Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901869052.htm


Заключение договора лизинга Муниципальным Советом Муниципального образования - Муниципального округа N 7 как лизингодателем с последующим переходом права собственности
к лизингополучателю


      

 Вопрос:

    
    Возможно ли заключение договора лизинга Муниципальным Советом Муниципального образования - Муниципального округа N 7 как лизингодателем с последующим переходом права собственности к лизингополучателю?
    

    

 Ответ:

    
    Устав Муниципального образования Муниципального округа N 7 был утвержден постановлением Муниципального Совета указанного муниципального образования от 30 апреля 1998 года N 4-п и зарегистрирован постановлением Законодательного собрания Санкт-Петербурга от 17.06.98 N 155 (в дальнейшем - Устав).
    
    Полномочия Муниципального Совета в области управления и распоряжения муниципальной собственностью определены в статье 39 Устава. Согласно пункту 2 указанной статьи приобретение и отчуждение муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляются в порядке, установленном Муниципальным Советом. В силу пункта 3 статьи 39 Устава Муниципальный Совет муниципального образования в соответствии с федеральными законами вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, может быть передано Муниципальным Советом в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества. Условия приватизации определяются Муниципальным Советом.
    
    Из приведенных норм, безусловно, следует право Муниципального Совета совершать сделки, как по приобретению муниципального имущества, так и по распоряжению им, в том числе по отчуждению муниципального имущества. При этом Устав не ограничивает право Муниципального Совета на совершение сделок какими-либо конкретными сделками. Следовательно, это могут быть любые сделки, как предусмотренные прямо действующим законодательством РФ, так и не предусмотренные им, но ему не противоречащие. От имени Муниципального Совета договор подлежит подписанию Председателем Муниципального Совета, что следует из его полномочий, зафиксированных в пункте 7 статьи 20 Устава.

    

    Ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" не содержит ограничений на участие органов местного самоуправления в отношениях, вытекающих из договора лизинга. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. Хотя статья 5 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" и содержит понятие лизинговой компании (согласно указанной статье лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей), законодательство не ограничивает возможность иных участников гражданского оборота выступать в качестве лизингодателей. Нет такого ограничения и в отношении органов местного самоуправления.

    

    В данном случае, вопрос, прежде всего, состоит в том, насколько заключение договора лизинга, предусматривающего последующий переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, соответствует законодательству РФ о приватизации, а именно, является ли передача права муниципальной собственности в соответствии с договором лизинга приватизацией муниципального имущества, и, соответственно, распространяет ли законодательство РФ о приватизации свое действие на подобные отношения. Это тем более актуально, если учесть, что Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", статья 13 которого определяет исчерпывающий перечень способов приватизации, не предусматривает такого способа приватизации, как лизинг государственного и муниципального имущества.
    
    На наш взгляд, при ответе на поставленный вопрос ключевым является содержание статей 217 и 124 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. В силу статьи 124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Согласно статье 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
    
    Как следует из приведенных норм, муниципальные образования участвуют в гражданском обороте на равных началах с иными субъектами. Что касается передачи права собственности на муниципальное имущество, то статья 217 Гражданского кодекса РФ содержит лишь возможность передачи права собственности в порядке приватизации (находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации). При этом не исключаются возможности использования и иных способов передачи права собственности от муниципальных образований к гражданам и юридическим лицам.
    

    Безусловно, приведенная выше точка зрения не является однозначной; возможно и иное толкование норм действующего законодательства. Ввиду этого возможно использование несколько иной схемы, которая бы практически исключила возможность возникновения вопросов о правомерности реализованной схемы, а именно.
    
    Муниципальный Совет приобретает имущество в муниципальную собственность по договору купли-продажи. В последующем осуществляется передача указанного имущества в аренду выбранному юридическому лицу. По прошествии определенного промежутка времени осуществляется приватизация указанного имущества в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". Следует отметить, что Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" исключил такой способ приватизации, как выкуп арендованного имущества. Ввиду этого при принятии решения о приватизации приобретенного и сданного в аренду имущества необходимо будет избрать иной способ приватизации из перечня способов, содержащегося в статье 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", например, продажа муниципального имущества на конкурсе.
    
    

Смирнов А.Е.,
главный специалист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел/факс 176-78-64
    

21 июля 2003 года N Ю3850