Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901838734.htm


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 января 2003 года N 69-р


[О Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации
на 2002-2010 годы]

(с изменениями на 28 сентября 2007 года)

____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 года N 1305-р.
____________________________________________________________________

    

    1. Одобрить Концепцию развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы (прилагается).

    2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития лесного хозяйства учитывать положения Концепции, одобренной настоящим распоряжением.


Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов



ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 января 2003 года N 69-р
(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 28 сентября 2007 года N 1305-р
-
см. предыдущую редакцию)



КОНЦЕПЦИЯ
развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года

I. Введение

    Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50 процентов общего объема промышленной продукции соответствующих регионов. В целом по Российской Федерации этот показатель составляет около 4 процентов.

    Организация рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является стратегически важной задачей.

    В Российской Федерации общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2002 г. составляла 1,2 млрд. гектаров (69 процентов территории страны), запасы древесины в лесах - 82 млрд. куб. метров (свыше четверти мировых запасов), потенциальный ежегодный объем заготовки древесины - более 500 млн. куб. метров.

    С 2003 года проведена работа по совершенствованию лесного законодательства по вопросам разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, совершенствованию организационной структуры управления лесным хозяйством, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

    За 2003-2006 годы было осуществлено:

    лесовосстановление - на общей площади 3082,4 тыс. гектаров (45 процентов объема, предусмотренного Концепцией на период с 2003 по 2010 год), в том числе посев и посадка леса - 745,3 тыс. гектаров;

    ввод молодых древостоев в категорию ценных лесных насаждений - 4600,9 тыс. гектаров (49 процентов);

    строительство дорог лесохозяйственного назначения - 2259,9 км (42 процента);

    лесоустройство - 146,6 млн. гектаров, лесоинвентаризация 50,3 млн. гектаров, мониторинг состояния лесного фонда - 154 млн. гектаров (46 процентов).

    В целях оперативной оценки пожарной опасности в лесах и своевременного принятия мер с 2003 года ежегодно на площади 560 млн. гектаров проводится космический мониторинг лесных пожаров.

    Площадь лесных земель, подвергшаяся пожарам, с 2003 года сократилась в 1,7 раза, количество лесных пожаров - в 1,14 раза, ущерб от лесных пожаров - в 8 раз.

    Вместе с тем увеличение объемов рубок главного пользования не достигнуто. На высоком уровне сохраняется объем незаконных рубок.

    Изменения в системе государственного управления, произошедшие в стране в ходе осуществления административной реформы, бюджетно-финансовой реформы, разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, затронули и сферу лесных отношений. Указанные обстоятельства, а также необходимость существенного повышения эффективности и объемов использования лесов, совершенствования арендных отношений, решения задач по развитию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создания благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор потребовали принятия нового Лесного кодекса Российской Федерации.

    Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в торговле продукцией глубокой переработки древесины от ведущих стран мира. В настоящее время потребление лесобумажной продукции в России находится на относительно низком уровне и в значительной мере зависит от степени деловой активности в смежных отраслях промышленности, а также на потребительском рынке. В структуре экспорта лесобумажной продукции России лесоматериалы круглые составляют более 32 процентов, что свидетельствует прежде всего о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины.

    Несмотря на указанные негативные тенденции, огромные возобновляемые запасы лесных ресурсов и конкурентные преимущества позволяют прогнозировать возможность обеспечения России соответствующего ее потенциалу места в мировом товарообороте лесной продукции.

    Развитие промышленности и строительного сектора в совокупности с ростом реальных доходов населения будет способствовать увеличению спроса на все виды лесобумажной продукции на внутреннем рынке. Приоритетным направлением станет развитие новых сегментов спроса на древесину в сфере энергетики и строительства, включая:

    развитие деревянного домостроения в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";

    развитие массового производства деревянных клееных конструкций;

    применение энергоносителей древесного происхождения в качестве альтернативных источников топлива для коммунальной энергетики.

    В целях улучшения качества лесов, расположенных на землях лесного фонда, за период 2007-2010 годов необходимо обеспечить сбалансированность объемов лесовосстановления в зависимости от площади вырубленных, погибших и поврежденных лесов, необходимо улучшить санитарное состояние лесов, своевременно проводить противопожарное обустройство лесов и снизить опасность лесных пожаров, обеспечить ежегодную оценку состояния лесов путем проведения государственной инвентаризации лесов.

    

II. Цели и задачи развития лесного хозяйства Российской Федерации
на 2007-2010 годы. Этапы реализации Концепции


    Принятие Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) обусловило необходимость изменения Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы в части корректировки задач, направлений развития лесного хозяйства и комплекса мероприятий по ее реализации на 2007-2010 годы.

    Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.

    Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

    подготовка актов, необходимых для реализации Лесного кодекса Российской Федерации, включая нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты и акты субъектов Российской Федерации;

    организация управления в области лесных отношений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (передача в установленном порядке лесхозов субъектам Российской Федерации, формирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, организация финансирования расходов, связанных с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации, организация мониторинга реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передается субъектам Российской Федерации);

    организация эффективного межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по пресечению незаконных заготовок, оборота незаконно заготовленной древесины и иных противоправных посягательств в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда и земель иных категорий;

    повышение эффективности использования лесов за счет вовлечения в эксплуатацию неосвоенных лесных массивов, развития долгосрочных арендных отношений, стимулирования привлечения инвестиций в освоение лесов и увеличения объемов использования малоценной древесины;

    обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

    повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;

    совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода.

    Реализация настоящей Концепции предусматривается в 2 этапа.

    На первом этапе (2007 год) в Российской Федерации должна быть сформирована система лесных отношений и управления лесами на принципиально новой правовой и организационной основе функционирования, характеризующаяся дальнейшей децентрализацией управления лесами и повышением ответственности лесопользователей за сохранение и устойчивое развитие лесов, в том числе путем:

    передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

    передачи в собственность субъектов Российской Федерации имущества лесхозов и территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства;

    формирования в субъектах Российской Федерации уполномоченных органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия;

    создания новых территориальных единиц управления лесами лесничеств и лесопарков.

    На втором этапе (2008-2010 годы) необходимо осуществить планомерное развитие лесного хозяйства на основе новой системы государственного управления лесами, внедрения достижений науки и техники, широкого использования геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциала лесов России.

    

III. Основные направления развития лесного хозяйства
Российской Федерации до 2010 года

    С целью создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, должны быть приняты дополнительные меры развития лесного хозяйства по следующим направлениям.

    

Повышение эффективности государственного управления лесами

    Повышение эффективности государственного управления лесами обеспечивается в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации путем:

    разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области лесных отношений;

    совершенствования лесного планирования;

    совершенствования организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

    совершенствования государственного лесного контроля и надзора, введения мониторинга реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передается субъектам Российской Федерации.

    Упорядочение управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также развитие рыночных отношений требуют совершенствования деятельности лесничеств и лесопарков.

    Основными задачами лесничеств и лесопарков должны являться:

    реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках;

    организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов, а также рационального использования земель лесного фонда;

    организация охраны и защиты лесов, а также охраны объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;

    обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, улучшению их породного состава и повышению продуктивности;

    сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;

    сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда и в лесах, расположенных на землях иных категорий;

    обеспечение соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка использования лесных участков, а также выполнения иных требований, установленных лесным законодательством.

    Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также ведение лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, проводят скоординированную политику в области лесных отношений.

    

Совершенствование организации использования лесов

    Предполагается увеличение объема использования лесов путем вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий, а также путем повышения интенсивности использования лесов в освоенных лесах за счет более полного использования ресурсов древесины лиственных пород и других лесных ресурсов.

    В современных социально-экономических условиях наиболее целесообразным является использование ресурсов в европейской части России, на Урале и в южных районах Сибири и Дальнего Востока. Приоритет в дальнейшем развитии использования лесов должен быть отдан европейской части России и Уралу (несмотря на их меньший ресурсный потенциал по сравнению с другими регионами) в связи с близостью лесных ресурсов к потребителям и рынкам сбыта, относительно развитой транспортной сетью и инфраструктурой различных отраслей. Леса этого региона имеют многоцелевое значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.

    Для повышения эффективности использования лесов в европейской части России и на Урале необходимо обеспечить выращивание лесных насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу продуцирующей площади, в том числе за счет расширения практики создания лесных плантаций. Основным направлением повышения эффективности использования лесов в данном регионе должно быть обеспечение более полного использования накопившихся ресурсов малоценной древесины лиственных пород путем развития производств по ее переработке.

    В южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия развития использования лесов должна предусматривать освоение новых лесных территорий путем передачи лесных участков в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что позволит увеличить объемы заготовки лесных ресурсов, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность от использования лесов.

    Необходимо усовершенствовать методы определения расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов (экономической эффективности освоения лесных массивов).

    Использование лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должно основываться на принципах нормирования и оптимизации обеспечения радиационной безопасности и дифференцироваться по зонам радиоактивного загрязнения в зависимости от его уровней с обязательным радиационным контролем лесной продукции и условий труда.

    При использовании лесов должны быть обеспечены:

    выполнение арендаторами обязанностей по ведению лесного хозяйства;

    разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования развития глубокой переработки древесины путем совершенствования политики ценообразования, политики в области внешней торговли лесопродукцией и оборудованием для лесного комплекса, а также путем содействия развитию интегрированных структур в лесопромышленном комплексе;

    вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий за счет строительства сети лесных дорог круглогодичного действия.

    

Совершенствование лесоустройства, учета лесных участков
и оценки лесов

    Для решения задач, стоящих перед лесным хозяйством, требуется совершенствование лесоустройства и учета лесных участков как системы мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесах, необходимой для среднесрочного и текущего планирования лесохозяйственной деятельности, нормирования использования лесов, проектирования лесных участков, а также для осуществления контроля за состоянием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.

    Совершенствование лесоустроительного проектирования с учетом экономических и экологических условий развития лесного хозяйства и использования лесов основывается на отказе от государственной монополии в проведении лесоустройства.

    Результаты работ по оценке экологического и ресурсного потенциала лесов должны стать основанием для уточнения их разделения на защитные, эксплуатационные и резервные леса.

    Предстоит создать комплекс программно-методического обеспечения системы проведения лесопатологического мониторинга, внедрить его в приоритетном порядке на участках леса с ценными насаждениями, а также на участках, подверженных негативному, в том числе радиационному, воздействию.

    

Совершенствование охраны и защиты лесов

    Повышение эффективности охраны лесов должно осуществляться по следующим направлениям:

    организация эффективной системы государственного лесного контроля и надзора;

    развитие системы государственной инвентаризации лесов.

    Охрана лесов от пожаров должна стать важным направлением государственной политики, обеспечивающей экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна функционировать в существенно меняющихся природных условиях.

    Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80 процентов лесных пожаров. В связи с этим необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу. Необходимо усилить агитационную деятельность по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.

    Развитие наземных служб обнаружения лесных пожаров должно осуществляться путем эффективного использования стационарных пунктов наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек и мачт) и установки на них современных телевизионных камер цветного изображения с высокой разрешающей способностью. Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование.

    Главными целями авиационных работ по охране и защите лесов являются обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития, а также очагов вредных организмов. Для достижения этих целей следует обеспечить необходимую периодичность авиапатрулирования.

    Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является внедрение малой авиации. Необходимо завершить создание, сертификацию и приобретение легких самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов, обеспечение наземных служб средствами технического обслуживания и контроля.

    Необходимо обеспечить дальнейшее развитие технологии тушения лесных пожаров с воздуха с применением авиатанкеров, а также химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования воды для тушения лесных пожаров. Будет продолжено внедрение современных технологий радиосвязи для оперативного управления охраной лесов, осуществление радиоэлектронного контроля работы воздушных судов, переоснащение радиосетей, применяемых в лесном хозяйстве. Следует продолжить работы по развитию центров дистанционного мониторинга лесных пожаров на территории России, материалы которого должны дополнять сведения авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров.

    Система охраны лесов от пожаров предусматривает:

    осуществление районирования территории Российской Федерации по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической и экологической ценности лесов, а также степени хозяйственного освоения территорий;

    совершенствование системы управления тушением крупных лесных пожаров;

    осуществление мониторинга лесных пожаров в лесах на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений;

    расширение научно-исследовательских и проектных работ в области охраны лесов от пожаров.

    Для защиты лесов от вредных организмов и принятия экологически и экономически обоснованных решений по этому вопросу предусматриваются осуществление лесопатологического мониторинга с использованием наземных и дистанционных средств, а также создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической и санитарной обстановки в лесах.

    Повышение эффективности мероприятий по защите лесов должно обеспечиваться путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредных организмов.

    Важнейшими направлениями в области защиты лесов должны стать повышение роли профилактических мероприятий по предупреждению вспышек распространения вредных организмов, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов, и соблюдение требований правил санитарной безопасности в лесах.

    

Воспроизводство лесов и лесоразведение

    В современных условиях воспроизводство лесов на вырубках, гарях и других не покрытых лесной растительностью лесных землях, должно быть обеспечено за счет:

    своевременного проведения мероприятий по восстановлению леса, уходу за лесом и обеспечению условий для естественного возобновления хозяйственно-ценных древесных пород;

    оптимизации соотношения интенсивных и экстенсивных методов восстановления лесов, сохранения их генетического потенциала, совершенствования системы лесного селекционного семеноводства, развития и эффективного использования постоянных лесосеменных участков.

    В предстоящий период планируется реализовать комплекс мероприятий по воспроизводству лесов, в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал в результате интенсивного использования лесов в прошлые годы, обратив особое внимание на посадку и посев леса, создание лесных плантаций.

    Указанные мероприятия предусматривают:

    переход на принципы районирования лесов по способам лесовосстановления и нормативам затрат на лесовосстановительные мероприятия в пределах лесных районов;

    внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов, обеспечивающей повышение их качества и продуктивности, улучшение экологических условий, в том числе за счет выращивания лесных насаждений на неиспользуемых землях;

    рост ежегодных объемов лесовосстановительных работ.

    В целях предупреждения процессов опустынивания и эрозии земель необходимо обеспечить выполнение работ по созданию и выращиванию защитных лесных насаждений на юго-востоке европейской части России, Северном Кавказе, в Поволжье и на Южном Урале.

    Следует предусмотреть постепенное наращивание объемов активных способов лесовосстановления (посадка и посев леса) в европейской части России и на Урале, проведение работ по лесоразведению в рамках реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, планирование и проведение работ по лесовосстановлению и лесоразведению в увязке с мероприятиями по уходу за лесом. Проведение интенсивных рубок ухода за лесом, в первую очередь рубок ухода за молодняками, должно осуществляться в объемах, достаточных для предотвращения гибели или существенного ухудшения состояния созданных лесных культур в результате заглушения их нежелательной древесной растительностью.

    Важной задачей является обучение арендаторов методам оптимального сочетания способов заготовки древесины со способами лесовосстановления и ухода за лесами в конкретных экономических и лесорастительных условиях.

    

Научное и кадровое обеспечение

    Развитие лесного хозяйства базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на разработку экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, обеспечивающих максимальное и вместе с тем неистощительное использование лесных ресурсов и их своевременное воспроизводство.

    Приоритетными направлениями научных исследований в области лесного хозяйства на рассматриваемый период являются:

    разработка научных основ управления лесами и устойчивого развития лесных отношений в условиях рыночной экономики;

    изучение природы леса и на этой основе разработка экологически безопасных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности лесов (разработка и создание высокоэффективных методов и технологий получения достоверной и оперативной информации о лесах, создание и разработка прогрессивных технологий и средств механизации различных видов рубок леса, совершенствование методологических и нормативных документов по вопросам сохранения биоразнообразия, разработка методов восстановления функциональных качеств лесных территорий);

    разработка новых методов охраны лесов от пожаров (разработка и совершенствование методов прогноза возникновения пожароопасной ситуации в лесах, новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, совершенствование правовой базы охраны лесов от пожаров);

    разработка мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов на селекционно-генетической основе;

    разработка эффективных экологически безопасных систем защиты лесов от вредных организмов и техногенных факторов (совершенствование методов сбора, анализа и использования лесопатологической информации, разработка эколого-экономических критериев необходимости проведения защитных мероприятий, новых способов и средств защиты лесов от вредных организмов, профилактики и обеспечения санитарной безопасности в лесах);

    изучение влияния лесоводственно-экологических факторов на миграцию и накопление радионуклидов в лесах в целях обеспечения радиационно безопасного использования лесов;

    разработка научно-методических основ информационного обеспечения радиационно безопасного использования лесов, загрязненных радионуклидами.

    Приоритетными также являются научные исследования, направленные на выполнение положений международных конвенций по биологическому разнообразию, изменению климата, а также на развитие добровольной лесной сертификации и приведение российских национальных стандартов в сфере лесного хозяйства в соответствие с мировыми.

    Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами. В настоящее время система подготовки специалистов лесного профиля не в полной мере отвечает изменениям, происходящим в лесной отрасли. Уровень и качество образования в этой области не в полной мере соответствуют современным требованиям.

    В предстоящий период предполагается активизировать работу, направленную на повышение квалификации работников лесного хозяйства в части государственного управления лесами, развития рыночной экономики в лесном секторе и использования ГИС-технологий.

    

IV. Экологическое значение лесов и необходимость
сохранения их биоразнообразия

    Леса России являются одним из важнейших природных ресурсов страны. Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от многих других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование.

    Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов.

    Без учета экологических проблем, структуры и динамики изменения состава лесов России, а также анализа природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные прогнозы глобальных изменений природной среды.

    Решение экологических проблем обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства в настоящее время предполагает:

    сохранение биологического разнообразия и экологических функций лесов путем выделения лесов природоохранного назначения (защитных лесов) и обеспечение режима их сохранности;

    разработку системы сохранения биоразнообразия в лесах, являющихся объектом экономической деятельности, развитие сертификации;

    обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов как обязательного элемента использования лесов, недопущение деградации и истощения почвенных и водных ресурсов при использовании лесов;

    расширение защитного лесоразведения в малолесных районах;

    сохранение и рациональное использование генетического и экологического потенциала лесов России, расширение сотрудничества с другими государствами и международными организациями в этой области, развитие системы особо охраняемых природных территорий;

    усиление просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним.

    Леса в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (занимающие соответственно 23, 53 и 24 процента общей площади лесов, расположенных на землях лесного фонда).

    Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

    Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций таких лесов.

    К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

    Важным является необходимость уточнения режимов использования эксплуатационных и особенно защитных лесов.

    

V. Экономические и финансовые основы развития
лесного хозяйства

    Долгосрочной целью реформирования системы управления лесами является повышение эффективности работы лесного сектора страны в целом и лесного хозяйства в частности. Положения Лесного кодекса Российской Федерации создали для этого необходимые условия, законодательно закрепив инструмент проведения прогрессивной экономической политики в сфере лесных отношений, децентрализации системы управления лесами, создания открытой рыночной конкурентной среды в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

    В Лесном кодексе Российской Федерации заложены принципиально новые экономические и финансовые основы развития лесного хозяйства, предусмотрены следующие необходимые условия для повышения эффективности его функционирования:

    предоставление субъектам Российской Федерации прав и полномочий в области лесных отношений в объеме, характерном для стран с максимальной децентрализацией системы управления лесами;

    значительное расширение перечня разрешенных видов использования лесов;

    осуществление арендаторами на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, мероприятий по лесовосстановлению, охране и защите лесов. В отношении не предоставленных в аренду лесных участков органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение этих работ путем проведения торгов;

    заключение договоров аренды по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации;

    обеспечение доступа к лесным ресурсам на основе соглашений, связанных с осуществлением приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в увязке с развитием лесной инфраструктуры.

    Для реализации заложенных в Лесном кодексе Российской Федерации условий, направленных на достижение основной цели - повышение дохода от использования лесов при одновременном сокращении бюджетных расходов, связанных с государственным управлением лесами, необходимо решить следующие основные задачи:

    обеспечение устойчивого лесопользования с учетом изменения правил аренды лесных участков;

    стимулирование инвестиционной активности в лесном секторе экономики.

    Лесным кодексом Российской Федерации вводятся условия, когда арендаторы лесных участков, ведущие заготовку древесины, должны организовать охрану, защиту и воспроизводство лесов на арендуемой территории и нести бремя соответствующих затрат. Вместе с этим существенно расширяются права арендаторов - вместо разрешительных документов (лесорубочных и лесных билетов) вводится заявительная система, при которой арендатор декларирует свои намерения по использованию арендуемого лесного участка.

    Переход на аукционную систему предоставления лесных участков будет способствовать повышению уровня транспарентности и конкуренции на рынке лесных ресурсов, повысит заинтересованность субъектов Российской Федерации в процессе управления лесами.

    Важной задачей в сфере управления лесами является разработка оптимальной государственной политики ценообразования на используемые лесные ресурсы, прежде всего на древесину. Эта политика должна удовлетворять следующим целям:

    стимулировать устойчивое развитие отечественного производства по глубокой переработке древесины;

    обеспечивать покрытие расходов по воспроизводству вырубаемых насаждений;

    служить источником доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Стратегическим направлением совершенствования ценообразования на лесные ресурсы является формирование условий, необходимых для возникновения добросовестной конкуренции. Эти условия должны быть сформированы с учетом того, что практически все леса в нашей стране находятся в федеральной собственности при федеративном устройстве государства и негосударственной собственности на средства производства в лесопромышленном секторе экономики.

    В целях стимулирования инвестиционной активности в лесном секторе целесообразно разработать порядок, предусматривающий более гибкие принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая формирование механизмов установления ставок арендной платы на рентной основе и определения ее размера с учетом затрат на выполнение лесохозяйственных работ.

    

VI. Участие в международном сотрудничестве
в области лесного хозяйства

    Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов связано с выполнением соответствующих международных обязательств страны. Конкретными задачами международной деятельности в этой области на ближайшую перспективу являются:

    анализ опыта проведения реформ в лесном секторе экономики в странах с различными формами собственности на леса и использование полученных результатов при дальнейшем реформировании лесного хозяйства Российской Федерации;

    усиление представительства и влияния Российской Федерации в таких международных организациях, как Форум ООН по лесам, Конференция министров по защите лесов Европы, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и другие;

    предоставление в соответствии с международными договорами Российской Федерации международному сообществу актуальной, точной, совместимой с форматами ФАО информации о лесных ресурсах Российской Федерации и об их использовании;

    борьба с нелегальными рубками в рамках решений Санкт-Петербургской министерской конференции по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА ФЛЕГ);

    признание международным сообществом российской системы добровольной лесной сертификации и увеличение объемов работ по добровольной лесной сертификации в Российской Федерации;

    активизация работ по лесовосстановлению и лесоразведению в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата;

    разработка и реализация комплексных программ изучения и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем;

    развитие международного сотрудничества по проблемам экологического мониторинга с использованием дистанционного зондирования и геоинформационных систем;

    содействие мировой общественности в вопросах пропаганды бережного сохранения и использования лесных ресурсов, сотрудничество по популяризации лесных профессий путем проведения различных международных конкурсов.

    VII. Механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты

    Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие нормативной базы в области лесного хозяйства и лесопользования, управления лесами, межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства.

    План мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года представлен в приложении.

    Предполагается разработать ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование следующих вопросов:

    эффективный контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий в области лесных отношений;

    эффективное использование лесов на праве аренды лесных участков и на основе договора купли-продажи лесных насаждений;

    обеспечение благоприятного инвестиционного климата при использовании лесов, привлечение дополнительных финансовых средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики;

    обеспечение эффективного экономического механизма использования лесов;

    обеспечение защиты деятельности государственных лесных инспекторов при пресечении нелегальных рубок и иных нарушений лесного законодательства;

    оценка экономического и экологического потенциала лесных участков.

    Основными инструментами реализации настоящей Концепции должны стать целевые программы регионального уровня.

    Выполнение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года позволит обеспечить:

    устойчивое развитие лесного хозяйства;

    существенное улучшение состояния лесов;

    увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней;

    улучшение условий труда работников лесного хозяйства, создание дополнительных рабочих мест;

    защиту прав инвесторов и иных пользователей лесными участками, что объективно будет способствовать снижению рисков хозяйственной деятельности, повышению эффективности функционирования лесного сектора экономики и увеличению производства его продукции.

                     

Приложение
к Концепции развития лесного хозяйства
Российской Федерации до 2010 года
от 28 сентября 2007 года
N 1305-р


План мероприятий по реализации Концепции развития
лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года




Срок
реализации

Ответственные
исполнители


I. Нормативная правовая деятельность

1. Подготовка и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации, необходимых для реализации Лесного кодекса Российской Федерации

2007 год

органы
государственной
власти субъектов
Российской Федерации

II. Совершенствование государственного управления
в области лесных отношений


2. Формирование новых основных территориальных единиц управления в области
использования, охраны,  защиты и воспроизводства  лесов - лесничеств и
лесопарков

до
1 января
2008 г.

МПР России
Рослесхоз
Минобороны России
органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации

3. Преобразование лесхозов из государственных учреждений в иные организационно-правовые формы

до
1 января
2008 г.

Минобороны России
Рослесхоз
органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации

4. Контроль и надзор в установленном порядке за осуществлением уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в области лесных отношений

2007-2010
годы

МПР России
Рослесхоз
Росприроднадзор

III. Повышение эффективности использования, охраны, защиты
и воспроизводства лесов

5. Разработка и реализация  субъектами Российской  Федерации региональных  
программ воспроизводства лесов

2007-2010
годы

органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации
МПР России

6. Организация эффективного межведомственного  взаимодействия, а также
взаимодействия с органами  исполнительной власти  субъектов Российской  Федерации, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор, по пресечению незаконных
заготовок и оборота незаконно заготовленной
древесины и иных противоправных
посягательств в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда и земель иных категорий

2007-2008
годы

МПР России
МВД России
Минсельхоз России
Минобороны России
ФТС России
Рослесхоз

IV. Научное и кадровое обеспечение развития лесного хозяйства

7. Организация выполнения приоритетных прикладных  научных исследований в
области использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов

2007-2010
годы

МПР России
Рослесхоз

8. Организация подготовки и повышения квалификации  работников лесного  хозяйства в части  государственного управления  лесами, развития рыночной экономики в лесном секторе и использования ГИС-технологий

2007-2009
годы

МПР России
Рослесхоз
органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации

V. Участие в международном сотрудничестве в области
лесного хозяйства

9. Разработка и реализация совместных проектов в  области использования,
охраны, защиты и  воспроизводства лесов
Российской Федерации в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной
организации ООН

2007-2010
годы

МПР России
Минпромэнерго
России
МИД России
Рослесхоз

10. Участие в разработке  Добровольного кодекса по  лесам в рамках Форума ООН
по лесам

2007-2009
годы

МПР России
МИД России
Рослесхоз

11. Развитие международного  сотрудничества (на  двусторонней и  многосторонней основе) по
проблемам охраны лесов от  пожаров и защиты от вредных  организмов, управления
лесами, лесопатологического  мониторинга лесов, полного  использования лесной
биомассы, развития национальных систем
добровольной лесной сертификации, сохранения биологического разнообразия
в лесах, развития лесной генетики и селекции, борьбы с нелегальными рубками древесины

2007-2010
годы








МПР России
Минпромэнерго
России
МИД России
Минэкономразвития
России
органы исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации".