Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/24/875437326.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2008 года Дело N А19-13402/07-Ф02-808/2008


[Суд установил, что надлежащим ответчиком по делу о взыскании убытков с субъекта РФ, связанных с реализацией льготной оплаты гражданами за жилье и коммунальные услуги, является РФ в лице Минфина, т.к. в федеральном бюджете необходимая сумма для выплаты расходов, связанных с предоставлением данных льгот не была предусмотрена; денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом были выделены субъекту по исполнению обязательств по оплате льгот в недостающем размере]
(Извлечение)

      Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Сетевая компания "Иркут" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 186 171 рубля 12 копеек - суммы убытков, связанных с реализацией льготной оплаты гражданами за жилье и коммунальные услуги по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" за 4 квартал 2004 года.

      К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Иркутска, департамент социальной защиты населения Иркутской области.

      Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2007 года иск удовлетворен. С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 186 171 рубль 12 копеек. В иске к Иркутской области в лице департамента финансов Иркутской области отказано.

      В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2007 года не проверялись.

      Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение.

      Как полагает заявитель кассационной жалобы, у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска, поскольку предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" денежные средства для финансирования льгот по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" переданы субъектам Российской Федерации в полном объёме.

      По мнению заявителя кассационной жалобы, истцом не доказан состав гражданского правонарушения, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания убытков.

      Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

      Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.

      Представитель ООО "Сетевая компания "Иркут" возразил против доводов кассационной жалобы, указав на их необоснованность.

      Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и норм процессуального права при принятии обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены.

      Согласно иску заявлено требование о взыскании убытков, возникших у организации от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".

      В обоснование своих требований истец ссылается на то, что в 4 квартале 2004 году в соответствии с указанным Законом оказывал реабилитированным лицам и членам их семей льготы по оплате коммунальных услуг. Поскольку расходы истца по предоставлению льгот были возмещены не полностью, истец просил в судебном порядке взыскать с Российской Федерации задолженность в сумме 186 171 рубля 12 копеек.

      Как следует из материалов дела, истец на основании пункта "ж" статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2004 году предоставлял льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50% от стоимости гражданам, имеющим право на данные льготы.

      Удовлетворяя заявленные требования за счет казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что истцом доказаны наличие и размер убытков, возникших в результате неполного возмещения расходов по предоставлению льгот согласно Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".

      Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Иркутской области правильными.

      В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и пунктом 9 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N419, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на снижение размера оплаты жилья на 50% в пределах социальной нормы площади жилья, а также скидку в размере 50% с установленной платы за пользование коммунальными услугами в пределах нормативов потребления коммунальных услуг и со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.

      В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

      Во исполнение названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N419 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (далее - Положение), в соответствии с пунктом 14 которого расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением расходов из федерального бюджета.

      Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.05 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

      Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

      Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

      Арбитражный суд Иркутской области установил, что все денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом 2004 года и выделенные Иркутской области по исполнению обязательств по оплате льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", распределены в полном объеме.

      Доказательства нецелевого использования полученных Иркутской областью в 2004 году средств на реализацию Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" в материалах дела отсутствуют.

      Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме расходы истца.

      Исходя из анализа постановления Правительства Российской Федерации N584 от 15.08.01 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", Арбитражный суд Иркутской области пришел к правомерному выводу, что в федеральном бюджете необходимая сумма для выплаты расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", не была предусмотрена. Поэтому следует признать обоснованным вывод Арбитражного суда Иркутской области о том, что компенсация расходов, понесенных истцом, должна производиться за счет средств федерального бюджета и надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

      При таких обстоятельствах судебный акт вынесен с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

      Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

      Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2007 года по делу NА19-13402/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

      Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

  

Председательствующий судья
...
      
Судьи
...