Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901820271.htm

  
Распространяется ли требование о порядке обязательной продажи части валютной выручки резидента на внутреннем валютном рынке на поступления резидента в иностранной валюте от операций с облигациями государственного внутреннего валютного займа


 Вопрос:

    Распространяется ли требование валютного законодательства о порядке обязательной продажи части валютной выручки резидента на внутреннем валютном рынке на поступления резидента в иностранной валюте от операций с ОГВВЗ?
    
    

 Ответ:

    В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке РФ не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком РФ. Указанная норма в настоящее время действует в редакции, установленной Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования". Порядок обязательной продажи части валютной выручки урегулирован Инструкцией Центрального банка РФ от 29 июня 1992 года N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), действующей в редакции, не противоречащей более позднему законодательству, в том числе и Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования".
    
    Следует отметить, что в соответствии с указанной Инструкцией обязательной продаже не подлежат 1) поступления в иностранной валюте от нерезидентов от продажи фондовых ценностей (акций, облигаций), а также доходы (дивиденды) по фондовым ценностям (акциям, облигациям) - пункт 4.2 Инструкции; 2) поступления в иностранной валюте от резидентов, которые производятся за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки (средства на текущих валютных счетах юридических лиц), а также средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке РФ (любые поступления от резидентов за счет указанных источников, в том числе и поступления в счет расчетов по операциям с ценными бумагами), - пункт 5 Инструкции. В связи с приведенными нормами Инструкции Банка России необходимо дать некоторые пояснения.
    
    Дело в том, что в соответствии с новой редакцией пункта 5 статьи 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"  (редакцией, введенной в действие Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования") льготы по порядку обязательной продажи валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), установленному настоящим пунктом, а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) могут быть установлены только Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Следовательно, является очевидным вопрос, подлежат ли применению указанные выше нормы Инструкции Банка России, освобождающие от обязательной продажи поступления в иностранной валюте, после введения в действие Федерального закона от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования" (т.е. после 10 августа 2001 года). Представляется, что на данный вопрос следует дать положительный ответ по следующим причинам.
    

    Дело в том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" обязательной продаже подлежат не любые поступления в иностранной валюте резиденту, а лишь поступления резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Поступления в иностранной валюте от операций с фондовыми ценностями, как следует из систематического толкования норм Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", нет никаких оснований рассматривать в качестве экспортных операций. Подпункт б) пункта 10 статьи 1 Закона относит операции с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте,  к валютным операциям, связанным с движением капитала, называя эти операции портфельными инвестициями. При этом такие операции являются капитальными валютными операциями вне зависимости от срока расчетов по ним. В то же время подпункт г) пункта 10 статьи 1 Закона в качестве самостоятельного вида валютных операций, связанных с движением капитала, называет предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности); в случае же, когда отсрочка платежа не превышает 90 дней, такую операцию в соответствии с подпунктом а) пункта 9 статьи 1 следует квалифицировать как текущую валютную операцию. Таким образом, налицо, во-первых, факт выделения законодателем портфельных инвестиций и экспортных операций в самостоятельные виды валютных операций, во-вторых, различный подход законодателя к регулированию этих операций. Уже из этого следует, что поскольку портфельные инвестиции не отнесены к числу экспортных операций, а Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" налагает на резидентов обязанность по продаже части валютной выручки только в том случае, если такая выручка поступает от экспортных операций, поступления резидентам в иностранной валюте по портфельным инвестициям не подлежат обязательной продаже в соответствии с подпунктом 5 статьи 6 Закона.
    
    Более того, следует отметить, что и до принятия Федерального закона от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования" у Центрального банка РФ отсутствовали полномочия по льготированию порядка обязательной продажи части валютной выручки резидентов (статьей 18 Федерального закона от 29 декабря 1998 года N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", отмененной Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ, было предусмотрено, что льготы по порядку обязательной продажи валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) устанавливаются федеральными законами и указами Президента Российской Федерации). Таким образом, в этой части компетенция Банка России в связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования" не изменилась.
    

    Все указанные выше выводы вполне могут быть применены и к поступлениям иностранной валюты от резидентов.



А.Е.Смирнов,
главный специалист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион",
тел.324-66-75, тел./факс 176-78-64

17 июня 2002 года N Ю2011