Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/902014918.htm


Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Просто о сложном.  / Ю.М.Лермонтов, М.А. Сапожников, Ю.К. Борисов под ред. Ю.М.Лермонтова. -  2006   (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ и вступающих в силу с 1 января 2007 года)

Авторы:
    
    Лермонтов Юрий Михайлович - консультант Департамента бюджетной политики Минфина России, специалист по законодательству о налогах и сборах.


    Окончил экономический факультет Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, а также юридический факультет Международного института экономики и права.
    
    С 2001 г. работает в системе налоговых и финансовых органов - занимался проведением выездных налоговых проверок юридических лиц, вопросами анализа и планирования налоговых поступлений, совершенствованием норм налогового и бюджетного законодательства.
    
    Автор более 500 публикаций по вопросам законодательства о налогах и сборах, в том числе более 10 книг.
    
    Сапожников Максим Александрович - консультант Управления анализа и планирования ФНС России, специалист по законодательству о налогах и сборах и бухгалтерскому учету.
    
    Окончил Московский государственный университет сервиса, а также Московский городской юридический институт.
    
    С 2003 года работает в системе налоговых органов - вопросами анализа и планирования налоговых поступлений, вопросами налогового администрирования.
    
    Автор более 30 публикаций по вопросам законодательства о налогах и сборах и бухгалтерского учета.
              
Борисов Юлий Константинович - консультант по налогам и сборам Международного центра финансово-экономических экспертиз.
    
    


Введение

Уважаемый читатель!

    Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации (Далее - НК РФ) была принята более семи лет назад и вступила в силу с 1-го января 1999 г. За этот период в первую часть НК РФ поправки вносились более двадцати раз. Тем не менее, большая часть этих поправок носила скорее корректирующий и дополняющий характер. Общая логика взаимоотношений налогоплательщика и налогового органа, заложенная в момент принятия первой части НК РФ, оставалась неизменной.
    
    Однако, все это время жизнь не стояла на месте - складывалась обширная правоприменительная практика, выявляющая отдельные недостатки первой части НК РФ, в профессиональных кругах шли дискуссии о необходимости внесения изменений в часть первую НК РФ.
    
    Наибольшее внимание в таких дискуссиях уделялось закреплению в НК РФ четкой регламентации мероприятий налогового контроля, упорядочению налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере, улучшение условий для самостоятельного и добросовестного исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, расширению законодательно закрепленных гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.
    
    Необходимость внесения изменений в первую часть НК РФ, таким образом, не вызывала никаких сомнений ни со стороны налогоплательщиков, ни со стороны государственных регулирующих органов, а также системы арбитражных судов на чьи плечи ложился весь груз несовершенства норм первой части НК РФ.
    
    На необходимость скорейшего внесения изменений в часть первую НК РФ было обращено пристальное внимание в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 26.05.2006 г. "О бюджетной политике в 2006 году", а именно:
    
    "необходимо реализовать ряд мер ,,, позволяющих обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов при осуществлении ими контрольных мероприятий, включая определение порядка проведения всех видов налоговых проверок, досудебного урегулирования налоговых споров, истребования документов, установление жестких максимальных сроков проведения проверок, а также ограничений по количеству проверок налогоплательщика в течение одного года ".
    
    Правительство Российской Федерации 02.06.2005 г. внесло в Государственную Думу Российской Федерации  законопроект "О внесении изменений в часть первую НК РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (Далее - Законопроект).
    

    В обсуждение Законопроекта были привлечены все стороны: исполнительная и законодательная власть, представители бизнес сообщества, научные круги. Например, по указанному законопроекту только в Государственной Думе Российской Федерации было проведено трое парламентских слушаний. Пожалуй, за последние годы не было ещё в налоговой сфере законопроекта, вызвавшего такое количество дискуссий и столкновения мнений. Так, только при обсуждении Законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации Комитетом по бюджету и налогам было рассмотрено более 800 поправок.
    
    Результатом этой работы стало принятие (спустя более года после внесения в  Государственную Думу Российской Федерации) Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (Далее - Закон N 137-ФЗ).
    
    Основная часть изменений в первую часть НК РФ, внесенных Законом N 137-ФЗ, вступает в силу с 01.01.2007 года. Ряд положений Закона N 137-ФЗ вступает в силу в более поздние даты.
    
    Предлагаемый автором комментарий к первой части НК РФ учитывает все изменения, внесенные в первую часть НК РФ  Законом N 137-ФЗ.
    
    Несколько слов о структуре комментария и порядке работы с ним.
    
    Прежде всего, автор ставил перед собой задачу практической направленности комментария: положения первой части НК РФ, отдельные её нормы иллюстрируются автором на как можно большем количестве примеров. Приводится позиция Минфина России и налоговых органов на порядок правоприменения тех или иных норм. Особое внимание автор уделяет арбитражной практике по налоговым спорам - так как именно на систему арбитражных судов ложится необходимость практического разрешения несовершенства отдельных статей НК РФ.
    
    Комментарий к каждой статье автономен, поэтому читать комментарий можно выборочно, на каких-то статьях останавливаясь, а какие-то пропуская. Комментарий  принципиально отличается от аналогичной литературы, прежде всего, подачей и структурой материала, доступным языком.
    
    Для облегчения восприятия текста автор выделяет смысловые моменты комментария значками "Внимание!", "Актуальная проблема", "Официальная позиция", "Судебная практика".
    

    Кроме этого, значком "Новая редакция" автор выделяет принципиальные нововведения в первую часть НК РФ, вступающие в силу с 01.01.2007, а значком  "Переходные положения" - нормы НК РФ, в отношении которых действует особый порядок правоприменения.
    
    Обращу внимание читателя на два принципиальных момента:
    
    - при использовании материалов судебной практики и официальной переписки нормы НК РФ и иных нормативных правых актов приводятся в редакции, действующей на дату принятия соответствующего акта;
    
    - учитывая автономность комментария к каждой статье части первой НК РФ, сокращенные наименования правовых актов приводятся применительно к каждой статье.  
    
    Кроме этого, отмечу, что комментарий готовился таким образом, чтобы читатель мог отследить суть изменений, внесенных Законом N 137-ФЗ.
    
    Автор надеется, что предлагаемый комментарий будет полезен руководителям предприятий, бухгалтерам, аудиторам, налоговым консультантам, сотрудникам налоговых органов, а также широкому кругу читателей, не являющихся специалистами в области налогов и сборов.
    
    Автор будет благодарен за любые предложения и замечания по совершенствованию комментария ([email protected]).
    
    

Автор
консультант Минфина России
Ю.М. Лермонтов