Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901828360.htm

                      

Начисление амортизации по нежилому помещению  



 Вопрос:               

    
    Индивидуальный предприниматель приобрел у организации в декабре 2000 года по договору купли-продажи нежилое помещение под магазин, причем в договоре оговорена возможность рассрочки платежа за данное помещение. Право собственности на него оформлено в декабре 2000 года в Московской областной регистрационной палате. Можно ли по данному нежилому помещению начислять амортизационные отчисления с 2001 года со стоимости, указанной в договоре купли-продажи, если предприниматель начал использовать его как магазин уже в декабре 2000 года?
    


 Ответ:   
     

    Согласно ст.223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента его передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
    
    В ст.12 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ (в ред. от 12.04.2001) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), разделы которого содержат записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав. Под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним закон понимает юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
    
    В соответствии с п.23 приказа Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N 24н/БГ-3-08/419 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" (далее - приказ) основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
    
    Согласно п.26 приказа стоимость основных средств, приобретенных и используемых для осуществления предпринимательской деятельности, погашается путем начисления амортизации. Основные средства амортизируются в течение срока их полезного использования. Срок полезного использования определяется по Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072.
    
    В п.29 приказа указано, что амортизационные отчисления начисляются по каждому объекту основных средств с первого числа месяца, следующего за месяцем начала его использования. В п.25 приказа предусмотрено, что стоимость основных средств, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.
    

    Принятие объектов основных средств к учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств (в соответствии со ст.556 ГК РФ), который составляется на каждый отдельный инвентарный объект, и иных документов, в частности, подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях (п.40 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н) (в ред. от 28.03.2000 N 32н). Пунктом 46 данных Методических указаний предусмотрено, что объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
    
    Следовательно, объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре, не может быть принят к учету в качестве объекта основных средств.
    
    Таким образом, для целей начисления амортизации на нежилые помещения у индивидуальных предпринимателей основными моментами будут:
    
   - наличие государственной регистрации, подтверждающей право собственности;
    
   - акт приемки-передачи собственности; договор купли-продажи;
    
   - документы об оплате по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа.
    
    Из вопроса следует, что индивидуальный предприниматель по договору купли-продажи в декабре 2000 года приобрел нежилое помещение у организации, регистрация права собственности на данный объект оформлена в соответствии с законодательством. При наличии передаточного акта между предпринимателем и организацией по данному нежилому помещению и факта перехода этого помещения в собственность предпринимателя у него есть основания для принятия помещения на учет в качестве основного средства в декабре 2000 года. Значит, амортизационные отчисления по основному средству (магазину) могут начисляться предпринимателем с 1 января 2001 года, т.е. с первого числа месяца, следующего за месяцем начала его использования (декабрь 2000 года), исходя из стоимости нежилого помещения, указанной в договоре купли-продажи.

    

             

Е.Глазунова
            Управление МНС России по Московской области
"Финансовая газета. Региональный выпуск"
N 15(388), апрель 2002 года


25 апреля 2002 года N Э1670