Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/1200034995.htm

 

ХЕЛЬСИНКСКАЯ КОМИССИЯ

Комиссия по охране морской природной среды Балтийского моря

    
РЕКОМЕНДАЦИЯ 23/5*

Сокращение сбросов с городских территорий посредством правильного
регулирования системы ливневых стоков

________________
    * заменяет Рекомендации ХЕЛКОМ 5/1, 17/7

    
    
Принята 06.03.02
в соответствии со Статьей 20, Параграф 1 b)
Хельсинкской Конвенции

    
    
    КОМИССИЯ,
    
    НАПОМИНАЯ Параграф 1 Статьи 6 Конвенции по защите морской окружающей среды района Балтийского моря 1992 г. (Хельсинкская конвенция), согласно которой Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательства предотвращать и устранять загрязнение района Балтийского моря от наземных источников,
    
    ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ также Статью 3 Хельсинкской Конвенции, в соответствии с которой Договаривающиеся Стороны должны индивидуально или совместно принять все законодательные, административные и другие соответствующие меры, чтобы предотвратить и ликвидировать сброс загрязнений с целью обеспечения экологического восстановления района Балтийского моря,
    
    НАПОМИНАЯ Статью 5 Конвенции по защите окружающей морской среды района Балтийского моря 1992 г. (Хельсинкская Конвенция) согласно которой Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательства предотвращать и ограничивать загрязнение района Балтийского моря, вызываемое вредными веществами,
    
    НАПОМИНАЯ далее, что Министерская Декларация 1988 года 9-го Заседания Хельсинкской Комиссии призывает к значительному снижению сброса загрязнений от наземных источников,
    
    ПОМНЯ, что причиной значительной части загрязнения окружающей морской среды нефтепродуктами являются сбросы ливневых вод, загрязненных нефтепродуктами,
    
    ОСОЗНАВАЯ необходимость ограничения уровня загрязнения нефтепродуктами, поступающими со стоками ливневых вод, применением эффективной обработки вод, загрязненных нефтепродуктами,
    
    НАПОМИНАЯ ТАКЖЕ Рекомендацию ХЕЛКОМ (7/3), касающуюся уменьшения стоков с городских территорий путем развития систем канализации,
    
    ПРИЗНАВАЯ необходимость ограничения вредных воздействий, вызванных сбросами ливневых вод в Балтийское море,
    
    ПРИЗНАВАЯ также необходимость совершенствования существующих канализационных систем,
    
    ЖЕЛАЯ ограничить загрязнение, вызванное непригодными канализационными системами
    
    РЕКОМЕНДУЕТ Правительствам Договаривающихся Сторон Хельсинкской Конвенции следующее:     


    А. Снижение сбросов с городских территорий с помощью правильного управления системами ливневых стоков.
    
    1. Должны быть предприняты меры, необходимые для предотвращения ухудшения качества ливневых вод, непосредственно в источнике загрязнения (например, эффективная сухая уборка улиц и снижение уровня свинца в бензине).
    
    2. В зависимости от специфики загрязнения ливневых вод, должны быть приняты все возможные меры для минимизации объема ливневых вод, поступающих в комбинированную и раздельную канализационные систем (минимизация объемов посредством, например, локальных инфильтрационных систем, если это позволяют геологические условия)
    
    3. Загрязненные ливневые воды, поступающие с сильно загрязненных промышленных территорий (погрузка, разгрузка, хранение) должны быть обработаны отдельно; используемые меры могут основываться на местных исследованиях и рассмотрении каждого конкретного случая.
    
    4. Если в районе с раздельной канализационной системой ливневые воды собираются с территорий с высоким уровнем движения автотранспорта и с других территорий, где первый поток ливневых вод особо загрязнен, необходимо:
    
    - обеспечить наличие оборудования для уравнивания потоков, при поступлении первого, наиболее грязного потока ливневых вод, всякий раз, когда это возможно;
    
    - по возможности очищать данные стоки отдельно в специальных установках для очистки ливневых вод или на станции по очистке сточных вод, что более подходит.
    
    5. В районах с комбинированной системой канализации нельзя допускать, в среднем, более 10 переливов в год или объем переливов должен быть ограничен 10% от общей нагрузки, поступающей в систему канализации (несколько случаев перелива в течение одного дня должны рассматриваться как один случай). Данную цель можно достичь проектированием канализационной системы, предусматривающим накопительное оборудование*; дальнейшая цель будет заключаться в удержании первого (наиболее загрязненного) объема перелива для последующей отдельной очистки. Для снижения количества загрязнений, поступающих с переливами, выпуски комбинированных канализационных труб необходимо оборудовать соответствующими установками для очистки.

_______________

    * Опыт показывает, что самым простым способом выразить нагрузку загрязнения, вызванную переливами комбинированной системы канализации, является использование косвенных определений частоты, т.е. количества переливов в год, поскольку, таким образом, отпадает необходимость ставить сложную задачу определения качества перелива комбинированной системы канализации в каждом конкретном случае.
         


    Б. Ограничение содержания нефтепродуктов в ливневых водах
    
    6. Сточные воды, образующиеся в процессе переработки нефти, охлаждающие и прочие воды, поступающие от промышленных предприятий, станций техобслуживания, механических цехов и прочих предприятий, а также ливневые воды с территорий, на которых разливаются или хранятся нефтепродукты, не должны подключаться к системам ливневой канализации или сбрасываться в приемник без эффективных мер контроля за загрязнением воды;
    
    7. Воды, загрязненные нефтепродуктами от заводов и районов, уже подключенных к системе ливневой канализации, необходимо без промедления исследовать и принять соответствующие меры, включая, например:
    
    - сбор отходов нефтепродуктов непосредственно у источника;
    
    - сбор и отдельная очистка сточных вод, загрязненных нефтепродуктами;
    
    - ограничение количества сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, сбрасываемых в системы ливневых стоков; и
    
    - подключение, в случае необходимости, предварительно очищенных вод к городской канализации.
    
    РЕКОМЕНДУЕТ, чтобы эта Рекомендация вступила в силу после ее принятия вместе с положениями А.2-А.5, относящимися только к новым и модернизированным канализационным системам (созданным после 1 января 1998 г.)
    
    ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕТ Договаривающимся Сторонам представлять отчет Комиссии каждые три года, начиная с 2006 года, с предоставлением данных, начиная с 2004 года.
    
    РЕШИЛА, что данную Рекомендацию следует пересмотреть в 2007 году.
    
    

Отчетный формат к рекомендации ХЕЛКОМ 23/5
Сокращение сбросов с городских территорий посредством
правильного регулирования системы ливневых стоков

    

Лидирующая страна: Швеция

Страна:

Год:

А. Снижение сбросов сточных вод с городских территорий с помощью правильного управления системами ливневых стоков

Были ли предприняты шаги по предотвращению и минимизации ухудшения качества ливневых вод в их источнике, например:

а) Сухая уборка улиц?

Да

Нет

Частично

Не известно

Если только частично, пожалуйста, дайте оценку, в какой степени (в %)


b) Другие меры?

Да

Нет

Частично

Не известно

Если да, опишите эти меры


2. Используются ли локальные системы инфильтрации для уменьшения объема ливневых вод, поступающих в комбинированные системы канализации?

Да

Нет

Частично

Не известно

Если это так, опишите их и ваш опыт их применения.


3. Загрязненные ливневые воды подвергаются очистке отдельно?

Да

Нет

Частично

Не известно

Если обрабатываются только частично, пожалуйста, опишите до какой степени и в каких случаях / на каких территориях


4. Если сточные ливневые воды в районе с раздельной системой канализации собираются с территорий с высоким уровнем движения автотранспорта или с других территорий, где первый поток ливневых вод особенно загрязненный:

а) используется ли оборудование по уравниванию потоков ливневых вод?

Да

Нет

Частично

Не известно

Если используются только частично, пожалуйста, опишите в какой степени и в каких случаях / на каких территориях


b) В тех случаях, когда возможно, очищается ли эта вода отдельно на специальном оборудовании по очистке ливневых вод или на очистных сооружениях?

Да

Нет

Частично

Не известно

Если обрабатываются только частично, пожалуйста, опишите в какой степени и в каких случаях / на каких территориях


5. Собираются ли отходы нефтепродуктов, поступающие от промышленных предприятий, станций техобслуживания, механических цехов, а также ливневые воды с территорий, где разливаются или хранятся нефтепродукты, и от прочих источников таким образом, что не поступают в системы ливневых стоков?

Да

Нет

Частично

Не известно

Если собираются только частично, пожалуйста, опишите, в какой степени и в каких случаях/от каких источников


6. Собираются ли и подвергаются очистке отдельно сточные воды, загрязненные нефтепродуктами, поступающие от промышленных предприятий, станций техобслуживания, механических цехов, а также ливневые воды с территорий, где разливаются или хранятся нефтепродукты и от прочих источников перед их выпуском в системы ливневых стоков и городскую канализацию?

Да

Нет

Частично

Не известно

Если собираются/обрабатываются только частично, пожалуйста, опишите, в какой степени и в каких случаях на каких территориях / предприятиях


7. Если нефтепродукты все же поступают в системы ливневых стоков, подвергаются ли такие воды очистке перед сбросом в приемник?

В случае аварии

Да

Нет

Частично

Не известно

При ежедневной утечке

Да

Нет

Частично

Не известно

Если обрабатываются только частично, пожалуйста, опишите, в какой степени и в каких случаях / на каких территориях


8. Укажите меры, применяемые на государственном уровне, для ввода в действие Рекомендации:

- через общие рекомендации в национальном законодательстве;

- через принятие специальных поправок к существующему национальному законодательству;

- путем принятия административных или иных мер. Пожалуйста, укажите, каких.

Укажите возможные проблемы на государственном уровне, появившиеся в процессе ввода в действие Рекомендации:


    
    
    
Текст документа сверен по:
Сборник Рекомендаций Хельсинкской Комиссии.
СПб, 2002