Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/2/1698.htm

                                                

         УТВЕРЖДАЮ
                                               Заместитель Министра
                                            охраны окружающей среды
                                               и природных ресурсов
                                               Российской Федерации
                                                         В.Ф.Костин


                                                          УТВЕРЖДАЮ
                                           Заместитель Председателя
                                      Комитета Российской Федерации
                                   по геологии и использованию недр
                                                          В.Б.Мазур



СОГЛАШЕНИЕ
о взаимодействии органов Минприроды России и
Роскомнедра в части государственного контроля
за охраной окружающей природной среды
на объектах недропользования

27 марта 1995 года


    Настоящее Соглашение составлено на основании Законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "О недрах", Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Положения о Комитете Российской Федерации по геологии и использованию недр и Положения об органах государственного геологического контроля в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 899, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды".

    Соглашение устанавливает основные направления и принципы взаимодействия Минприроды России и Роскомнедра и их территориальных органов при осуществлении государственного контроля за охраной окружающей среды на объектах недропользования.

    При осуществлении контрольной деятельности на объектах недропользования компетенция Минприроды России и Роскомнедра и их территориальных органов распределяется следующим образом:

    - Минприроды России осуществляет государственный экологический контроль за воздействием недропользования на состояние атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, естественных ландшафтов, растительного и животного мира, а также на состояние водной среды и дна внутренних водоемов, территориального моря, морей исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации за границей исключительной экономической зоны и участков Мирового океана, закрепленных за Российской Федерацией;

    - Роскомнедра осуществляет государственный контроль за рациональным использованием недр при недропользовании ниже подошвы слоя почвы и донного ила до глубины, доступной для геологического изучения и освоения. Контроль осуществляется на площадках, определенных лицензиями на право пользования недрами, а также на площадях региональных и других геологических работ, осуществляемых без лицензии.

    Настоящее Соглашение может быть расторгнуто, изменено или дополнено только по согласованию Сторон.

    1. Государственный экологический контроль и контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется на следующих объектах недропользования:

    - геологического изучения недр;

    - добычи полезных ископаемых и использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств;

    - строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    - особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).

    2. Основными направлениями взаимодействия Минприроды России и Роскомнедра в части государственного контроля на объектах недропользования является контроль за:

    - соблюдением недропользователями требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды";

    - выполнением недропользователями условий охраны окружающей среды, установленных в лицензиях на право пользования недрами и согласованных Минприроды России или его территориальными органами;

    - выполнением при осуществлении работ по геологическому изучению недр требований регламентов, методических руководств и иных нормативных документов в части охраны недр, утвержденных Роскомнедра, и в части охраны окружающей природной среды - Минприроды России;

    - соблюдением недропользователями условий размещения извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых, обеспечивающих выполнение требований охраны окружающей природной среды;

    - соблюдением требований охраны окружающей природной среды в пределах участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность в части соблюдения условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных резервов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры.

    3. Распределение функций Минприроды России и Роскомнедра при осуществлении государственного контроля за рациональным использованием, охраной недр и окружающей природной среды.

+----------------------------------------------------------------+
|         Роскомнедра           |       Минприроды России        |
+-------------------------------+--------------------------------|
|              1                |               2                |
+-------------------------------+--------------------------------|
|В рамках государственного      |1. В рамках координации дея-    |
|контроля за рациональным ис-   |тельности специально уполномо-  |
|пользованием и охраной недр    |ченных органов в области охраны |
|осуществляет контроль за:      |окружающей природной среды на   |
|                               |объектах недропользования осу-  |
|- соблюдением всеми пользова-  |ществляет:                      |
|телями недр, независимо от ве- |                                |
|домственной подчиненности и    |- рассмотрение результатов      |
|форм собственности, требований |контрольной деятельности Госге- |
|законодательства о недрах;     |олконтроля на объектах недро-   |
|                               |пользования в части охраны ок-  |
|- выполнением государственных  |ружающей природной среды;       |
|и региональных программ разви- |                                |
|тия и использования минераль-  |- внесение предложений по про-  |
|но-сырьевой базы, а также соб- |ведению внеплановых проверок    |
|людением при производстве гео- |состояния окружающей среды на   |
|логических работ, выполняемых  |объектах недропользования, ока- |
|за счет государственных        |зывающих негативное воздействие |
|средств, требований, методичес-|на природную обстановку;        |
|ких указаний и иных документов,|                                |
|регламентирующих их проведение;|- привлечение специалистов      |
|                               |Госгеолконтроля, в пределах их  |
|- полнотой изучения геологи-   |компетенции, для работы в сос-  |
|ческого строения недр, горно - |таве комиссий по нештатным си-  |
|технических, гидрогеологичес-  |туациям и др.                   |
|ких и других условий разработ- |                                |
|ки разведанных месторождений   |2. Осуществляет государствен-   |
|полезных ископаемых, строитель-|ный экологический контроль за:  |
|ства и эксплуатации подземных  |                                |
|сооружений, не связанных с до- |- выполнением недропользовате-  |
|бычей полезных ископаемых;     |лями экологических требований   |
|                               |законодательства Российской Фе- |
|- соблюдением недропользовате- |дерации на объектах недрополь-  |
|лями установленного законода-  |зования;                        |
|тельством о недрах порядка     |                                |
|пользования недрами, требований|- соблюдением владельцами ли-   |
|(правил, норм) и обязанностей  |цензий на недропользование эко- |
|по рациональному использованию |логических условий, определен-  |
|и  охране недр, условий пользо-|ных в лицензиях, а также лими-  |
|вания недрами, определенных в  |тов выбросов, сбросов загрязня- |
|лицензиях;                     |ющих веществ в окружающую сре-  |
|                               |ду;                             |
|- работами по охране от заг-   |                                |
|рязнения и истощения подземных |- соблюдением норм качества     |
|вод всех типов;                |водной среды и донных отложений |
|                               |и сохранением биологических ре- |
|- правильностью разработки     |сурсов внутренних водоемов,     |
|месторождений в части выемки   |территориального моря, морей    |
|запасов и комплексности исполь-|исключительной экономической    |
|зования полезных ископаемых;   |зоны Российской Федерации при   |
|                               |разведке и разработке минераль- |
|- правильностью разработки и   |ных ресурсов в недрах под этими |
|охраны минеральных ресурсов,   |водными объектами и в недрах    |
|залегающих в недрах под дном   |континентального шельфа Рос-    |

|внутренних водоемов, территори-|сийской Федерации за границами  |
|ального моря, морей исключи-   |исключительной экономической    |
|тельной экономической зоны Рос-|зоны, а также участков дна Ми-  |
|сийской Федерации, континен-   |рового океана, закрепленных за  |
|тального шельфа Российской Фе- |Российской Федерацией;          |
|дерации за границами исключи-  |                                |
|тельной экономической зоны и   |- соблюдением норм экологи-     |
|участков Мирового океана, зак- |ческой безопасности при разме-  |
|репленных за Российской Фе-    |щении (складировании, хранении) |
|дерацией;                      |попутно добываемых, временно    |
|                               |неиспользуемых полезных ископа- |
|- учетом состояния движения за-|емых, вскрышных пород, отходов  |
|пасов и потерь полезных ископа-|горного и перерабатывающих про- |
|емых и содержащихся в них цен- |изводств, а также норм других   |
|ных  компонентов при их добыче,|вредных воздействий, оказывае-  |
|недопущением порчи разрабатыва-|мых недропользователями на ок-  |
|емых и расположенных рядом мес-|ружающую природную среду как в  |
|торождений полезных ископаемых |границах горного отвода, так и  |
|в результате проводимых горных |за его пределами;               |
|работ, соблюдением очередности |                                |
|отработки выемочных единиц, не-|- порядком проведения наблюде-  |
|допущением выборочной отработки|ний в рамках деятельности еди-  |
|месторождений;                 |ной системы экологического мо-  |
|                               |ниторинга;                      |
|- сохранением и учетом попутно |                                |
|добываемых, временно не исполь-|- правильностью исчисления      |
|зуемых полезных ископаемых, ра-|сумм платежей за загрязнение    |
|циональным использованием      |окружающей среды выбросами,     |
|вскрышных пород, отходов горно-|сбросами, размещением отходов   |
|го и перерабатывающего произ-  |недропользования и соблюдением  |
|водств и правильным их размеще-|установленного порядка внесения |
|нием;                          |платежей.                       |
|                               |                                |
|- предотвращением  самовольного|                                |
|пользования недрами,  необосно-|3. Участвует в комиссиях по:    |
|ванной и самовольной  застройки|- приемке выполненных работ по  |
|площадей залегания полезных ис-|ликвидации и консервации пред-  |
|копаемых,  работами по предотв-|приятий по добыче полезных иско-|
|ращению негативных последствий,|паемых и объектов недропользо-  |
|связанных с пользованием недра-|вания, не связанных с добычей   |
|ми  и  отрицательно влияющих на|полезных ископаемых;            |
|сохранность  эксплуатируемых  и|                                |
|находящихся на консервации гор-|- приемке в эксплуатацию        |
|ных выработок и  буровых  сква-|предприятий, осуществляющих до- |
|жин, а также подземных сооруже-|бычу полезных ископаемых и ис-  |
|ний;                           |пользование недр в целях, не    |
|                               |связанных с добычей полезных    |
|- достоверностью и обоснован-  |ископаемых.                     |
|ностью представляемых недро-   |                                |
|пользователями материалов для  |4. Согласовывает материалы по   |
|списания с учета предприятий   |созданию и устанавливает эколо- |
|запасов полезных ископаемых,   |гические требования по содержа- |
|утративших промышленное значе- |нию природных геологических за- |
|ние, потерянных в процессе до- |поведников, стратотипических и  |
|бычи и не подтвердившихся при  |опорных разрезов, отдельных ге- |
|разработке месторождений;      |ологических памятников природы, |
|                               |уникальных скоплений ископаемой |
|- соблюдением установленного   |фауны и флоры и осуществляет    |
|порядка расчета и правильностью|государственный экологический   |

|исчисления размеров платежей за|контроль за их соблюдением.     |
|право пользования недрами;     |                                |
|                               |                                |
|- соблюдением установленных    |                                |
|норм и правил ликвидации и кон-|                                |
|сервации предприятий по добыче |                                |
|полезных ископаемых и объектов |                                |
|недропользования, не связанных |                                |
|с добычей полезных ископаемых. |                                |
+-------------------------------+--------------------------------+

    4. Порядок реализации Соглашения.

    4.1. Взаимодействие осуществляется путем:

    - разработки планов совместных проверок и их проведения на объектах недропользования;

    - разработки нормативных документов, регламентирующих порядок проведения государственного экологического и геологического контроля на объектах недропользования;

    - создания совместных комиссий и проведения оперативных проверок состояния окружающей среды при возникновении нештатных ситуаций на объектах недропользования;

    - обмена оперативной информацией о выявленных нарушениях в части охраны окружающей среды и недр при проведении проверок, выполненных контрольными органами Сторон.

    4.2. Взаимодействие в области государственного контроля Минприроды России и Роскомнедра осуществляется:

    на уровне центральных аппаратов в части:

    - организации совместных проверок на объектах федерального значения и по поручениям Правительства Российской Федерации;

    - совместной подготовки законопроектов, разработки и пересмотра нормативных документов по вопросам государственного экологического и государственного геологического контроля;

    - обмена сводной информацией о результатах контрольной деятельности в области охраны окружающей природной среды на объектах недропользования;

    на уровне территориальных (региональных) органов Минприроды России и Роскомзема в части:

    - организации и проведения на объектах недропользования совместных проверок по направлениям и функциям, перечисленным в п. п. 2 и 3 настоящего Соглашения;

    - обмена информацией о результатах контрольной деятельности в области охраны окружающей природной среды на объектах недропользования;

    - выполнения поручений Минприроды России и Роскомнедра, в том числе проведение совместных оперативных проверок при возникновении нештатных ситуаций.

    4.3. Сроки проведения совместных проверок и перечень рассматриваемых вопросов определяются согласованным годовым планом работ Минприроды России и Роскомнедра.

    4.4. Контрольные органы Минприроды России и Роскомнедра обязуются бесплатно обеспечивать друг друга действующими ведомственными инструкциями, методическими указаниями, другими регламентирующими контрольную деятельность документами, необходимыми для проведения проверок.



Текст документа сверен по:
Экологическое право России.
Сборник норм.прав.документов,
1997 год