Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/2/87.htm


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 1999 года


Верховный Суд Российской Федерации признал недействительным (незаконным) и не подлежащим применению со дня его принятия распоряжение Правительства Российской Федерации N 1131-р от 15 июля 1999 года об утверждении Временного порядка производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации в районах Дальнего Востока
(Извлечение)

    
    
    Заявители М., Г. и другие лица, а также институт "Экоюрис", Всероссийское общество охраны природы, Социально-экологический союз и иные организации обратились в Верховный Суд РФ с требованием признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации N 1131-р от 15 июля 1999 года об утверждении Временного порядка производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экологической зоны Российской Федерации в районах Дальнего Востока (далее - Временный порядок), считая, что упомянутое распоряжение Правительства Российской Федерации принято с нарушением требований ст.11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе".
    
    По их мнению, в результате несоблюдения установленного законом порядка принятия названного правового акта (без предварительного проведения государственной экологической экспертизы) были нарушены гарантии экологической безопасности общества и окружающей среды в случае его реализации. Временный порядок, разрешающий отведение в море сточных вод, содержащих технологические продукты нормальной эксплуатации буровых установок, в том числе отработанные буровые растворы на водной основе, сброс в море выбуренного грунта в смеси с морской водой, имеющего в себе нефть, как они считали, нарушает также и требования ст.144 Водного кодекса Российской Федерации.
    
    Разрешение сброса сточных вод и буровых отходов по сути в местах концентрации основных запасов морепродуктов Российской Федерации и в местах обитания редких видов животных и растений создает реальную угрозу нанесения непоправимого экологического и экономического ущерба государству и его населению.
    
    Представитель Правительства Российской Федерации просил об оставлении жалоб без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое распоряжение не требует проведения экологической экспертизы, поскольку им утверждены фактически ранее действовавшие нормы сброса в море выбуренного грунта и других технологических продуктов бурения. Проект распоряжения согласован со всеми заинтересованными ведомствами и в результате его реализации какого-либо вредного воздействия на окружающую природную среду оказано не будет.
    
    Верховный Суд РФ 28 сентября 1999 года жалобы удовлетворил по следующим основаниям.
    
    В соответствии со ст.11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
    
    Как установлено судом, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 1131-р был утвержден Временный порядок производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации в районах Дальнего Востока, которым установлены правила отведения (удаления) в море сточных вод и технологических продуктов бурения, образующихся при бурении разведочных скважин, в том числе в смеси с морской водой, в соответствии с временно согласованными нормами сброса и содержания нефти в выбуренном грунте.
    
    По утверждению заявителей и их представителей, по проекту данного распоряжения Правительства об утверждении Временного порядка государственная экологическая экспертиза не проводилась, хотя ее проведение обязательно, так как реализация проекта может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
    
    Материалами дела, в том числе представителем Правительства, это не опровергнуто. В судебном заседании он не оспаривал того обстоятельства, что экологическая экспертиза проекта распоряжения не проводилась.
    
    При таких данных упомянутое распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Временного порядка как принятое с нарушением требования закона не может быть признано правомерным.
    
    Довод представителя Правительства Российской Федерации о том, что утвержденный распоряжением Правительства Временный порядок фактически исходит из норм и правил охраны морской среды в рамках действующего законодательства, распространяет на внутренние морские воды, территориальное море и исключительную экономическую зону Российской Федерации правила нормирования, ранее применяемые к этим объектам, вводит дополнительные запретительные и ограничительные нормы по предотвращению загрязнения морской среды и имеет целью обеспечить отсутствие негативного воздействия на окружающую природную среду, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии со ст.11 названного выше Закона по всем перечисленным обстоятельствам и должно быть соответствующее заключение государственной экологической экспертизы, которое не может быть заменено различного рода согласованиями с заинтересованными в этом вопросе ведомствами.
    
    То обстоятельство, что проект распоряжения Правительства являлся объектом государственной экологической экспертизы, по существу, следует и из содержания представленного письменного отзыва Министерства природных ресурсов Российской Федерации 17 сентября 1999 года на поступившие в суд жалобы.
    
    Ссылка представителя Правительства при этом на то, что утвержденный Временный порядок не освобождает предприятия и организации от проведения экологической экспертизы конкретных проектов буровых работ, а поэтому не скажется отрицательно на состоянии морской среды, не может быть признана убедительной.
    
    Данные обстоятельства в силу ст.11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не являлись основанием к освобождению от проведения государственной экологической экспертизы самого проекта распоряжения и именно эта экспертиза, а не представитель Правительства Российской Федерации, должна ответить на вопрос об отсутствии отрицательного воздействия на окружающую среду в случае последующей реализации распоряжения.
    
    Верховный Суд РФ жалобы заявителей удовлетворил, распоряжение Правительства Российской Федерации N 1131-р от 15 июля 1999 года об утверждении Временного порядка производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации в районах Дальнего Востока признал недействительным (незаконным) и не подлежащим применению со дня его принятия.
    
    В кассационном порядке решение не обжаловалось и не опротестовывалось.
    
    
    

Текст документа сверен по:
"Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации",
N 10, 2000 год