Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/9011771.htm


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 25 апреля 1995 года N С5-7/ОЗ-236


[О Федеральном законе РФ "Об особо охраняемых
природных территориях]


    Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 15 февраля 1995 года приняла Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", который подписан Президентом Российской Федерации 14 марта 1995 года и вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 22 марта 1995 года).

    1. Названный Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

    При этом предусмотрено, что отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. А имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом (п.п.2, 3 ст.1).

    2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений эти территории подразделяются на различные категории, которые могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В зависимости от значимости территорий они могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований (ст.2).

    3. В Федеральном законе даны понятия особо охраняемых природных территорий, определены стоящие перед ними задачи, порядок образования, режим особой охраны, названы источники финансирования, а также предусмотрены особенности их правового положения.

    В частности, установлено, что государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями (п.1 ст.11, п.1 ст.16, п.1 ст.20). При этом государственные природные заповедники и национальные парки создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения, а природные парки - в форме финансируемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации природоохранного учреждения.

    Причем, предусмотрено, что содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, определяемом статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из данного Федерального закона (п.8 ст.2).

    4. Раздел IX Федерального закона посвящен организации охраны особо охраняемых природных территорий, где установлено, что директора государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих заповедников и парков (п.2 ст.33).

    Определены права государственных инспекторов, а также главных государственных инспекторов и их заместителей по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков. В частности, главным государственным инспекторам и их заместителям предоставлено право налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, а также предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков (п2 ст. 34).
    Такие иски, как нам представляется, могут предъявляться в арбитражный суд главными государственными инспекторами и их заместителями от имени возглавляемых ими государственных природных заповедников и национальных парков (ст.33), являющихся некоммерческими организациями с правами юридического лица (ст.ст.11, 16).
    Кроме того, установлено, что государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природой среды (п.3 ст.34).

    5. В части ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается административная ответственность граждан и должностных лиц за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (п.1 ст.36).

    Предусматривается также возможность установления законодательством Российской Федерации уголовной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий (п.2 ст.36).

    Вред, причинный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление (п.3 ст.36).

    Данная информация направляется для сведения и учета при рассмотрении соответствующих категорий дел.


О.В.Бойков


    Текст документа сверен по:     официальная рассылка