Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93009215.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
(РОСТРАНСНАДЗОР)


20.02.2008 г. № 8.10-165

Руководителям территориальных
Управлений государственного
авиационного надзора.

Руководителям организаций
гражданской авиации

    
    
    
    21 марта 2007 года в 11 часов 40 минут UTC (здесь и далее время по UTC) при выполнении транспортно-связных полетов, совмещенных с учебными полетами, потерпел катастрофу вертолет Ми-8Т RA-22795 OOO «Авиапредприятие «Газпромавиа», подконтрольного Центральному Управлению государственного авиационного надзора гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации. На борту вертолета находились пять членов экипажа и один пассажир (все граждане России).
    Экипаж вертолета Ми-8Т RA-22795 в составе командира воздушного судна (командира звена) Сметанина М.А., стажера - пилота Российского А.А., стажера - пилота Майорова А.Б., стажера - бортмеханика Памова М.Л., бортмеханика - инструктора Демина С.П. выполнял транспортно - связные полеты с целью перевозки груза и пассажиров по маршруту Ухта - площадка Вуктыл - площадка ПЭК «Ущелье» (пункт экологического контроля) - район устья реки Глубник - площадка Вуктыл - Ухта.
    Посадочная площадка Вуктыл расположена на бывшем аэродроме местных воздушных линий. На площадке имеется КДП, все необходимые линии связи, организовано наблюдение за фактической погодой и метеообеспечение полетов через АМСГ аэропорта Ухта.
    Взлет с площадки Вуктыл был произведен в 10 час 10 мин. Взлетная масса составляла 9206 кг, центровка -(+)120 мм (по расчету), что не выходило за пределы ограничений, установленных РЛЭ вертолета Ми-8Т, энергичное увеличение шага НВ с одновременным взятием ручки пиитического шага НВ на себя. В результате этих действий произошло соударение: лопастей несущего винта с хвостовой балкой, разрушением и отделением ее от вертолета. Вертолет левым бортом столкнулся с земной поверхностью и сгорел.
    На данном участке маршрута вертолетом управлял экипаж в составе: пилот - инструктор Сметанин М.А., второй пилот - стажер Российский А. А., бортмеханик - инструктор Демин СП.
    Пилот Российский А.А. был включен в состав экипажа с целью прохождения задач и упражнений «Программы переподготовки...» (задача № 3 упр.3,4). В 2001 году закончил Сасовское летное училище по типу ВС Ан-2. В 2007 г при АУЦ ОАО «СПАРК» прошел теоретическую и тренажерную подготовки по программе переподготовки на вертолет Ми-8. В качестве члена экипажа полеты на вертолете не выполнял, не имел практики полетов по выполнению авиационных работ и ведению визуальной ориентировки и не смог реализовать свои обязанности члена экипажа по контролю за маршрутом полета. По методическим указаниям КУЛП ГА-84 полеты должны выполняться в простых метеоусловиях. При организации «учебных полетов» не были спланированы «функциональные обязанности» конкретного слушателя. 21 марта 2007 года полеты по заявленным маршрутам выполнялись без штатного второго пилота. Экипаж выполнял полеты с нахождением на борту группы «слушателей». Как регулировал учебный процесс командир ВС - инструктор, установить не представилось возможным.
    Катастрофа вертолета явилась следствием сочетания следующих факторов:
    - спрямление маршрута полета и не использования маршрута выхода из горного района на равнину;
    - нарушение экипажем правил полетов в горной местности, выразившееся в выполнении полета на высоте ниже безопасной для выбранного маршрута, при фактической метеоусловиях хуже установленного минимума;
    - отсутствие штатного второго пилота на борту вертолета;
    - не оправдавшегося прогноза погоды по квадрату 2 (горная местность) Вуктыльской площади.
    

    ТРЕБУЮ:
    
    1. Руководителям территориальных УГАН и организаций гражданской авиации обстоятельства катастрофы вертолета Ми-8Т RA-22795 довести до личного состава.
    2. Командирам авиапредприятий, командирам летных подразделений:
    - обратить внимание на формирование экипажей для полетов в горной местности с учетом уровня профессиональной подготовки;
    - переподготовку летного состава на новые типы ВС проводить инструкторским составом, имеющим допуск к первоначальному обучению авиационных специалистов;
    - прохождение тренировок летного состава проводить в строгом соответствии с требованиями учебных программ, предусматривающих такой вид подготовки.
    (План профилактических мероприятий в соответствии с рекомендациями комиссии по расследованию события разработанный по материалам расследования авиационного происшествия направлен на согласование и после утверждения будет доведен до исполнителей в части их касающейся).
    
    
    
    

Начальник Управления надзора
за безопасность полетов
в гражданской авиации



В.И. Бугай