Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901917687.htm


Совмещение обязательств участниками лизинга  

    
    

 Вопрос:

    
    Наша компания собирается выступить лизингодателем по договору финансовой аренды (лизинга) основных средств. В то же время, не имея достаточных средств для оплаты предмета лизинга, мы намерены получить заем у некредитной организации, причем заимодавцем будет компания, являющаяся лизингополучателем по договору лизинга. Может ли организация одновременно выступать как лизингополучатель и заимодавец?
    
    

 Ответ:

    
    Лизинговая деятельность в Российской Федерации регулируется параграфом 6 "Финансовая аренда (лизинг)" главы 34 "Аренда" Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ). На основании ст.4 этого Закона лизингодатель может привлекать собственные или заемные средства для приобретения оборудования и дальнейшей передачи его в лизинг. В ст.9 первоначальной редакции Закона N 164-ФЗ было запрещено совмещение обязательств участниками лизинга: в рамках системы взаимосвязанных и взаимообусловленных договоров, в соответствии с которыми осуществляется лизинг, в отношении конкретного предмета лизинга не допускается совмещение обязательств следующими участниками договора лизинга: лизингодателем и лизингополучателем по договору лизинга; кредитором и лизингополучателем предмета лизинга, за исключением возвратного лизинга. Однако ст.9 Закона N 164-ФЗ была исключена Федеральным законом от 29.01.2002 N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге". Это связано с приведением Закона N 164-ФЗ в соответствие с ГК РФ и НК РФ, а также с нормами международного права, так как в указанных законодательных актах ограничений, приведенных в первоначальной редакции Закона N 164-ФЗ, не существует.
    
    Таким образом, поступление заемных средств не от кредитной организации, а непосредственно от лизингополучателя не противоречит действующему законодательству.
    
    Использование средств лизингополучателя для приобретения имущества не совсем вписывается в традиционную лизинговую схему, так как суть лизинговых сделок заключается в том, что у приобретателя имущества отсутствует необходимость оплачивать стоимость имущества сразу, он может сделать это постепенно, в том числе за счет доходов от использования данного имущества. Кроме того, лизингополучателю необходимо еще уплачивать лизингодателю комиссионное вознаграждение, которое при обычной покупке имущества отсутствует. Однако смысл применения данной схемы заключается в возможности реализации механизма ускоренной амортизации в отношении имущества при лизинге.
    
    Вместе с тем нельзя исключить, что у организации-лизингодателя могут возникнуть споры с налоговыми органами, которые классифицируют сделку как скрытый договор купли-продажи имущества, признания передачи заемных средств в качестве авансовых платежей по договору купли-продажи и начисления НДС на суммы авансовых платежей, пеней и штрафа. В момент передачи имущества лизингополучателю налоговые органы могут начислить налог на прибыль организаций (а также пени и штраф), признав сделку реализацией имущества, а не финансовой арендой.
    
    К организации-лизингополучателю со стороны налоговых органов могут возникнуть претензии по поводу начисления вознаграждения лизингодателя в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в связи с классификацией ими договора купли-продажи, а не финансовой аренды.
    
    Однако признать сделки финансовой аренды и займа скрытой формой купли-продажи может только суд. По нашему мнению, вероятность признания правоты организации в судебном споре по данным вопросам достаточно высока.

    

Т.Веселова,
ООО "ГРОСС-АУДИТ"
    "Финансовая газета.
Региональный выпуск",
     N 49(526), декабрь, 2004 год

3 декабря 2004 года N Э5075