Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901820027.htm

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2002 года N 6500/01


[В случае, если спорные земли не изымались из земель лесного фонда, суду следует установить, на каких правовых основаниях санаторий пользуется участками лесного фонда и является ли он тем лицом, которое в соответствии с требованиями статьей 17 и 104 Лесного кодекса Российской Федерации должен платить лесные подати]

    
    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2000 по делу N А76-7309/00-9-295 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.12.2000 по тому же делу.
    
    Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
    
    Чебаркульский опытный лесхоз (далее - лесхоз) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к арендному предприятию "Санаторий "Кисегач" (далее - санаторий) о взыскании лесных податей в размере 164434 рублей 20 копеек.
    
    Решением от 26.07.2000 в иске отказано.
    
    Постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2000 решение отменено, иск удовлетворен.
    
    Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 05.12.2000 постановление апелляционной инстанции оставил без изменений.
    
    В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные постановления судов апелляционной и кассационной инстанций отменить, решение суда первой инстанции от 26.07.2000 оставить в силе.
    
    Президиум считает, что все названные судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
    
    Администрация города Чебаркуля Челябинской области постановлением от 13.10.93 N 289 (пункт 3) закрепила за Фондом имущества совета федерации профсоюзов Челябинской области (далее - фонд) 67 га земель особо ценных, рекреационного назначения, занятых санаторием. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Чебаркуля выдал государственный акт о предоставлении названных земель фонду в бессрочное (постоянное) пользование для санатория, который с апреля 1994 года зарегистрирован в качестве арендного предприятия.
    
    В абрисе Чебаркульского лесхоза от 01.12.2000 указано, что 47 га леса, переданных в пользование санаторию, относится к первой и второй зонам округов санитарной охраны курортов (леса первой группы).
    
    В соответствии с постановлением от 26.02.98 N 231 "Об утверждении ставок лесных податей" Законодательного собрания Челябинской области лесхоз начислил санаторию к уплате сумму лесных податей за пользование участком лесного фонда с 26.02.98 по 25.11.99 в размере 164434 рублей 20 копеек.
    

    Поскольку санаторий отказался от уплаты податей, лесхоз обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
    
    Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что санаторий имеет земли на праве бессрочного пользования и не должен платить лесные подати.
    
    Апелляционная инстанция, удовлетворяя исковые требования, мотивировала судебный акт осуществлением лесопользования в Российской Федерации на платной основе.
    
    Суд кассационной инстанции согласился с этим доводом.
    
    Однако судебные акты приняты при неполном исследовании обстоятельств по делу.
    
    В силу статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 04.02.97) платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.
    
    Судами не выяснен вопрос о том, относится ли лес первой группы, расположенный на землях, используемых санаторием, к лесному фонду, либо он изъят в установленном порядке.
    
    В материалах дела отсутствуют разрешительные документы Правительства Российской Федерации или иного соответствующего органа об изъятии этих земель из земель лесного фонда и передаче их в пользование санаторию.
    
    В случае, если названные земли не изымались из земель лесного фонда, суду следует установить, на каких правовых основаниях санаторий пользуется участками лесного фонда и является ли он тем лицом, которое в соответствии с требованиями статьей 17 и 104 Лесного кодекса Российской Федерации должен платить лесные подати.
    
    При новом рассмотрении дела суд должен определить возможность применения к возникшим правоотношениям решения Челябинского областного суда от 19.02.01 о признании подпункта "б" пункта 5 приложения N 2 к постановлению Законодательного собрания Челябинской области от 25.11.99 N 708 "Об утверждении ставок лесных податей" для санаториев и курортов противоречащим федеральному законодательству.
    
    Кроме того, для полного выяснения обстоятельств дела суду следует рассмотреть вопрос о возможности привлечения в качестве третьего лица администрации Челябинской области.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    

постановил:

    
    Решение от 26.07.2000, постановление апелляционной инстанции от 20.09.2000 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-7309/00-9-295 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.12.2000 по тому же делу отменить.
    
    Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Челябинской области.
    
    

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.Яковлев

    
    
    

Текст документа сверен по:
рассылка