Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/9011797.htm


ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ

ПИСЬМО

N 24-8-3/1-2 от 5 мая 1992 г.

Методические рекомендации по проведению
экспертизы проектов детальной планировки
жилых районов


    1. Общие положения

    Настоящие методические рекомендации составлены в помощь специалистам, осуществляющим экспертизу проектов детальной планировки жилых районов городов и поселков.

    Проекты детальной планировки разрабатываются на основании утвержденного генерального плана населенного пункта. Для малых городов, рабочих, курортных и дачных поселков проекты детальной планировки могут совмещаться с проектами генеральных планов населенных пунктов.

    Основной целью проекта детальной планировки является уточнение в более крупном масштабе решений генерального плана города (поселка) по планировочной организации и функциональному зонированию территории жилого района с установлением красных линий, определению основных объемов жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства, этажности и характера застройки, зонам охраны памятников истории и культуры.

    В составе проекта детальной планировки устанавливаются:

    система красных линий;

    функциональное зонирование территории;

    строительное зонирование территории (основные решения по этажности и характеру застройки);

    объемы жилищного строительства;

    объемы строительства и принципы размещения объектов культурно-бытового и коммунального назначения;

    объемы строительства инженерных сооружений и магистральных инженерных коммуникаций;

    последовательность освоения территории и очередность строительства.

    В проекте детальной планировки в соответствии с Законом РСФСР "О плате за землю" и "Порядком определения ставок земельного налога с нормативной цены земли", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1992 г. N 112, рекомендуется определять показатели градостроительной ценности территории для дифференциации средней ставки земельного налога для рассматриваемой территории с учетом:

    доступности к центру города, местам трудовой деятельности, общественному транспорту, объектам культуры и бытового обслуживания населения;

    уровня инженерного оборудования и благоустройства территории и застройки;

    уровня развития сферы культурно-бытового обслуживания населения;

    эстетической, исторической ценности застройки и ландшафтной ценности территории;

    состояния окружающей среды, санитарных и микроклиматических условий;

    инженерно-геологических условий строительства и степени подверженности территории разрушительным природным воздействиям;

    рекреационной ценности территории и др.

    В проекте детальной планировки также рассматриваются в качестве обоснований указанных решений вопросы архитектурно-планировочной и объемно-пространственной организации территории, ее благоустройства и озеленения, организации транспортного и пешеходного движения, охраны и использования памятников истории и культуры, охраны и улучшения окружающей среды, инженерной подготовки и вертикальной планировки территории.

    2. Организация и порядок рассмотрения проектов

    2.1. Проверяется наличие (комплектность) документации в соответствии с требованиями раздела 6 Инструкции ВСН 38-82.

    По согласованию с заказчиком и в соответствии с заданием на проектирование возможна разработка дополнительных материалов или сокращение объема проекта.

    2.2. Устанавливается соответствие проекта заданию на проектирование, решениям генерального плана и требованиям строительных норм и правил застройки.

    При этом необходимо исходить из того, что решениями проекта детальной планировки должны быть учтены природно-климатические и социально-экономические особенности района, его историческое и культурное наследие, а также градостроительная ценность территории. Осуществление решений проекта должно обеспечить комфортную для проживания городскую среду. Особое внимание должна быть уделено влиянию рыночных отношений на решение градостроительных проблем (удобство приватизации зданий, а также предоставление во владение, пользование участков и сооружений).

    2.3. Обязательному рассмотрению подлежат основные технико-экономические показатели проекта детальной планировки жилого района в соответствии с приложением 9 ВСН 38-82.

    2.4. Дается оценка предлагаемой планировочной структуры жилого района, объемно-пространственному и архитектурно-художественному решению застройки. При этом особое внимание должно быть уделено:

    обоснованности функционального зонирования территории, имея при этом в виду учет природных факторов (ландшафт, гидрогеологические, другие условия рационального природопользования и ресурсосбережения),градостроительную ценность территории и градостроительную ситуацию;

    формированию архитектуры основных композиционных узлов, улиц и площадей;

    обоснованности зонирования по этажности и силуэтным решениям в связи со сложившейся градостроительной ситуацией (архитектура существующей застройки, наличие памятников архитектуры, сноса и т.д.), состоянием строительной базы;

    рациональности решений по системе культурно-бытового обслуживания, увязке ее со структурой уличной сети и пешеходных связей, возможность удобной приватизации за счет строительства в первую очередь небольших предприятий торговли и общественного питания и др.;

    обеспечению четкой планировочной структуры жилой зоны с формированием микрорайонов, кварталов, системы территорий для разных групп населения, системы стоянок для автомобилей личного пользования, гаражей и т.д.;

    достижению комплексности застройки по очередям строительства.

    3. Результаты анализа, выводы и предложения

    Критериями оценки качества проектов детальной планировки жилых районов должны являться:

    соответствие решений заданию на проектирование, генеральному плану города и поселка. Отклонения должны быть согласованы с проектной организацией-разработчиком генерального плана и администрацией города (района), утвердившей генеральный план;

    соответствие проектов детальной планировки нормативным требованиям. При отклонении от них проекты могут быть рекомендованы к утверждению в исключительных случаях, только при условии согласования с местными органами санитарного надзора, пожарной охраны, архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями;

    обоснованность архитектурно-градостроительных решений.

    Проекты детальной планировки рассматриваются на заседании архитектурно-градостроительного Совета при главном архитекторе города, а в особо сложных случаях - на заседаниях архитектурно-градостроительного Совета при главном архитекторе республики в составе Российской Федерации, края, области.

    В заключении экспертизы даются предложения по устранению недостатков и улучшению качества проекта. В заключении может быть сделан один из выводов: "согласование без замечаний" или "на доработку". После доработки проекта возможна при необходимости повторная экспертиза. (Снятие замечаний, не требующих кардинальной переработки проекта, целесообразно в процессе экспертизы и составления экспертного заключения.

    Макет-эталон экспертного заключения по проекту детальной планировки жилого района прилагается.


    Утверждаю:

    Начальник управления (бюро) вневедомственной государственной экспертизы

    "____" ____________ 199 __ г.

    Подпись _____________________


Экспертное заключение N
по проекту детальной планировки жилого района


    1. Заказчик проекта

    2. Проектная организация

    3. Основание для проектирования:

    решение городской (районной) администрации (дата и N решения);

    задание на проектирование (дата выдачи и кем);

    генеральный план города (поселка),утвержденный (дата, N утверждения и кем).

    4. Данные о согласованиях рассматриваемого проекта (дата согласований и кем).

    5. Описание существующего положения и проектных решений в увязке с генеральным планом города (поселка) по следующим основным вопросам:

    градостроительная ситуация и размещение района в системе города (поселка);

    рельеф, инженерные и гидрогеологические условия строительства, экологическая ситуация и др.;

    функциональное зонирование и баланс территории;

    архитектурно-планировочная организация территории и система красных линий в увязке с решениями генерального плана;

    этажность и характер застройки;

    охрана окружающей среды, памятников истории и культуры;

    численность населения, объемы строительства жилья и зданий культурно-бытового и коммунального назначения по микрорайонам;

    плотность застройки по микрорайонам;

    основные решения по инженерной подготовке территории и вертикальной планировке;

    организация движения транспорта и пешеходов, сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств;

    сооружения и магистральные коммуникации инженерного оборудования территории;

    база строительства;

    последовательность освоения территории и очередность строительства;

    основные технико-экономические показатели проекта детальной планировки в соответствии с приложением N 9 Инструкции ВСН 38-82, а также показатели градостроительной ценности территории для дифференциации ставки земельного налога по отдельным территориям района.

    6. Замечания и предложения государственной вневедомственной экспертизы.

    В эту часть заключения вносятся замечания по результатам рассмотрения проекта в соответствии с перечнем вопросов, изложенных в п.5.

    Особое внимание при этом следует обратить на факты отклонения проектных решений от действующих нормативных документов, задания на проектирование, решений генерального плана.

    7. Выводы и предложения.

    В итоге экспертного заключения делается вывод о согласовании проекта или необходимости его доработки по замечаниям заключения до утверждения проекта. При необходимости предлагается представить проект на дополнительное рассмотрение.

    8. Заключение подписывается ведущим экспертом и экспертами, участвовавшими в экспертизе проекта. Заключение утверждается руководителем управления (бюро) государственной вневедомственной экспертизы.


    Срок действия настоящих Методических рекомендаций устанавливается до ввода в действие разрабатываемых в настоящее время нормативных документов и Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.



    Текст документа сверен по:
    "Бюллетень строительной техники"     N 7, 1993 г.