Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93008735.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ СЛУЖБА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

    

10.10.2007

Москва

№ 170-р

    

О НЕДОСТАТКАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛЕТОВ
ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ


    
    В течение августа - сентября 2007 года произошло три случая, связанных с возвратом гражданских воздушных судов на аэродром вылета вследствие организационных недостатков при обслуживании воздушного движения:
    - 08.08.2007 возврат самолета Ил-86 RA-86092 ФГУП «Государственная транспортная компания «Россия» на аэродром вылета Хабаровск. Разрешение на вылет было выдано диспетчером аэродромного диспетчерского пункта (далее - АДП) аэродрома Хабаровск, несмотря на действующий временный режим на маршруте полета;
    - 10.09.2007 возврат самолета Ту-154М RA-85797 ОАО «Дальавиа» на аэродром вылета Сочи. Разрешение на вылет было выдано диспетчером АДП аэродрома Сочи при отсутствии плана на данный рейс.
    - 15.09.2007 возврат самолета Як-40 RA-42370 ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» на аэродром вылета Барнаул. Главным центром единой системы организации воздушного движения (далее - ЕС ОрВД) ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» было принято решение о возврате самолета на аэродром вылета из-за отказа самолетного радиолокационного ответчика СО-72М.
    Результаты расследований свидетельствуют о серьезных недостатках в организации работы дежурных смен Главного и зональных - (вспомогательных зональных) центров ЕС ОрВД в решении нестандартных ситуаций, возникающих при обеспечении полетов гражданских воздушных судов.
    Обстоятельства события с самолетом Як-40 RA-42370 ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА», происшедшего 15.09.2007 при выполнении рейса по маршруту Барнаул - Домодедово, позволяют сделать заключение, что несмотря на отказ самолетного ответчика и действовавший запрет на обслуживание в зоне ответственности филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», на отдельных участках воздушных трасс, воздушных судов без ответчиков вторичной радиолокации, у органов обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) была возможность удовлетворить просьбу экипажа воздушного судна и разрешить продолжение полета до аэродрома УФА без угрозы безопасности полетов. Однако дежурной сменой Главного центра ЕС ОрВД был выдан запрет на продолжение полета и указание на возврат воздушного судна на аэродром вылета Барнаул.
    Случай с самолетом Як-40 RA-42370 указывает на неготовность диспетчеров по планированию воздушного движения принимать решения с одновременным учетом требований обеспечения безопасности воздушного движения и необходимости удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства.
    Следует также обратить внимание, что случаи нарушений при выдаче разрешений на выполнение полета и не вполне оправданных решений о возврате воздушных судов на аэродром вылета, приводят к снижению авторитета органов ОВД и доверия к ним со стороны российских и иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
    Предлагаю:
    1. Исполняющему обязанности генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» В.М. Горбенко:
    1.1. Разработать перечень мероприятий, направленных на предотвращение повторения недостатков, выявленных при расследовании событий с самолетами Ил-86 RA-86092 08.08.2007, Ту-154М RA-85797 10.09.2007 и Як-42 RA-42370 15.09.2007, в том числе предусматривающих решение следующих вопросов:
    - исключение возможных ошибок при планировании, согласовании и выдаче разрешений на выполнение полетов, несмотря на действующие временные, местные режимы и кратковременные ограничения использования воздушного пространства Российской Федерации;
    - разработка рекомендаций диспетчерами Главного и зональных (вспомогательных зональных) центров ЕС ОрВД по действиям в ситуациях, аналогичных случаю с самолетом Як-42 RA-42370 15.09.2007.
    Разработанный перечень мероприятий представить на утверждение в Управление государственного регулирования использования воздушного пространства и организации воздушного движения Росаэронавигации до 26.10.2007.
    1.2. Организовать проведение специальных разборов с диспетчерами смен Главного и зональных (вспомогательных зональных) центров ЕС ОрВД, руководителями полетов и диспетчерами АДП, на которых под роспись изучить настоящее распоряжение и приложение к нему.
    1.3. Организовать изучение с диспетчерами АДП их должностных обязанностей, технологии работы и требований, регламентирующих порядок приема и передачи дежурства.
    2. Начальникам межрегиональных управлений Росаэронавигации в рамках имеющихся полномочий проконтролировать выполнение требований пунктов 1.2 и 1.3 настоящего распоряжения. О результатах доложить в Управление государственного регулирования использования воздушного пространства и организации воздушного движения Росаэронавигации до 26.10.2007.
    3. Контроль за выполнением требований настоящего распоряжения возложить на начальника Управления государственного регулирования использования воздушного пространства и организации воздушного движения Ю.П. Токарева.
    
    

Врио руководителя

Д.В. Савицкий

    
    


Приложение
к распоряжению Росаэронавигации
от 10.10.2007 № 170-р

    
    

Результаты расследований событий, связанных организационными
недостатками при обслуживании воздушного движения, приведших к возвратам
гражданских воздушных судов на аэродром вылета

    
    
    8.08.2007 экипаж самолета Ил-86 RA-86092 ФГУП «Государственная транспортная компании «Россия», выполнявший рейс по маршруту Хабаровск (Новый) - Петропавловск-Камчатский (Елизово), на основании информации о наличии временного режима и опасной зоне в районе ответственности вспомогательного районного центра (далее - ВРЦ) ЕС ОрВД Усть-Большерецк, РЦ ЕС ОрВД Петропавловск-Камчатский принял решение о возврате на аэродром вылета Хабаровск.
    Подробные обстоятельства указанного случая изложены в информации по безопасности полетов при управлении воздушным движением (далее - УВД) № 3 (письмо Управления государственного регулировании использования воздушного пространства и организации воздушного движения от 28.08.2007 № 2/7-1524).
    Причиной возврата самолёта Ил-86 RA-86092 на аэродром вылета явилось сочетание следующих факторов:
    - отсутствие в листе предупреждений, выданном перед вылетом на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково) дежурным штурманом авиакомпании ФГУП «Государственная транспортная компании Россия», информации НОТАМ о временном режиме № 559 и опасной зоне № 91 в районе ответственности ВРЦ ЕС ОрВД Усть-Большерецк, РЦ ЕС ОрВД Петропавловск-Камчатский;
    - невыполнение дежурным штурманом аэродрома Хабаровск (Новый) требований п.3.2.18.2 НШС ГА-86, п.п.4.2.4.4, 4.2.4.5 НАИ ГА-86, Должностной инструкции дежурного штурмана аэропорта, п. 2.6 Приложения А к Договору от 28.11.2001 № 17-845-01 о наземном обслуживании между ФГУАП «Пулково» и Хабаровским ГУАП «Дальавиа», в части проверки наличия у экипажа НОТАМ Ф1430/07, внесения недостающего НОТАМа в лист предупреждений, непроставлении отметки в конце текста листа предупреждения (дата, время и подпись дежурного штурмана) о вручении листа предупреждения;
    - некачественный анализ диспетчером АДП аэродрома Хабаровск (Новый) поступившей в течение рабочей смены информации о режимах по маршруту полёта до аэродрома первой посадки и недоведение до РПА и диспетчера АДП заступающей смены информации о временном режиме № 559 и опасной зоне № 91 в районе ответственности ВРЦ ЕС ОрВД Усть-Большерецк, РЦ ЕС ОрВД Петропавловск- Камчатский.
    10.09.2007 на аэродром вылета был возвращен самолет Ту-154М RA-85797 ОАО «Дальавиа», выполнявший рейс КХБ376 по маршруту Сочи - Томск.
    В ходе расследования установлено, что 09.09.2007 на этапе суточного планирования, в процессе составления плана на 10.09.2007, диспетчер по планированию воздушного движения Черноморского центра ОВД внес рейс КХБ376 в суточный план воздушного движения на основании расписания движения воздушных судов (далее - ВС), представленного производственно-диспетчерской службой аэропорта Сочи.
    В этот же день диспетчер АДП аэродрома Сочи провел сверку подготовленного суточного плана, отметив при этом рейсы ВС, на которые имелись повторяющиеся планы полетов (далее - РПЛ). Процедура отметки сверенных рейсов в суточном плане воздушного движения не была определена технологией работы диспетчера АДП и применялась по сложившейся в АДП аэродрома Сочи практике. Проверка наличия РПЛ на включенные в расписание рейсы диспетчером АДП не производилась.
    09.09.2007 заступивший на дежурство диспетчер ночной смены АДП сверку суточного плана воздушного движения не производил. В дальнейшем, при сдаче дежурства, диспетчер ночной смены АДП в нарушение технологии работы не произвел сверку суточной сводки по списку аэродрома со списком РПЛ. Как следствие, отсутствие РПЛ на рейс КХБ376, внесенного в список по аэродрому, обнаружено не было.
    Фактически, срок действия заявки на использование воздушного пространства (РПЛ) по рейсу КХБ376 закончился 03.09.2007. Данный рейс не был включен в суточный план воздушного движения Ростовского зонального центра ЕС ОрВД, выписка из которого направлялась в АДП аэродрома Сочи 09.09.2007 во время дежурства ночной смены АДП.
    10.09.2007 диспетчер АДП заступившей на дежурство смены АДП, в нарушение технологии работы, выдал разрешение навылет экипажу самолета Ту-154М RA-85797, выполнявшему рейс КХБ376 не убедившись в том, что полет обеспечен в суточном плане воздушного движения Ростовским зональным центром ЕС ОрВД.
    После вылета самолета Ту-154М RA-85797, диспетчер процедурного контроля объединенного сектора К-1/2 районного диспетчерского центра Ростовского зонального центра ЕС ОрВД обнаружил отсутствие плана по рейсу КХБ376, о чем доложил руководителю полетов района.
    В дальнейшем, руководителю полетов района поступило указание от начальника смены Ростовского зонального центра ЕС ОрВД о запрете Главным центром ЕС ОрВД выполнения полета и необходимости возврата самолета Ту-154М RA-85797 на аэродром вылета Сочи.
    Время непроизводственного налета самолета Ту-154М RA-85797 составило более 2,5 часов.
    Причиной возврата самолета на аэродром вылета Сочи явилось низкое качество организации работы смен диспетчеров АДП аэродрома Сочи, нарушение ими технологи работы диспетчера АДП при проверке обеспечения суточных планов воздушного движения, а также формальные отношение к порядку приема и передачи дежурства.
    15.09.2007 на аэродром вылета был возвращен самолет Як-42 RA-42370 ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА», выполнявший рейс по маршруту Барнаул - Домодедово.
    По результатам расследования установлено, что через 25 минут после взлета в аэропорту Барнаул на самолете Як-42 RА-42370 произошел отказ самолетного радиолокационного ответчика СО-72М (далее - ответчик СО-72М), который сопровождался пропаданием отметки от ВС по вторичному каналу у диспетчера Барнаульского РЦ ЕС ОрВД.
    Следует отметить, что согласно руководству по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) Як-42, отказ ответчика СО-72М не приводит к сложной ситуации в полете. В случае, если отказ ответчика СО-72М был обнаружен до вылета, РЛЭ самолета Як-42 допускает возможность выполнения полета по согласованию с органами УВД.
    Вместе с тем, 15.09.2007 в филиале «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» действовал запрет на использование отдельных участков воздушных трасс на всех эшелонах для воздушных судов без ответчиков вторичной радиолокации. В связи с этим, продолжение полета самолета Як-42 RA-42370 с неисправным ответчиком СО-72М до аэродрома назначения Домодедово было невозможно.
    Через 26 минут полета самолет Як-42 RA-42370 был передан на управление Новосибирскому РЦ ЕС ОрВД. В процессе согласования вопроса о порядке дальнейшего полета с неисправным ответчиком СО-72М, экипаж ВС обратился с просьбой разрешить продолжение полета до аэродрома Уфа с целью устранения неисправности.
    Персонал смены Новосибирского РЦ ЕС ОрВД предпринял все необходимые действия для оказания помощи экипажу самолета Як-42 RA-42370 в согласовании возможности продолжения полета до аэродрома Уфа. Однако, Главный центр ЕС ОрВД и Новосибирский зональный центр ЕС ОрВД приняли решение о возврате самолета на аэродром вылета без всестороннего анализа возможности обеспечить продолжение полета до аэродрома Уфа без ущерба для безопасности воздушного движения.
    Через 50 минут полета, при нахождении воздушного судна в районе ответственности Омского РЦ ЕС ОрВД, экипажу самолета Як-42 RA-42370 было дано указание на возврат на аэродром вылета Барнаул.