Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/842600143.htm


О порядке применения Закона Санкт-Петербурга
"О ставках налога в Санкт-Петербурге в 1995 году"
в связи с признанием отдельных его норм неконституционными



    Вопрос.

    Вправе ли налоговая инспекция отказать в перерасчете земельного налога за 1995 год на том основании, что в Закон Санкт-Петербурга от 14.07.95 N 77-10 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" Законодательное собрание не внесло изменений (в связи с признанием его отдельных норм не конституционными) и оснований для перерасчета платежей по земельному налогу у налоговых органов не имеется?


    Ответ.

    Действительно, в силу Постановления N 13-П Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", ст.2 и п.2 ст.4 указанного закона были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, так как установленные им ставки земельного налога, ухудшали положение налогоплательщиков и им была придана обратная сила.
    
     Действительно и то, что в соответствии с ст.79 ч.2 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" его решения действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановлений Конституционного суда не может быть преодолена также повторным принятием акта, признанного не конституционным. Уже из приведенного можно сделать однозначный юридический вывод о том, что какого-либо дополнительного изменения или санкционирования со стороны Законодательного собрания Санкт-Петербурга не требуется для указанного выше перерасчета уплаченных ставок земельного налога и, следовательно, ссылка налоговой инспекции юридически ничтожна. Налоги должны уплачиваться в соответствии с принципом единой финансовой политики, включая налоговую, существующей в данном государстве. Законно установленными в субъектах Российской Федерации могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами в соответствии с общими признаками налогообложения и сборов, устанавливаемыми федеральным законом (см.п.4 Постановления N 13-П Конституционного суда, ст.114 Конституции Российской Федерации). Применительно к нашим конкретным обстоятельствам, таким надлежащим федеральным законом является ФЗ "О плате за землю" от 11.10.91 (с изменениями и дополнениями на 31.12.97). На основании этого закона, принятые законодательным органом Санкт-Петербурга конкретные ставки земельного налога, противоречат установленные им ограничения в виде средних ставок земельного налога в Российской Федерации и являются явно завышенными (см.ст.8 ФЗ "О плате за землю", п.4 Постановления N 13-П Конституционного суда).


    В нашем конкретном случае, не менее важным является ответ на вопрос: по какому основанию и в какой судебный орган надо обратиться заявителю? По нашему мнению, в данной ситуации нужно обратиться в арбитражный суд, с иском о возмещении убытков, вызванных изданием несоответствующему закону законодательного акта, касающихся ставок земельного налога по Санкт-Петербургу. Ответчиком же по данному иску будет соответствующая налоговая инспекция, которая в силу ст.17 ч.2 ФЗ "О плате за землю" ведет учет плательщиков налога, осуществляет контроль за правильностью его исчисления и уплаты. К тому же уместно напомнить, что этой же ст.17 ч.4 ФЗ регулируется срок неправильного произведенного налогообложения, которое может быть пересмотрено за три предшествующих года. Юридическим основанием обращения в Арбитражный суд является ст.22 АПК РФ, что же касается основания иска (о возмещении убытков), то здесь может быть использована юридическая конструкция, закрепленная в ст.16 ГК РФ. Говоря о возможном ответчике по настоящему спору, юридически важным являются положения ст.ст.79 ч.3, 100 ч.1, п.2, абз.1 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены конкретными компетентными органами в обычном порядке.


Адвокат СПбГКА,
консультант аудиторской
фирмы ICPA Соrр.
(Петербург)                                         Юрий Баринов


21.01.98 N А341


:

"Союз Аудиторских фирм",
Совместное российско-американское предприятие
               "Международное консультирование, производство, учет"
                                   Санкт-Петербург,