Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/2/2519.htm


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 февраля 2003 года N 11636/02
    

    

[Суд сделал вывод, что ФЭК России пунктом 3 постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 26.12.2001 N 76/4 правомерно обязывает РАО "ЕЭС России" заключить договор с ОАО "Лебединский горнообогатительный комбинат" на поставку последнему электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ и оказание связанных с этим услуг, при этом суд не исследовал и не проверил полномочия ФЭК России на принятие названного постановления, в связи с этим дело было передано на новое рассмотрение]

    
    
    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Яковлева В.Ф. - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина АА., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Заярской Л.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юкова М.К., Юхнея М.Ф.-рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Витрянского В.В. на решение суда первой инстанции от 10.06.2002, постановление суда апелляционной инстанции от 23.08.2002 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-13878/02-113-141 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.10.2002 по тому же делу.
    
    В заседании приняли участие представители:
    
    от открытого акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (истца) - Комкова Е.В., Шувалов С.Я.;
    
    от РАО "ЕЭС России" (ответчика) - Кисляков А.М., Смирнов П.С.;
    
    от Центра договоров и расчетов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) - Рихина И.В., Ховрин А.К.;
    
    от открытого акционерного общества "Белгородэнерго" - Лазарев Д.Н., Тропина Н.Д.;
    
    от Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации - Гайфутдинов Р.Р., Динасилов А.А., Мокроусова Е.В.
    
    Заслушав и обсудив доклад судьи Заярской Л.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
    
    Открытое акционерное общество "Лебединский горно-обогатительный комбинат" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к российскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Единая энергетическая система Российской Федерации" (далее - РАО "ЕЭС России") о понуждении заключить договор на оказание услуг по организации функционирования и развития ЕЭС России.
    
    Решением от 10.06.2002 суд первой инстанции удовлетворил требование истца и обязал РАО "ЕЭС России" заключить с ОАО "Лебединский горнообогатительный комбинат" договор в редакции, предложенной последним, сославшись на постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 26.12.2001 N 76/4 "О включении ОАО "Лебединский горнообогатительный комбинат" в перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации".
    
    Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.08.2002 решение оставлено без изменения.
    

    Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 10.10.2002 оставил решение и постановление без изменения.
    
    В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
    
    Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
    
    Статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определены полномочия Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, к числу которых относится и утверждение нормативно-методической основы деятельности органов государственного регулирования тарифов.
    
    В соответствии с предоставленными статьей 5 названного Закона полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением от 12.07.96 N 793 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), из которых следует, что РАО "ЕЭС России" как субъект федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) является организатором функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - ФОРЭМ), а на Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы Российской Федерации возложены функции операторадиспетчера процесса производства передачи электрической энергии (мощности) на ФОРЭМ. Оператор-диспетчер действует на основании договора с РАО "ЕЭС России" как организатором оптового рынка.
    
    Следовательно, Правительство Российской Федерации и РАО "ЕЭС России" как организатор оптового рынка формируют ФОРЭМ, в силу чего РАО "ЕЭС России" не может выступать в качестве субъекта естественной монополии.
    
    Таким образом, ссылка суда на Федеральный закон "О естественных монополиях" неправомерна.
    
    Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора допускается в том случае, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
    
    Обязанность РАО "ЕЭС России" заключить с ОАО "Лебединский горнообогатительный комбинат" договор на поставку электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ и оказание связанных с этим услуг не предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
    
    Судом не установлено, что РАО "ЕЭС России" добровольно принимало на себя такие обязательства.
    
    Удовлетворяя требование ОАО "Лебединский горно-обогатительный комбинат" о понуждении РАО "ЕЭС России" заключить договор на основании постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК России) от 26.12.2001 N 76/4 "О включении ОАО "Лебединский горнообогатительный комбинат" в перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются Федеральной комиссией Российской Федерации", суд сделал вывод, что ФЭК России пунктом 3 упомянутого постановления правомерно обязывает РАО "ЕЭС России" заключить договор с ОАО "Лебединский горнообогатительный комбинат" на поставку последнему электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ и оказание связанных с этим услуг. При этом суды не исследовали и не проверили полномочия ФЭК России на принятие ею названного постановления.
    
    Таким образом, принятые судебные акты нарушают публичные интересы, а поэтому подлежат отмене (пункт 3 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
    
    При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать и дать указанным обстоятельствам юридическую оценку.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    
постановил:
    
    Решение суда первой инстанции от 10.06.2002, постановление суда апелляционной инстанции от 23.08.2002 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-13878/02-113-141 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.10.2002 по тому же делу отменить.
    
    Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Арбитражного суда города Москвы.
    
    

Председательствующий
В.Ф.Яковлев

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка