Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901873098.htm

    

 Вопрос:

    
    Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть возможность внесения трех изменений в "Правила ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами":
    
    1. В соответствии с п.3.8.1 указанных Правил, которые были утверждены приказом ГТК России от 24 апреля 2000 года N 341, максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выпускаемых банком в пользу таможенных органов, устанавливаются в зависимости от размера оплаченного уставного капитала банка.
    
    В международной практике основным критерием для определения финансового положения банка и его способности отвечать по своим обязательствам является размер собственных средств (капитала) банка, а не размер уставного капитала. Размер собственных средств (капитала) также используется для расчета различных нормативов, устанавливаемых для банков Центральным банком Российской Федерации. Мы предлагаем использовать размер собственных средств (капитала) банка в качестве основного критерия для включения банка в определенную категорию реестра и установления максимальной суммы гарантий, которые могут быть выставлены банком.
    
    2. Правила устанавливают максимальные ограничения соответственно в 5 млн.долл.США для одной банковской гарантии и 25 млн. долл.США для всех одновременно действующих банковских гарантий. Указанные выше ограничения были установлены еще в 1995 году и при пересмотре Правил в 2000 году остались неизменными, несмотря на то, что в настоящий момент наблюдается рост импорта товаров в Россию и возросла потребность клиентов банков в предоставлении гарантий уплаты таможенных платежей. Нам представляется, что для увеличения поступления таможенных доходов имело бы смысл установить максимально возможные суммы одной банковской гарантии и всех действующих банковских гарантий на более высоком уровне для тех Банков, которые имеют значительные собственные средства (капитал) и при условии отсутствия задолженности банка перед таможенными органами. Это позволило бы банкам удовлетворять в полном объеме требования клиентов по выпуску гарантий в пользу таможни, а таможенным органам увеличить сборы таможенных платежей.
    
    3. Пунктом 3.2.1 Правил наличие генеральной банковской лицензии рассматривается в качестве основного критерия для включения банка в реестр. Полагаем, что указанное требование не соответствует существующему сегодня регулированию лицензирования кредитных организаций, поскольку в течение двух лет после создания банк в силу закона лишен права привлекать средства физических лиц и, как следствие, не может получить генеральную лицензию. Таким образом, ряд банков с иностранными инвестициями лишен права быть включенным в реестр, хотя очевидно, что отсутствие разрешения на привлечение средств физических лиц ни в коей мере не влияет на возможность банков выступать в качестве гаранта перед таможенными органами. Полагаем, что Правила должны быть скорректированы по этому вопросу.
    
    Настоящее обращение получило одобрение Секции банков с участием иностранного капитала - членов Ассоциации российских банков, в состав которой входят: АБН АМРО Банк А.О., Азия-Инвестбанк, Банк Австрия Кредитанштальт (Россия), Банк Китая (Элос), БНП-Дрезднер Банк, Банк Сосьете Женераль Восток, Вестдойче Ландесбанк Восток, Коммерцбанк, Гаранта Банк-Москва, Дойче Банк, ИНГ Банк (Евразия), Креди Лионэ Русбанк, Банк Кредит Свисс Ферст Бостон, Первый Чешско-Российский Банк, Райффайзенбанк Австрия, Ситибанк Т/О, Чейз Манхэттэн Банк Интернешнл, банк "Япы Креди Москва".
    
    

Президент АРБ
С.Е.Егоров

Письмо Ассоциации Российских Банков
от 6 февраля 2001 года N А-01/14-81

         


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 марта 2001 года N 01-33/9444


[О возможности внесения изменений в Правила ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами,
утвержденные приказом ГТК России от 24.04.2000 N 341]

    
    
    Рассмотрев Ваше обращение о возможности внесения изменений в Правила ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами, утвержденные приказом ГТК России от 24.04.2000 N 341 (зарегистрированным Минюстом России 14.07.2000 N 2308) (далее - Правила ведения реестра), сообщаем следующее.
    
    Правила ведения реестра, в том числе основные критерии для принятия решения, о включении банков в реестр банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами, являются результатом длительной работы ГТК России с кредитными организациями и максимально отражают интересы таможенных органов. Учитывая важность той роли, которую играет обеспечение уплаты таможенных платежей в пополнении федерального бюджета, ГТК России старается привлекать к деятельности по обеспечению поступлений в федеральный бюджет наиболее устойчивые и респектабельные банки, готовые не только соблюдать собственные интересы и интересы своих клиентов, но также не имеющие претензий со стороны государственных органов и содействующие эффективному выполнению таможенными органами функций по контролю за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет.
    
    Так, требование о наличии у банка генеральной лицензии Банка России на осуществление банковских операций позволяет проследить динамику развития банка, а также судить об его устойчивости. Кроме того, Банк России при выдаче генеральной лицензии предъявляет к банкам более высокие требования, чем при выдаче других лицензий.
    
    Одним из основных критериев для включения банка в ту или иную категорию согласно Правилам ведения реестра банков является размер уставного капитала. Выбор данного критерия обусловлен тем, что согласно ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" уставный капитал кредитной организации определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Уменьшение уставного капитала производится по решению собрания акционеров путем выкупа акций и аннулирования их после выполнения банком предусмотренных законодательством процедур (получения разрешения и регистрации Банком России).
    
    Согласно п.3.8 Правил ведения реестра, для банков и иных организаций, включенных в реестр, установлены максимальные лимиты действующих банковских гарантий. В то же время положения п.3.8 Правил ведения реестра банков позволяют таможенным органам, в случае необходимости, принимать банковские гарантии, выданные в превышение максимально допустимой суммы одной банковской гарантии и максимально допустимой суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, при условии письменного согласования с ГТК России.
    
    Следует также отметить, что вышеперечисленные критерии отбора банков соответствуют нормативным актам Банка России, кроме того, приказ об утверждении Правил ведения реестра согласован с Минфином России и зарегистрирован Минюстом России.
    
    Таким образом, в настоящее время оснований для внесения изменений в Правила ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами, утвержденные приказом ГТК России от 24.04.2000 N 341, не имеется.
    
    

Председатель ГТК РФ
М.В.Ванин

    
    
    

Текст документа сверен по:
"Налогообложение, учет и отчетность
в коммерческом банке",
N 6(28), 2001 год