Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901794192.htm


Об ответственности за вред, причиненный в ДТП пассажиру легкового автомобиля



 Вопрос:


    В начале 2001 года произошло ДТП с причинением вреда здоровью средней тяжести двум лицам: водителю и пассажиру легкового а/м, который, следуя по главной дороге, совершил столкновение с выезжающим на нее со стоянки грузовым автопоездом с грузом более 22 т. По данному факту было возбуждено УД в отношении двух лиц: водителя легкового а/м (т.к. было установлено, что он располагал тех. возможностью предотвратить столкновение с автопоездом, применив торможение в момент пересечения последним правой границы проезжей части) и водителя автопоезда (т.к. он, не видя приближение указанного выше ТС с дистанции 400 м, не уступил ему дорогу, а, пробуксовывая, продолжил движение в процессе маневра левого поворота - выезда на трассу Москва-Ленинград).

    Вместе с тем водитель легкового ТС наряду со своим пассажиром был признан следствием потерпевшим, которому позднее было предъявлено обвинение.

    Правильно ли оценены следствием обстоятельства описанного выше ДТП и кто действительно должен нести уголовную ответственностью, а кто - неуголовную?
    

 Ответ:


    Водитель легкового автомобиля наряду с водителем грузового в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса РФ несет гражданскую ответственность за причиненный вред пассажиру легкового автомобиля, так как здесь действует принцип ответственности владельца источника повышенной опасности независимо от вины.

    Привлечение по статье 264 Уголовного кодекса РФ возможно за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение вреда здоровью (среднего или тяжкого) или крупного ущерба.

    Вы не указываете в своем вопросе, какое нарушение правил дорожного движения вменяется водителю легкового автомобиля, но исходя из ситуации - это нарушение ч.2 п.10.1. В нем говорится, что при возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки.

    Здесь многое зависит от правильности поставленных вопросов эксперту следователем. Важно, произошло ли столкновение на перекрестке и в каком ряду двигался легковой автомобиль (если это был перекресток). Я уже не говорю о состоянии покрытия и видимости. Чтобы ответить на ваш вопрос правильно, хорошо бы было взглянуть на схему происшествия. Слишком мало данных для заочной консультации.
    
    

Адвокат Волынский Сергей Владимирович,
    ЮК 41 Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов,
    тел. (812) 272-61-18; (812) 393-45-95; (812) 393-55-81;
    Е-mail: [email protected]


2 августа 2001 года N Ю689