Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901857008.htm


Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения


    

 Вопрос:

    
    Можем ли мы, т.е. должностные лица, старшие госинспектора органов рыбоохраны, возвращать нарушителям Правил рыболовства, после исполнения "Постановления о наложении административного взыскания в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов" запрещенные сетные орудия лова, например: сети (запрещенные Правилами любительского рыболовства, но в принципе разрешенные для промышленного лова водных животных - рыбы), как личное имущество гражданина? В настоящее время данный товар продаётся на каждом углу и в магазинах тоже.
    
    По области я дал указание всем руководителям районных инспекций возвращать сетные орудия лова после исполнения постановления нарушителями, как мы всегда возвращаем личное имущество граждан (лодки, удочки буры и т.п.), но некоторые работники природоохранной прокуратуры уже заявляют, что будут приносить протесты на наши постановления. Я считаю, что любые сетные орудия, любых конструкций являются личным имуществом гражданина. Конечно, если нанесен крупный ущерб государству, это другое дело. В данном случае материалы передаются в следственные органы. К тому же в российском законодательстве нигде не сказано об обязательной конфискации сетных орудий лова.
    
    Очень прошу помочь разъяснить данную ситуацию, разъяснить в соответствии с законодательством.


    

 Ответ:


    В соответствии со ст.3.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения назначается судьей.

    В то же время не является конфискацией в соответствии с ч.3 той же статьи изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
    
    - подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
    
    - изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
    
    Поскольку сети находятся законно у их владельцев, а также не являются вещами, изъятыми из гражданского оборота, и свободно, без дополнительных лицензий и разрешений покупаются и продаются, то ч.3 ст.3.7 КоАП РФ в данном случае неприменима, а их конфискация возможна только по решению суда.
    
    Согласно с п.3 ст.29.10 КоАП РФ судом в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом:
    
    1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    
    2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;
    
    В этом случае старшие госинспектора органов рыбоохраны поступают правильно, в соответствии с подп.1 п.3 ст.29.10 КоАП РФ, возвращая рыболовные сети законным владельцам.


    
Скрипелев Вячеслав Борисович, адвокат,
Герасимов Михаил Валерьевич, директор,
Адвокатское бюро "Присяжный Поверенный" СПбГКА
191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, д.65/20, оф.53
тел.: (812) 315-44-49
e-mail: [email protected]

8 апреля 2003 года N Ю3277