным судном надежной радиосвязи и воздерживаются от радиообмена с другими радиостанциями на этой частоте.

    46. Экипаж воздушного судна, принявший сигнал бедствия, передает подтверждение о приеме и немедленно сообщает об этом в пункт управления полетами, с которым установлена радиосвязь, а при групповом полете - командиру (ведущему) группы.

    47. Экипаж воздушного судна, установивший радиосвязь с воздушным судном, терпящим бедствие, должен ретранслировать радиообмен и по указанию пункта управления полетами (командира группы), продолжая поддерживать радиосвязь, следовать в район бедствия. При этом он должен сообщить свое местонахождение и по возможности расчетное время прибытия в район бедствия.

    48. Экипаж воздушного судна, наблюдавший бедствие визуально, докладывает о своих наблюдениях, а также о координатах места бедствия руководителю полетов (командиру группы) и действует по его указанию.

    Если связь с руководителем полетов сразу установить не удается, экипаж указанного воздушного судна продолжает наблюдение, устанавливает связь с экипажем воздушного судна, терпящего бедствие, выясняет его состояние, уточняет координаты этого воздушного судна и докладывает о результатах наблюдения в свой или ближайший пункт управления полетами, используя все возможные каналы связи.

    49. В случае покидания воздушного судна в полете экипаж оставляет включенными бортовые средства автоматической передачи сигнала бедствия и по возможности берет с собой средства спасения и жизнеобеспечения, а также аварийно-спасательные радиотехнические средства.

    После совершения вынужденной посадки вне аэродрома экипаж готовит к работе аварийно-спасательные радиотехнические средства.

    50. При наличии у экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, автоматического радиомаяка работа его передатчика сразу же после приземления экипажа с парашютом проверяется прослушиванием тональных посылок. В этом режиме передатчик работает в течение 3 часов, затем работает в режиме приема.

    После приземления в начале каждого часа первых суток производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, остальное время радиостанция должна находиться в режиме приема. В последующие сутки в начале каждого часа производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, на остальное время радиостанция выключается.

    Порядок передачи сообщения о бедствии после приземления экипажа является аналогичным передаваемому в воздухе.

    При установлении двусторонней радиосвязи с экипажем поисково-спасательного воздушного судна дальнейший порядок работы с радиостанцией определяет командир экипажа поисково-спасательного воздушного судна.

    51. При получении сообщения о бедствии персонал частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения полетов независимо от ведомственной принадлежности немедленно приводит в действие радиотехнические средства для обнаружения воздушного судна, определения его координат, установления с ним радиосвязи, выяснения характера бедствия и решения командира экипажа о дальнейших действиях.

    Полученная информация докладывается в пункты управления полетами.

    52. Ответственность за готовность средств связи и радиотехнического обеспечения полетов к своевременному обеспечению поисково-спасательных работ возлагается на командира (начальника, руководителя) части (подразделения) связи и радиотехнического обеспечения полетов.

    53. Ответственность за немедленное использование средств связи и радиотехнического обеспечения полетов для оказания помощи экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие, возлагается на руководителя полетов (диспетчера), принявшего сообщение о бедствии.

    54. Если в результате принятых мер по предотвращению бедствия у экипажа возникла уверенность в безопасности дальнейшего полета до аэродрома, передается сообщение о том, что опасность миновала.

Задачи координационных центров и пунктов управления полетами

    55. Организация работы авиационных поисково-спасательных служб и координация их деятельности при проведении поисково-спасательных работ осуществляются:

    Главным координационным центром;

    координационными центрами в зонах авиационного поиска и спасания;

    региональными координационными центрами на территории межрегионального территориального управления гражданской авиации (могут создаваться двухсекторные центры).

    56. Главный координационный центр осуществляет:

    контроль за обеспечением полетов и перелетов воздушных судов над территорией Российской Федерации в поисково-спасательном отношении, в том числе перелетов литерных воздушных судов и авиационных групп;

    общее руководство организацией проведения поисково-спасательных работ;

    организацию взаимодействия и координацию действий авиационных поисково-спасательных сил и средств федеральных органов исполнительной власти при проведении поисково-спасательных работ;

    непрерывный сбор и обобщение информации о ходе поисково-спасательных работ;

    ведение плана проведения поисково-спасательных работ на карте;

    ведение ежедневного учета и контроля готовности дежурных поисково-спасательных сил и средств;

    подъем дежурных поисково-спасательных сил и средств при проведении поисково-спасательных работ и в целях проверки их готовности;

    проверку сообщений о бедствии, полученных с помощью международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ", для определения местоположения потерпевших бедствие воздушных судов и доведение этих сообщений до координационного центра;

    организацию и проведение практических тренировок с поисково-спасательными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти;

    анализ и оценку проведенных поисково-спасательных работ.

    Указания и рекомендации Главного координационного центра в отношении организации и проведения работ поисково-спасательными силами и средствами обязательны для всех руководителей органов (пунктов) управления полетами.

    57. Задачи по авиационному поиску и спасанию для координационных центров, региональных координационных центров, а также органов (пунктов) управления полетами и порядок их действий при проведении поисково-спасательных работ определяются Федеральным управлением.

Управление поисково-спасательными силами и средствами

    58. Управление поисково-спасательными силами и средствами включает в себя:

    непрерывный сбор, изучение и анализ информации о состоянии авиационных поисково-спасательных сил и средств, их всесторонней обеспеченности и готовности к применению;

    своевременное принятие решения по проведению поисково-спасательных работ;

    своевременное планирование работы координационного центра, органов (пунктов) управления полетами, а также применения авиационных поисково-спасательных сил и средств;

    информирование исполнителей о задачах проведения поисково-спасательных работ;

    организацию и поддержание взаимодействия с координационным центром, органами (пунктами) управления полетами;

    оперативное внесение изменений в планы проведения поисково-спасательных работ в соответствии с изменением обстановки;

    постоянный контроль за выполнением команд и распоряжений.

    59. Поисково-спасательные работы с применением поисково-спасательных сил и средств должны начинаться в случае:

    получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;

    получения доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие;

    получения сообщения о бедствии от очевидцев бедствия;

    получения сообщения о бедствии от правоохранительных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

    неприбытия воздушного судна в пункт назначения в течение 10 минут после расчетного времени и отсутствия радиосвязи с ним в течение более 5 минут;

    получения экипажем воздушного судна разрешения на посадку и непроизведения ее в установленное время с потерей радиосвязи с ним;

    потери радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременного пропадания отметки радиолокационной проводки или потери радиосвязи более чем на 5 минут, если радиолокационная проводка не велась;

    получения и подтверждения сведений из пункта приема информации международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ" для определения места нахождения морских и воздушных судов, потерпевших бедствие;

    возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    наличия указаний координационных центров.

    60. Подъем дежурных поисково-спасательных воздушных судов и выход наземных поисково-спасательных команд осуществляются на основании решений начальника смены Главного координационного центра, начальника смены координационного центра и начальника смены регионального координационного центра.

    Руководители полетов (авиационные диспетчеры) и персонал пунктов управления полетами при возникновении ситуаций, предусмотренных в пункте 59 настоящих Правил, могут инициировать начало проведения поисково-спасательных работ после доклада в координационный центр и получения его разрешения на применение поисково-спасательных сил и средств.

    61. Поисково-спасательная работа считается начатой с момента подачи команды на вылет (выход) дежурным поисково-спасательным силам и средствам (подачи команды на перенацеливание на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с начала эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа воздушного судна.