Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/9030945.htm


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 1996 года N 1205


О Концепции системы государственного учета
и контроля ядерных материалов

(с изменениями на 1 февраля 2005 года)

____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49.
____________________________________________________________________



    В целях совершенствования учета, контроля и обеспечения сохранности ядерных материалов в Российской Федерации Правительство Российской Федерации
    
постановляет:

    1. Одобрить представленную Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и согласованную с Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством оборонной промышленности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации Концепцию системы государственного учета и контроля ядерных материалов (прилагается).

    2. Федеральным органам исполнительной власти и организациям при разработке нормативных документов и осуществлении деятельности, связанной с использованием ядерных материалов в мирных и оборонных целях, учитывать положения Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов.


Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин


ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 1996 года N 1205


КОНЦЕПЦИЯ
системы государственного учета и контроля ядерных материалов

1. Введение

    Необходимость создания системы государственного учета и контроля ядерных материалов обусловлена их потенциальной ядерной и радиационной опасностью, высокой ценностью, а также существенным влиянием, оказываемым на государственную и международную безопасность, экономическое и политическое положение страны.

    Настоящая Концепция определяет назначение, цели и принципы учета и контроля ядерных материалов и основные требования к их учету и контролю.

    Настоящая Концепция разработана на основе законодательства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этой области и с учетом:

    существующих в Российской Федерации ведомственных (отраслевых) систем учета и контроля ядерных материалов;

    рекомендаций МАГАТЭ для национальных систем учета и контроля ядерных материалов;

    существующих международных и национальных систем учета и контроля ядерных материалов;

    международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.

    

2. Основные понятия

    Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:

    "ядерные материалы" - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

    "специальные неядерные материалы" - материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва);

    "ядерные установки" - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы и полигоны с размещенными на них ядерными зарядами, ядерными боеприпасами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки и транспортирования ядерных материалов;

    "ядерное оружие" - ядерные заряды, ядерные боеприпасы, а также оснащенные ими носители ядерных боеприпасов, комплексы ядерного оружия и носители ядерного оружия;

    "пункты хранения ядерных материалов" - не относящиеся к ядерным установкам объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов;

    "эксплуатирующая организация" - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку или пункт хранения ядерных материалов;

    "федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов" - нормы и правила, устанавливающие требования к учету и контролю ядерных материалов и входящие в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

    "учет ядерных материалов" определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов;

    "учетная единица" - поддающийся идентификации предмет, содержащий ядерные материалы (имеющий индивидуальный номер или другой идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение установленного периода времени;

    "балк"-форма" - ядерный материал в виде газа, жидкости, порошка или большого количества твердых предметов, не имеющих индивидуальных номеров или других идентификаторов;

    "контроль ядерных материалов" административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного использования;

    "надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов" проверка соблюдения норм и правил уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного учета и контроля ядерных материалов;

    "зона баланса материалов" - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определено количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подведен баланс ядерных материалов за установленный период времени;

    "физическая инвентаризация" - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса материалов;

    "баланс ядерных материалов" - сравнительный итог зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов;

    "инвентаризационная разница" разница между зарегистрированным и имеющимся в наличии количеством ядерных материалов.

    

3. Задачи системы государственного учета и контроля ядерных
материалов

    Система государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственного управления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях и предназначена для выполнения следующих задач:

    определение имеющегося в наличии количества ядерных материалов в местах их нахождения;

    составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов;

    предупреждение и предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов;

    предоставление федеральным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении ядерных материалов, а также об их экспорте и импорте;

    обеспечение контроля за соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.

    

4. Законодательная и нормативная основа системы государственного
учета и контроля ядерных материалов


    Законодательной и нормативной основой системы государственного учета и контроля ядерных материалов являются:

    федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами;

    федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов;

    отраслевые (ведомственные) нормы и правила учета и контроля ядерных материалов.

    

5. Структура и функции системы государственного учета
и контроля ядерных материалов

    Система государственного учета и контроля ядерных материалов имеет два уровня: федеральный и ведомственный.

    Основными функциями системы государственного учета и контроля ядерных материалов являются разработка и внедрение обоснованных норм и правил учета и контроля ядерных материалов, учет и контроль ядерных материалов, надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.

    На федеральном уровне:

    государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных целях, осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию);

    государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования в оборонных целях, осуществляют Федеральное агентство по атомной энергии и Министерство обороны Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).

    На ведомственном уровне государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных и оборонных целях, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в распоряжении которых находятся ядерные материалы.

    На уровне эксплуатирующей организации, деятельность которой связана с производством, хранением или использованием ядерных материалов, учет и контроль ядерных материалов осуществляет ее администрация.

    Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне осуществляют:

    Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в части ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных целях (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию);

    Министерство обороны Российской Федерации в части ядерных материалов, предназначенных для ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

    Контроль за перемещением ядерных материалов через таможенную границу Российской Федерации на федеральном уровне осуществляет Федеральная таможенная служба (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).

    

6. Основные принципы функционирования системы
государственного учета и контроля ядерных материалов

    Учету и контролю в Российской Федерации подлежат ядерные и специальные неядерные материалы согласно приложению.

    Система государственного учета и контроля ядерных материалов предусматривает:

    осуществление постановки на учет, ведение учета и снятие с учета ядерных материалов независимо от их химического состава, физического и радиационного состояния (свежие или облученные);

    осуществление учета и контроля ядерных материалов по зонам баланса материалов в форме учетных единиц или в "балк"-форме;

    разделение ядерных материалов и зон баланса материалов, в которых они находятся, на типы и категории;

    ведение учетной документации, периодическую отчетность и анализ отчетных данных;

    возможность исправления учетных данных только путем внесения новой записи в учетную документацию;

    возможность исправления отчетных данных только путем представления новых отчетных документов;

    осуществление учета и контроля ядерных материалов на основе результатов измерений состава и количества ядерных материалов, кроме случаев, когда допускается применение расчетных методов (методик) определения их параметров;

    регулярное проведение в зонах баланса материалов физической инвентаризации и подведение по ее результатам баланса ядерных материалов;

    оценку итогов баланса ядерных материалов путем сравнения величины инвентаризационной разницы с ее допустимой величиной для каждой зоны баланса материалов;

    проверки организации и ведения учета и контроля ядерных материалов федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, управление использованием атомной энергии, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью в соответствии с их полномочиями;

    проведение проверки получателем ядерных материалов сведений о них, представляемых отправителем.

    Федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов устанавливают:

    минимальное количество ядерных материалов, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю;

    порядок постановки на учет, ведения учета, контроля и снятия с учета ядерных материалов;

    категории ядерных материалов и меры по их учету и контролю в зависимости от состава и количества ядерных материалов, находящихся в зоне баланса материалов;

    требования к ведению учетной документации, периодичность представления и объем информации, содержащейся в отчетной документации;

    порядок и требования к проведению измерений состава и количества ядерных материалов или применению расчетных методов (методик) для определения состава и количества этих материалов;

    порядок организации и проведения физической инвентаризации, периодичность и объем ее проведения;

    порядок подведения баланса ядерных материалов и методику определения величины допустимой инвентаризационной разницы;

    допустимые значения расхождений данных отправителя и получателя о наличии ядерных материалов и мероприятия при обнаружении превышения этих значений;

    требования к учету и контролю ядерных материалов при их экспорте и импорте;

    периодичность, объем и вид проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, управление использованием атомной энергии, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью.

    

7. Техническое обеспечение системы государственного учета
и контроля ядерных материалов

    В рамках системы государственного учета и контроля ядерных материалов на базе современных технических средств создаются соответствующие информационные системы.

    Доступ к информации, содержащейся на различных уровнях системы государственного учета и контроля ядерных материалов, и режим обращения с ней определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

    Техническая поддержка разработки, внедрения, функционирования и развития системы государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.


Приложение
к Концепции системы государственного
учета и контроля ядерных материалов


ПЕРЕЧЕНЬ
ядерных и специальных неядерных материалов,
подлежащих учету и контролю в Российской Федерации

Ядерные материалы

    Плутоний

    Уран (за исключением урана, содержащегося в руде)

    Торий (за исключением тория, содержащегося в руде)

    Нуклид Нептуний-237

    Нуклид Америций-241

    Нуклид Америций-243

    Нуклид Калифорний-252


Специальные неядерные материалы

    Дейтерий

    Тритий

    Нуклид Литий-6

    Примечание. Материалы, указанные в настоящем приложении, подлежат государственному учету и контролю независимо от химического соединения, в которое они входят, и их физического состояния.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро