Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901854778.htm

             

Привлечение к работе иностранных граждан
и уплата страховых взносов


 Вопрос:

    
    При проведении в 2002 году выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты в 1999-2001 годах страховых взносов в социальные внебюджетные фонды и единого социального налога налоговой инспекцией было установлено, что индивидуальный предприниматель не уплатил страховые взносы за привлеченных к работе в 1999-2000 годах иностранных граждан. Иностранные граждане в тот период состояли на учете в миграционной службе, и, следовательно, данная служба должна была уплачивать за них соответствующие налоги. Кто должен был уплачивать страховые взносы в социальные внебюджетные фонды за данную категорию граждан?


 Ответ:


    Порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, определяется Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93  N 2146 (с изм. и доп. от 05.10.2002) "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы".

    
    Ранее действовавшим Положением о Федеральной миграционной службе России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.93  N 173, было установлено, что одна из основных задач Федеральной миграционной службы России - организация приема и временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации, оказание им помощи и содействие в обустройстве на новом месте жительства, разработка и осуществление мер по привлечению и использованию труда иностранных граждан на территории Российской Федерации, а не постановка их на учет в качестве плательщиков страховых взносов в данном органе.
    
    До введения в действие главы 24 "Единый социальный налог" НК РФ, т.е. до 1 января 2001 года, порядок уплаты страховых взносов (платежей) в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации регулировался специальным законодательством.
    
    Статьей 4 действовавшего в 1999-2000 году Закона Российской Федерации от 20.11.90  N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" было определено, что проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имели право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусматривалось законом или договором, и, следовательно, за данную категорию иностранных граждан, обладающих правом на пенсионное обеспечение, работодатель был обязан начислять и перечислять в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы.
    
    Статьями 236 и 237 действовавшего в 1999-2000 годах Кодекса законов о труде Российской Федерации было установлено, что все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Взносы на государственное социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка.
    
    Законом Российской Федерации от 28.06.91  N 1499-1 (в ред. от 02.04.93  с изм. по состоянию на 29.05.2002) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" установлено, что иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное. Следовательно, работодатель за иностранных граждан, обладающих правом на получение медицинской помощи, обязан был начислять и перечислять страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования.
    

    Статьей 22 Закона Российской Федерации от 19.04.91  N 1032-1 (в ред. от 20.04.96  N 36-ФЗ с изм. по состоянию на 25.07.2002) "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что одним из источников формирования Государственного фонда занятости населения Российской Федерации являются обязательные страховые взносы работодателей. Статьей 6 этого Закона было установлено, что законодательство о занятости населения распространяется также на постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными (межреспубликанскими) договорами Российской Федерации. Следовательно, за данную категорию иностранных граждан работодатель должен был уплачивать страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
    
    База для начисления страховых взносов в 1999-2000 годах определялась соответствующими федеральными законами: от 04.01.99  N 1-ФЗ, от 20.11.99  N 197-ФЗ. Выплаты, на которые не начислялись страховые взносы в эти фонды, были определены Перечнем видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.09.90  N 358/16-28 (только в части Фонда социального страхования Российской Федерации до 1 июля 1999 года), Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.93  N 1018 (до 1 января 2000 года), а также Перечнями выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.05.97  N 546 (до 1 января 2001 года), от 05.01.2000  N 9 (с 1 января 2000 года по 31 декабря 2000 года), от 07.07.99  N 765 (с 1 июля 1999 года по 31 декабря 2000 года), от 26.10.99  N 1193 (с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года).
    
    В соответствии с действовавшим в 1999-2000 годах специальным законодательством работодатели, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны были зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов в каждом из социальных внебюджетных фондов и уплачивать страховые взносы как с доходов от предпринимательской деятельности, так и с выплат и вознаграждений наемным работникам по трудовым договорам, а также по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).
    


Л.Комарова,
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск"
N 2 (427), январь 2003 года


27 января 2003 года N Э2484