Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901740491.htm


Государственный таможенный комитет Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 июля 1999 года N 01-28-06/4859


[О применении пп.4 п.Б Приложения 4
Приказа ГУГТК СССР от 26.05.88 N 108]


    Ваш запрос от 05.07.99 N 40-16/11436 о применении пп.4 п.Б Приложения 4 Приказа ГУГТК СССР от 26.05.88 N 108 рассмотрен.

    Сообщаю, что согласно приказу ГТК России от 6 сентября 1996 года N 541 Приказ ГУГТК СССР от 26.05.88 N 108 применяется на территории Российской Федерации только в части, не противоречащей законодательным и иным правовым актам Российской Федерации временно, до издания соответствующих правовых актов Российской Федерации.

    В соответствии с пп.4 п.Б Приложения 4 к Приказу ГУГТК СССР от 26.05.88 N 108, предметы, представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность могут быть вывезены лишь по особым разрешениям Министерства культуры СССР с уплатой таможенной пошлины в размере 100 процентов оценки, указываемой в разрешениях на вывоз.

    В подтверждение действия данной нормы ГТК России было издано Инструктивное письмо от 02.11.93 N 01-13/10907, которым предписывалось, что до установления иного порядка культурные ценности, в том числе приобретенные в салонах Художественного фонда. Союза художников России и других предприятиях всех форм торговли, могут быть вывезены за границу только на основании свидетельств, выдаваемых Министерством культуры Российской Федерации, с оплатой экспортной таможенной пошлиной в размере 100% с оценки, указанной в свидетельстве.

    В то же время следует учитывать, что в соответствии со ст.52 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" при вывозе культурных ценностей экспортная пошлина не взимается. Законом предусмотрено взимание специального сбора за право вывоза культурных ценностей (ст.47 Закона).

    В связи с этим Правовое управление ГТК России в своем письме от 23 марта 1999 года N 07-10/9264 разъяснило, что абзац второй письма ГТК России от 02.11.93 N 01-13/10907 "О вывозе культурных ценностей", не являющегося нормативным правовым актом ГТК России, подлежит применению в части, не противоречащей названному закону, имеющему высшую юридическую силу.

    Кроме того, приказом ГТК России от 25.12.96 N 774 "О классификаторах и списках нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей" установлено, что взимаемый таможенными органами сбор, предусмотренный в п.56 Классификатора таможенных платежей (приложение 15 к приказу), является специальным сбором за право вывоза культурных ценностей, а не экспортной таможенной пошлиной.


И.о. заместителя начальника СЗТУ России
подполковник таможенной службы
В.И.Добак


Заместителю начальника СЗТУ
России полковнику таможенной
службы А.В.Гнетову


    В связи с возникающими проблемными ситуациями просим Вас разъяснить позицию СЗТУ России по следующему вопросу.

    В соответствии с пп.4 п.Б. (предметы, запрещенные к вывозу из СССР) Приложения 4 к Приказу ГУГТК СССР от 26.05.89 N 108, утверждающему "Правила государственного таможенного контроля за предметами, принадлежащими организациям и лицам, пользующимся на территории СССР таможенными льготами", "Произведения искусства и предметы старины (картины, скульптура, рисунки, акварели, различные виды гравюр, миниатюры, изделия из фарфора, хрусталя, керамики, дерева, кожи, драгоценных и недрагоценных камней и металлов, кости, предметы народных художественных промыслов, ковры, гобелены, мебель, художественная одежда и обувь, нумизматика, художественное оружие, книги, рукописи, грампластинки, музыкальные инструменты, почтовые марки и др.) и иные предметы, представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность" могут "быть вывезены лишь по особым разрешениям Министерства культуры СССР с уплатой таможенной пошлины в размере 100 процентов оценки, указываемой в разрешениях на вывоз". Между тем в соответствии со ст.52 Закона "О вывозе и ввозе культурных ценностей", экспортная пошлина за вывоз культурных ценностей, оформленных в соответствии с данным законом, не взимается. Таким образом, налицо несоответствие положения Приказа ГУГТК СССР N 108 федеральному закону РФ, что, в соответствии с общими принципами права, позволяет сделать вывод о неправомочности взыскания таможней таможенной пошлины в размере 100 процентов оценки, указываемой в разрешениях Министерства культуры РФ, при вывозе культурных ценностей членами дипломатического корпуса.

    Просим Вас изложить позицию СЗТУ России по вопросу о правомочности взимания таможенной пошлины при вывозе культурных ценностей лицами, которым, в соответствии с разделом VII ТК РФ, предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов.


Заместитель начальника таможни
полковник таможенной службы
Е.В.Морозов



Текст документа сверен по:
официальная рассылка