Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/23/1200008059.htm

ГОСТ Р 51602-2000

Группа Г45

     
     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
     
КОПРЫ ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ

     
Общие технические условия

     
Pile driving rigs. General specifications

     
ОКС 91.220
ОКП 48 3221

Дата введения 2001-01-01

     
     
Предисловие

     
     
     1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 268 "Машины бурильно-крановые и оборудование бурильное, сваебойное и копровое"
     
     2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 4 мая 2000 г. N 131-ст
     
     3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
     
     

     1 Область применения

     
     
     Настоящий стандарт распространяется на копры, предназначенные для навески на них свайных погружателей при проведении работ в промышленном и гражданском строительстве.
     
     Требования 4.3, 4.4, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1, 5.3 и раздела 6 являются обязательными, остальные требования - рекомендуемыми.
     
     

     2 Нормативные ссылки

     
     
     В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
     
     ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
     
     ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
     
     ГОСТ 8.326-89 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическая аттестация средств измерений
     
     ГОСТ 8.513-84 Государственная система обеспечения единства измерений. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения
     
     ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
     
     ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
     
     ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
     
     ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
     
     ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
     
     ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования
     
     ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
     
     ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
     
     ГОСТ 27251-87 (ИСО 5004-81) Машины землеройные. Метод испытаний по определению времени перемещения рабочих органов
     
     ГОСТ 27253-87 (ИСО 6012-82) Машины землеройные. Приборы для обслуживания
     
     ГОСТ 27256-87 (ИСО 7128-83) Машины землеройные. Методы определения размеров машин с рабочим оборудованием
     
     ГОСТ 27518-87 Диагностирование изделий. Общие требования
     
     ГОСТ 27718-88 (ИСО 4510-2-86) Машины землеройные. Инструмент для технического обслуживания. Часть 2. Ремонтный инструмент. Механические съемники
     
     ГОСТ 27922-88 (ИСО 6016-82) Машины землеройные. Методы измерения масс машин в целом, рабочего оборудования и составных частей
     
     ГОСТ 28983-91 (ИСО 4510-1-87) Машины землеройные. Инструмент для технического обслуживания. Часть 1. Инструмент для ухода и регулировки
     
     ГОСТ 29292-92 (ИСО 9533-89) Машины землеройные. Бортовые звуковые сигнализаторы переднего и заднего хода. Методы акустических испытаний
     
     ГОСТ 30067-93 Экскаваторы одноковшовые универсальные полноповоротные. Общие технические условия
     
     ГОСТ Р 50906-96 Оборудование сваебойное. Общие требования безопасности
     
     ГОСТ Р 51318.12-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний
     
     

     3 Определения

     
     
     3.1 В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 50906.
     
     

     4 Типы и основные параметры

     
     
     4.1 Копры подразделяют на типы:
     
     4.1.1 по конструкции ходовой части:
     
     - К - колесные,
     
     - Г - гусеничные,
     
     - Р - рельсовые.
     
     4.1.2 по наличию поворотной платформы:
     
     1 - с поворотной платформой,
     
     0 - без поворотной платформы.
     
     4.1.3 по наличию изменения вылета мачты:
     
     1 - с изменением вылета,
     
     0 - без изменения вылета.
     
     4.1.4 по наличию наклона мачты:
     
     1 - с изменением наклона,
     
     0 - без изменения наклона.
     
     4.2 Высоту мачты копра выбирают исходя из длины погружаемых свай и высоты навешиваемого на копер свайного погружателя с наголовником. При этом длину свай рекомендуется выбирать из следующего ряда чисел: 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 20; 24 м.
     
     Допустимые отклонения ± 5.
     
     4.3 В нормативных документах на копры конкретных моделей устанавливают следующие показатели:
     
     - наибольшую грузоподъемность, в т.ч.:
     
     на канате подъема погружателя,
     
     на канате подъема сваи;
     
     - максимальное сечение забиваемых свай;
     
     - максимальную длину забиваемых свай;
     
     - максимальную массу забиваемых свай;
     
     - ширину направляющих мачты;
     
     - угол поворота платформы (при наличии);
     
     - диапазон вылета мачты (при наличии);
     
     - диапазон углов наклона мачты (при наличии);
     
     - максимальную частоту вращения поворотной платформы;
     
     - кратность полиспаста подъема молота;
     
     - кратность полиспаста подъема сваи;
     
     - максимальную скорость подъема молота и сваи;
     
     - максимально допустимую скорость ветра при работе копра;
     
     - максимально допустимый уклон стройплощадки;
     
     - максимальную массу молота с наголовником;
     
     - массу копра без молота;
     
     - габаритные размеры в рабочем положении;
     
     - габаритные размеры в транспортном положении;
     
     - колею (ширину гусеничного хода);
     
     - максимальное удельное давление на грунт (кроме рельсовых копров);
     
     - уровень звука на рабочих местах обслуживающего персонала;
     
     - концентрацию вредных веществ (пыли, оксидов азота, оксида углерода и углеводородов) в рабочей зоне;
     
     - параметры вибрации на рабочих местах и органах управления;
     
     - 80%-ный ресурс до первого капитального ремонта или до списания (полный ресурс) и критерии предельного состояния.
     
     4.4 Копры конкретных моделей, разработанные после введения в действие настоящего стандарта, должны иметь следующую структуру обозначения (индексацию):
     
     

     
     
          Пример условного обозначения копра на гусеничном ходу для забивки свай длиной до 14 м, с поворотной платформой, без изменения вылета и наклона мачты, второй модели:

     
     

     5 Технические требования

     
     
     5.1 Характеристики
     
     5.1.1 Копры следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий и рабочих чертежей на копры конкретных моделей, утвержденных в установленном порядке.
     
     5.1.2 Климатическое исполнение и категория размещения копров - по ГОСТ 15150 по согласованию с заказчиком.
     
     5.1.3 Конструкция копров должна обеспечивать:
     
     - навеску молотов и свай, соответствующих технической характеристике копра;
     
     - фиксацию погружателя в нижнем положении и передвижение с ним по стройплощадке;
     
     - свободный доступ к местам смазки, регулировки и контроля состояния секций мачты и их соединений;
     
     - возможность использования средств технического диагностирования для оценки технического состояния копра в целом и его составных частей в соответствии с требованиями ГОСТ 27518.
     
     5.1.4 В кабине копра на видном месте должна быть прикреплена табличка с указанием предельной массы молота и сваи, а также запрещения эксплуатации копра без контргруза (при его наличии).
     
     5.1.5 Копры рекомендуется оборудовать устройством для учета наработки в моточасах.
     
     5.1.6 Окраску копров следует осуществлять в соответствии со схемой окраски для копра конкретной модели по классу VI ГОСТ 9.032 и группе условий эксплуатации VI по ГОСТ 9.104.
     
     5.2 Комплектность
     
     5.2.1 Комплект поставки копра должен включать:
     
     - копер;
     
     - приспособления для монтажа и демонтажа копра, специальный инструмент (при необходимости) и запасные части согласно ведомости ЗИП;
     
     - эксплуатационную документацию на копер по ГОСТ 2.601: руководство по эксплуатации, ведомость ЗИП и формуляр;
     
     - сертификат соответствия (для машин, прошедших обязательную сертификацию);
     
     - эксплуатационную документацию на базовую машину (при использовании таковой).
     
     5.2.2 Комплект поставки копра по согласованию с заказчиком может быть дополнен:
     
     - ремонтной документацией по ГОСТ 2.602;
     
     - перечнем быстроизнашивающихся деталей.
     
     5.3 Маркировка
     
     5.3.1 На каждом копре согласно чертежу должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные:
     
     - наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;
     
     - индекс копра;
     
     - заводской номер копра;
     
     - год выпуска;
     
     - обозначение нормативного документа, по которому изготавливают копер;
     
     - надпись с указанием страны-изготовителя, например "Сделано в России".
     
     5.3.2 На каждое грузовое место должна быть нанесена транспортная маркировка по ГОСТ 14192.
           

     5.4 Упаковка и консервация
 
     5.4.1 Требования к упаковке и консервации копров, запасных частей и инструмента должны быть установлены в нормативном документе на копры конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014.
     
     

     6 Требования эргономики, безопасности и охраны окружающей среды

     
     
     6.1 Конструкция копра должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50906.
     
     6.2 Конструкция копра должна обеспечивать его устойчивость и работоспособность на площадках с уплотненным грунтом при уклоне 3°.
     
     Критерием устойчивости является визуально определяемое отсутствие отрыва от грунта или рельса наиболее удаленного катка гусеницы (колеса) копра от текущего ребра опрокидывания копра.
     
     6.3 Копры должны быть оборудованы:
     
     - звуковой сигнализацией передвижения, слышимость которой должна соответствовать требованиям ГОСТ 29292;
     
     - осветительными приборами, обеспечивающими в темное время суток освещенность в направлении передвижения на расстоянии не менее 5 м от копра - не менее 10 лк;
     
     - прибором, включающим звуковой сигнал оповещения о приближении мачты копра к находящимся под напряжением проводам электрической сети или линий электропередачи (для копров на колесном ходу);
     
     - ограничителем скорости вращения платформы;
     
     - устройством, регулирующим плавность разгона и торможения барабанов лебедок и поворотной платформы;
     
     - устройством для снижения уровня радиопомех, установленного ГОСТ Р 51318.12 (при необходимости).
     
     6.4 Элементы металлоконструкции копра (стрела, секции мачты и др.) должны иметь проушины для монтажа и демонтажа.
     
     6.5 Все разъемные соединения должны иметь специальные устройства для стопорения, исключающие их самопроизвольное разъединение.
     
     6.6 Применяемые канаты должны соответствовать действующему на них нормативному документу. Применение канатов, не предусмотренных нормативным документом, а также изношенных не допускается.
     
     6.7 Конструкция заправочных емкостей для топлива и гидравлических жидкостей должна исключать загрязнение окружающей среды при заправке.
     
     

     7 Правила приемки

     
     
     7.1 Для проверки качества изготовления копров серийного производства проводят приемосдаточные, сертификационные обязательные, а также сертификационные добровольные или периодические испытания.
     
     Объем приемо-сдаточных испытаний устанавливают на копры конкретных моделей. Сертификационные испытания проводят в порядке, установленном Госстандартом РФ.
     
     7.2 Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый копер.
     
     7.3 При приемо-сдаточных испытаниях проводят:
     
     - визуальный контроль;
     
     - опробование копра на холостом ходу.
     
     7.4 Сертификационным испытаниям подвергают копры, прошедшие приемо-сдаточные испытания и полностью укомплектованные.
     
     7.5 При добровольных сертификационных или периодических испытаниях проверяют показатели и характеристики копра, перечисленные в 4.3 (кроме показателей надежности), а также все требования раздела 6. При этом проводят:
     
     - визуальный контроль;
     
     - опробование копра на холостом ходу;
     
     - ходовые испытания;
     
     - статические и динамические испытания.
     
     

     8 Методы испытаний

     
     
     8.1 Требования к средствам испытаний
     
     8.1.1 Перечень средств измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, приводят в методике испытаний.
     
     8.1.2 Стандартизованные средства измерений должны быть поверены в соответствии с требованиями ГОСТ 8.513; нестандартизованные - аттестованы по ГОСТ 8.326.
     
     8.1.3 Погрешности средств измерений не должны быть более:
     
     ± 0,3% - линейных размеров до 10000 мм;
     
     ± 0,5% - линейных размеров св. 10000 мм;
     
     ± 0,02 рад (1°) - угловых величин;
     
     ± 2,5% - массы;
     
     ± 1% - времени;
     
     ± 1 °С - температуры;
     
     ± 2% - площади поверхности;
     
     ± 2% - усилия до 1000 Н;
     
     ± 2,5% - усилий св. 1000 Н;
     
     ± 5% - скорости движения.
     
     8.2 Подготовка к испытаниям
     
     8.2.1 С копром, предъявляемым к испытаниям, представляют комплект документации:
     
     - программу и методику испытаний;
     
     - эксплуатационную документацию по ГОСТ 2.601;
     
     - нормативный документ на серийно выпускаемый копер;
     
     - акт приемо-сдаточных испытаний и протокол предшествующих сертификационных испытаний (для сертификационных испытаний);
     
     - комплект рабочих чертежей серийного производства.
     
     8.3 Проведение испытаний
     
     8.3.1 Визуальный контроль копра и его основных частей проводят без снятия и разборки агрегатов. При этом проверяют:
     
     - комплектность копра, в том числе сопроводительной документации;
     
     - отсутствие видимых повреждений агрегатов и деталей, некачественного выполнения покрытий, сварных швов и крепежных соединений;
     
     - наличие необходимых пломб, маркировки, надписей и табличек;
     
     - состояние уплотнений, отсутствие утечек масла и других эксплуатационных жидкостей;
     
     - заправку топливом, эксплуатационными жидкостями и смазочными материалами в необходимых количествах;
     
     - качество сборки узлов и агрегатов, удобство и безопасность монтажа и демонтажа для обслуживающего персонала;
     
     8.3.2 Опробование копра на холостом ходу при работающем двигателе проводят путем последовательного включения всех механизмов. При этом проверяют:
     

     - исправность механизмов;
     
     - правильность и надежность включения и выключения механизмов;
     
     - правильность регулирования (без заеданий) сборочных единиц и механизмов;
     
     - возможность совмещения операций: одновременной работы лебедок подъема молота и сваи и горизонтального перемещения копра с одновременным поворотом платформы;
     
     - правильность регулирования тормозов лебедок.
     
     8.3.3 Ходовые испытания проводят на 10-метровом маршруте при вертикальном положении мачты, опущенном молоте, положении стрелы вдоль продольной оси копра и уклоне стройплощадки не менее 3° для проверки: работоспособности ходовой части; устойчивости копра при передвижении; исправности приборов безопасности.
     
     8.3.4 Грузоподъемность, устойчивость и работоспособность копра проверяют при статических и динамических испытаниях.
     
     8.3.4.1 Статические испытания проводят на стройплощадке с уклоном не менее 3° под нагрузкой, превышающей максимальную грузоподъемность копра на 25%, при положении стрелы, повернутой на 90° относительно продольной оси копра.
     
     Для проверки прочности механизмов подъема сваи и подъема молота груз, превышающий номинальную грузоподъемность лебедки на 25%, поднимают на соответствующей грузовой обойме на высоту 100-200 мм над опорной поверхностью и выдерживают в течение 10 мин. За указанный промежуток времени груз не должен опуститься на опорную поверхность.
     
     8.3.4.2 Динамические испытания осуществляют трехкратным раздельным и совместным подъемами и опусканиями двух грузов общей массой, на 10% превышающей номинальную грузоподъемность копра, при повороте платформы на 360°, при положении стрелы вдоль продольной оси копра и под 90° к ней, на стройплощадке под уклоном не менее 3°. Масса груза, поднимаемого на грузовой обойме молота, - 3/5, на грузовой обойме сваи - 2/5 общей массы двух грузов. Расположение груза на грузовой обойме молота должно быть выше груза на грузовой обойме сваи, и его подъем следует проводить в направляющих мачты копра.
     
     При динамических испытаниях проводят также трехкратный подъем на высоту 1 м свайной лебедкой груза массой, на 10% превышающей номинальную грузоподъемность грузовой обоймы сваи.
     

     8.3.4.3 Копер считается выдержавшим статические и динамические испытания при отсутствии видимых разрушений металлоконструкций, сварных швов и остаточных деформаций его элементов при штатной работе всех механизмов и устойчивости копра.
     
     При обнаружении во время испытаний каких-либо дефектов последние должны быть устранены, после чего испытания, вызвавшие появление этого дефекта, должны быть повторены.
     
     8.5* Геометрические показатели проверяют в соответствии с ГОСТ 27256.
__________________
     * Нумерация пунктов в соответствии с оригиналом. Примечание .
      
     
     8.6 Проверку массы копра и его составных частей проводят в соответствии с ГОСТ 27922.
     
     8.7 Скорости подъема и опускания, а также частоту вращения проверяют по ГОСТ 27251.
     
     8.8 Ресурс проверяют при работе в условиях эксплуатации.
     
     8.9 Удельное давление на грунт гусеничных копров проверяют в соответствии с ГОСТ 30067 (приложение Д).
     
     8.10 Конструктивные параметры и наличие необходимых комплектующих изделий проверяют по конструкторской документации, нормативному документу на копры конкретных моделей, а также визуально.
     
     8.11 Контроль лакокрасочных покрытий проводят по эталонным образцам, а также визуально оценивают отсутствие дефектов, не допустимых по ГОСТ 9.032. Внешний вид металлических и неметаллических неорганических покрытий проверяют по ГОСТ 9.302.
     
     8.12 Проверка требований эргономики, безопасности и охраны окружающей среды - в соответствии с ГОСТ Р 50906.
     
     8.13 Проверку слышимости звуковой сигнализации при передвижении копра проводят в соответствии с ГОСТ 29292.
     
     8.14 Проверку освещенности рабочей зоны собственными источниками света проводят по отраслевой документации.
     
     

     9 Транспортирование и хранение

     
     
     9.1 Группа условий хранения и транспортирования копра 7 (Ж1) по ГОСТ 15150.
     
     9.2 Транспортирование осуществляют любым видом транспорта в соответствии с действующими правилами.
     
     9.3 Мачту, разобранную на секции, головку мачты, распорку и лестницу транспортируют без упаковки.
     
     9.4 Съемные детали и сборочные единицы транспортируют упакованными в деревянные ящики, соответствующие ГОСТ 2991.
     
     9.5 Базовую машину транспортируют в соответствии с нормативным документом на нее.
     
     

     10 Указания по эксплуатации

     
     
     10.1 Копры эксплуатируют в соответствии с эксплуатационной документацией на копры конкретных моделей и требованиями ГОСТ Р 50906.
     
     10.2 В эксплуатационной документации должен быть приведен перечень инструментов и приборов для обслуживания копра по ГОСТ 28983 и ГОСТ 27253, а также перечень приспособлений для ремонта по ГОСТ 27718.
     
     

     11 Гарантии изготовителя

     
     
     11.1 Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие копра требованиям настоящего стандарта и технических условий на конкретные модели при соблюдении условий монтажа, эксплуатации, транспортирования и хранения.
     
     11.2 Гарантийный срок эксплуатации копра не менее 12 мес со дня ввода в эксплуатацию или не менее 18 мес со дня отгрузки потребителю, но в пределах моторесурса, установленного в нормативном документе на копры конкретных моделей.
     
     
     
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2000